Молодежь должна возродить надломленный характер нашего народа
- В годы советской власти многие лезгинские традиции были уничтожены. Как средневековые и отжившие свой век. Это привело к тому, что национальный характер нашего народа был надломлен. Начали распространяться такие пороки, как пьянство, неуважение к старшим, разводы и разрушение семей.
Сегодня на фоне возрождения ислама на Кавказе все больше лезгинской молодежи призывает возрождать лучшие образцы лезгинских традиций. Чтобы вернуть нашему народу наш национальный характер, духовность, дисциплинированность и ответственность. Возможно ли это сегодня после десятилетий борьбы с лучшими образцами нашей традиционной культуры и духовности?
Я думаю, что возможно. Мы разработали специальный учебный предмет «Культура и традиции народов Дагестана» для преподавания в школах. И этот предмет существует уже 20 лет и преподается дагестанским школьникам. Этот учебный курс знакомит наших детей с традициями нашего народа. Есть еще курс «Становление мужчины», который готовит наших юношей к жизни.
Эти уроки ставят своей целью возрождение наших прогрессивных традиций, норм поведения, общения в семье и обществе. Изучение этого предмета в школе предусмотрено в течение пятилетней учебной программы – в начальной школе, в 4-ом, 9-ом, 10-ом и 11-ом классах.
Убежден, что эти предметы надо вводить с первого класса. А возможно даже с дошкольных образовательных учреждений. Чем раньше начать приобщение детей к нашей духовной культуре, тем прочнее будет основа для дальнейшего их изучения. Оттого я взялся за написание этих учебников с 1-го класса – это для самых маленьких школьников.
Есть и учебно-методические комплекты для учителя. Эта моя книга называется «Мудрые адаты народа». Затем школьники продолжают изучение этого предмета по моему учебнику в старших классах.
Если говорить о результатах подобной нашей кропотливой работе, то мы недавно провели конференцию, посвященную 20-летию введения этих этнокультурных предметов в дагестанскую школу. Там высказывались учителя, директора школ, которые подчеркнули положительное влияние этих предметов на учащихся.
Кроме того, мы для оценки итогов нашей работы провели еще и тестирование школьников. Результаты очень положительные. Школьники и их родители очень довольны. Говорят, что этот предмет надо бы ввести во всех классах.
Некоторые при этом, конечно, задают вопрос «Не будут ли национальные традиции мешать модернизации лезгинского общества?» Я не думаю, что традиции могут стать помехой модернизации. Наоборот это будет положительное сочетание мудрых и красивых традиций с технологическим обновлением нашей жизни.
Модернизация прогрессу никогда не мешает. Ведь у нас каждый шаг был связан с традициями. Мы ведь и через советскую модернизацию прошли, сохранив многие из наших традиций. И потом, мы можем определять, какие именно традиции лезгины должны возрождать.
В первую очередь, конечно, уважение к своим родителям, сыновний и дочерний долг. Затем – уважение к старым, уважение к людям, вообще, гостеприимство... И, конечно же, традиция, которая сегодня в очень плачевном состоянии – защита мужчиной чести и достоинства женщины, независимо от того, родственница эта женщина тебе или совершенно незнакомая…
Разве все эти традиции могут мешать прогрессу? Наоборот, они будут его только стимулировать, помогая нам воспитывать дисциплинированное, ответственное и чистое в духовном плане поколение лезгинской молодежи.
Информационно-аналитический центр ФЛНКА
Фото - ФЛНКА
Ниже приведены схожие материалы: