Политиканы утверждают, что кавказские танцы необходимо поместить в некие культурные резервации, отнести в разряд "табу" / Наталья Харламова
В математике есть такое понятие – треугольник, вписанный в окружность. В этом случае, каждая точка треугольника есть часть круга. Но не каждая точка круга есть часть треугольника. Точно так случилось и в массовом сознании – каждая точка Кавказа есть неотъемлемая часть России, но не каждая точка России есть часть Кавказа. Надежный принцип территориальной целостности?
Слово «кавказец» (из треугольника) давно несет негативный смысл для российского обывателя (проживающего в круге). Об этом говорят многочисленные объявления об аренде квартир с обязательным условием «только славянам», акции под лозунгом «Хватит кормить Кавказ!». И мускулистым девизом – «Не фиг тащить сюда традиции гор».
Танцев не будет!
Может это дань давним привычкам? Помнится, разочарованным в общественном устройстве дворянам (как Печорин, по сути человек лишний, то есть болотный) лекарством от сплина служила поездка на Кавказ в составе армейских подразделений. И участие в контртеррористических операциях.
Происходит некая демонизация абсолютно гуманитарных институтов культуры. Речь даже не о Коране, слове Божьем, а просто о танцах. В частности – о лезгинке. Она, словно «Марсельеза», обрела политический смысл, отдающий пещерной культурой, террором или, в лучшим случае, сепаратизмом.
Но странно, гимн тоталитаризма и массового истребления народов СССР, стал гимном демократической страны РФ, и это никого не пугает. Или немецкая песня легко стала «Варягом» – гимном несокрушимости русских моряков. Почему же вовсе не конфессиональная по своей сути, а скорее интернациональная лезгинка, радостная «трель» ногами, улыбка и гордость народа вдруг предстала в угрожающем виде?
Не потому ли, что в последний раз в кино мы видели кавказца добрым только в прошлом веке, а потом только с кинжалом? Кстати, вряд ли авторы фильма «Отец солдата» (1964 год!), в котором наши солдаты «общей» советской национальности танцуют эту самую лезгинку, могли предположить, что этот танец станет поводом для межнациональной дискуссии.
Виной тому неразумная большая политика, которая в последнее время, добралась и до культурного слоя. И перепахала его.
В темных головах культпросвета не бывает
С криком «Асса!!!» (привет Соловьеву и Цою) молодые люди лихо пускаются в пляс (во дворах, парках, ночных клубах и т.д.), чем вызывают не скрываемое недовольство у местного населения. Когда в 2007 году кавказцы устроили между собой «лезгинка-баттл» на Манежной площади, националисты не смогли пройти мимо. И устроили «лезгинку» руками. Завязавшаяся потасовка переросла в масштабное побоище и, естественно, сразу попала в центр политических дискуссий.
Чиновники потребовали от кавказцев больше не соваться с танцами на Манежку. Мол, незачем делать это напоказ, нравится танцевать – танцуйте себе дома…. У себя в треугольнике! Это – другая (или чужая?) территория. Это наш круг.
Впрочем, этакие инициативы в тупых головах возникают регулярно. Были под запретом вальс, твист и даже ча-ча-ча…
…Теперь на том самом месте поют частушки и играют на балалайках, – бабы в кокошниках и мужики в косоворотках, … И никакого эмоционального стресса больше не возникает.
Может ли язык движений быть иностранным?
Политиканы утверждают, что кавказские танцы необходимо поместить в некие культурные резервации, отнести в разряд «табу», – как, допустим, в Краснодарском крае, Ростове, Томске, – поскольку у большинства россиян они прочно ассоциируются с агрессией и демонстрацией национального превосходства. (А оно куда наглядней демонстрируется в списке «Форбса», кажется. И миллиардеры – не танцуют).
Поэтому в столице осталось меньше десяти ресторанов, в которых можно услышать кавказские мотивы. Речь, понятно не про песню «Для кого-то просто летная погода…». В большинстве заведений музыку отказываются ставить даже за деньги, а там где коммерческая жилка берет вверх, – запрашивают сумму в тройном размере.
Например, в ресторане «Зеравшан» (это заведение, носящее имя маленькой, но гордой речки, погибающей в Кызылкумах, находится на Волгоградском проспекте) заказ лезгинки стоит тысячу рублей, в то время как такса для других музыкальных произведений – триста.
«Просто нужно было найти что-то раздражающее в кавказцах, и кому-то показалось, что для этого подойдет и танец. Я не могла поверить, когда администрация ресторана, отказалась поставить нам лезгинку, из-за «страха», что в разгаре танцев мы достанем пушки (или же мачете) и накинемся на посетителей», – говорит Диана Алиева.
Лучше вскидывать руки?
Диана Алиева работает преподавателем лезгинки в школе «Kavkaz Dance», которую они с братом Рустамом открыли в Москве. Сегодня в ней обучаются более трехсот человек. Среди них – аварцы, даргинцы, лезгины, осетины, грузинские евреи. И, наверное, к удивлению большинства, четверть учеников – русские.
«На самом деле, в этом нет ничего удивительного. Настоящие люди искусства (танцоры, художники и т.п.) понимают, что единственное, что хотят продемонстрировать кавказцы во время своей энергичной пляски, так это силу и мастерство….»
«…У искусства не может быть национальности! А те, кто утверждает обратное, просто не понимают, что происходит в стране», – считает Диана.
Недавно на занятия в «Kavkaz Dance» пришла целая компания девчонок. Все русские. Они были свидетелями того самого скандального баттла на Манежке. Урок «дикости» повлиял на их решение – они захотели так вот танцевать. «Мы хотим выйти на улицу и забацать такую лезгинку, чтоб все горцы обзавидовались!», – объяснили они причину своего желания.
В той же группе занимается еще одна «русская душа» Виктория Чуткова. Девушка, правда, не собирается принимать участие в баттлах… «Мне просто нравятся эти танцы, – изяществом, сдержанным достоинством, целомудрием, и – страстью, остротой, точностью и выразительностью жеста. А еще они воспитывают, – говорит она. – Это способ постижения культуры народов – через музыку и жест. И, упаси боже, никакой политики!»
Ведь танец – это пространство рукопожатия, а не удара. И странно, что на площадях разрешено шествие с поднятыми руками, которые привыкли тянуться к пистолету при слове «культура», и запрещена прекрасная лезгинка, которая требует мастерства исполнения. Но не требует неравенства рас.