В Юго-восточной части Кавказских гор, словно атланты поддерживающие небосвод, стоят три горные вершины – гиганты. Шардаг, Киченсув (Базардюзю) и Шолбус-даг. Все вершины-красавицы - одна величественнее другой. Но одна из них, Шолбус-даг, особенная.
Гора с древних времен овеяна легендами и наполнена сакральными смыслами. Завораживающая красота, мистическая энергетика, потрясающие виды с вершины вызывают шквал эмоций. Оказавшись здесь, перестаешь думать о вопросах бытия. Отсюда они кажутся бессмысленными. Аура здесь такая, что хочется думать о чем-то высоком, духовном - вечном. Порожденный однажды божественным хаосом первозданный ландшафт, космическое безмолвие, будто с другой планеты фантасмагорические пейзажи с гигантскими скальными изваяниями внеземной архитектуры, поражают воображение, поневоле начинаешь задумываться о смыслах жизни и причинах мироздания. Вытоптанные веками страждущими бесконечно длинные узкие ленты троп, извиваясь и петляя, бережно обходя опасные утесы, причудливыми узорами уходящие на небеса, где каждый изгиб пропитан верой и надеждой, кажутся линиями жизни из прошлого, ведущие прямо в вечность.
По поверьям лезгин, на вершине этой горы живут боги. Чтобы воздать им почести и принести жертвы, люди ежегодно совершают туда священное восхождение. Высота вершины более четырех тысяч метров. По климатическим условиям высокогорья, восхождение доступно буквально несколько недель в году. Примерно с середины Июля по середину Августа. Популярность паломничества так велика, что даже за такой короткий промежуток времени там успевают побывать более пяти тысяч человек ежегодно. И каждый со своими проблемами. Но чудо в том, что, подавляющее большинство совершивших туда паломничество людей убеждены, что восхождение им помогло. Как тут не поверить в магическую силу искренней человеческой веры?
Версий, относительно этимологии названия, происхождения культов и обрядов на этой священной горе, нет. Ну, или почти нет. Люди воспринимают ритуал восхождения как данность неизвестного (забытого) происхождения. Нет пока ответа на такой всеобъемлющий вопрос: «почему боги оказались в таком экстремальном месте? Почему люди «поселили» их именно там, на территорию вечной мерзлоты, где априори невозможна всякая жизнь?». Ведь столько более пригодных мест вокруг. И нет ответа на еще один немаловажный вопрос: «может ли легенда про «простого смертного» - человека, тем более пастуха, даже если он был в народе глубоко почитаем, и невразумительная легенда про таинственного араба «аль-Бурзи», или невнятный и туманный, то ли топоним, то ли теоним - «эренлер», быть генератором столь мощного, не теряющего с годами сакральную силу, паломничество? Причем, очевидно, что паломничеству не одна тысяча лет. С некоторыми перерывами, может быть. Ведь известно, что такая масштабность по силам только богам, но никак не смертным людям, какими бы праведными при жизни он ни были. Кроме того, паломничество ведь не только и не столько к «Пиру Сулеймана». Люди приходят поклониться и принести жертвы, в основном, к другим святыням. Ежели так, то возникает вопрос: «кто эти боги, которых мы, за мутной пеленой многовековой религиозной неразберихи, перестали видеть? Ведь так же не может (не должно) быть – чтобы люди приходили к богам за помощью, а к каким конкретно не знали.
Очевидно, что вера в божественную силу горы идет из глубины подсознания людей. А подсознание формируется за долгие столетия. Зороастрийским, христианским или мусульманским миссионерам не было никакой нужды взбираться на такие высоты. Это не в их традициях. Их дома для богослужений строились рядом с людьми. Одним словом, паломничество на Шолбос-даг рождает много вопросов.
Очевидно, само священное восхождение – и все обряды и ритуалы на вершине языческие, доисламские, и идут из глубин тысячелетий. Невзирая на влияние зороастрийцев, на христианизацию Кавказской Алупании в начале IV в., и последующую жесткую исламизацию, они выжили. И христианами, и всеми захватчиками, как известно, была объявлена нещадная война древним верованиям лезгин. Они всячески старались запретить народу оперировать своей святыней. Видимо, когда не получилось, когда поняли, что это невозможно, люди невзирая ни на что, продолжают верить, они постарались подменить - наполнить культ паломничества смыслами своих религий, в том числе с желанием распространить которых, они и приходили на эти земли. Национальное самосознание, национальный дух и историческая память лезгин оказались мощнее, чем они предполагали. Люди все равно тайно продолжали верить в чудодейственную силу своей священной горы. Но старания захватчиков, все-таки, не прошли даром. Теперь там все смешалось – языческие ритуалы гармонично соседствует с исламскими.
Много вопросов вызывает происхождение села Мискинджи. Существуют письменные свидетельства, показывающие, что селу как минимум полторы тысячи лет. Но, учитывая местоположение - у подножья священной горы, наличие древней крепости с башнями (или башни отдельно), наличие нескольких древних храмов (мечети), на мой взгляд, говорит о еще более древнем происхождении села. Возможно, оно одно из первых в Самурской долине. Не думаю, что кому-то из захватчиков был резон построить там крепость. Главное «преимущество», которое гарантировало жителям любой захватчик, это была защита. Плати дань, и ты будешь защищен. Как современные бандиты. Ничего не изменилось с тех времен. А крепостными стенами огораживали свои жилища жители только в том случае, когда им рассчитывать было не на кого, кроме как на себя. Это говорит о том, что село было основано, возможно, до н.э. Единственно кто мог огородить село стеной, это первые переселенцы. Тем более, если они мигрировали из мест с «крепостными» градостроительными традициями.
То, что всем захватчиком было крайне важно закрепиться именно в этом селе, говорит о том, что село было религиозным центром региона. Что-то вроде языческого Мекка. Иначе трудно объяснить такой интерес к селу. Тут возникает еще один вопрос: «почему сами персидско-тюркские переселенцы так охотно шли в далекий горный край?» Ведь правитель не мог принуждать собственных соплеменников покидать свои родные земли и переселяться неизвестно куда. Скорее всего, их привлекало то обстоятельство, что Мискинджи был религиозным центром. А это обстоятельство предполагает, как минимум, массовое паломничество и бесконечный поток жертвенных животных и прочих продуктов и даров со всех концов региона. А это обстоятельство, понятное дело, способствует росту благосостояния села. А это обстоятельство уже, в свою очередь, приводит к дополнительному интересу со стороны захватчиков, и внешних, и местечковых. Одним словом, замкнутый круг.
Судя по письменным свидетельствам, Сасаниды-зороастрийцы привели и подселили в село своих адептов. Очевидно, с целью подмены языческих культов своими. И местные верования начинают постепенно вытесняться - синкретизироваться с зороастрийскими.
Трудно теперь доподлинно установить, до какой степени им удалась подмена религий, потому как империя Сасанидов вскоре пала под натиском арабов. Хотя кое-что им определенно удалось. Например, подменить лезгинское слово «бог - дев» персидским «худа». Вероятно, от Ахура-Мазда. И праздник «Яран сувар» частично синкретизировать с «Новруз Байрам». И еще какие-то религиозно - ритуальные манипуляции с огнем. Огонь являлся важным атрибутом и в ритуалах посвященных культу Солнца.
У зороастрийцев (огнепоклонников), одним из основополагающих религиозных традиций был странный ритуал похорон. Который сохранился в неизменном виде вплоть до наших дней. Так вот, они покойников не хоронили, и не кремировали, а выставляли на открытой местности на растерзание хищникам. Потом, обглоданные кости сбрасывали в специальную яму. Ни о чем подобном нет никаких упоминаний в наших краях. Это говорит о том, что влияние зороастрийцев минимально.
Появление арабов на исторической арене, положило конец эпохе зороастризма. Но начали процесс вытеснения языческих культов, конечно же, христианские миссионеры. Но христианство в полной мере до горных районов не добралось. Поэтому их влияние в горах оставило мало следов, хотя они, при пристальном рассмотрении, есть. Основной удар по языческим культам и их культовым сооружениям в горах нанесли – тюрки-селджуки, персы и арабы. Как известно, монгола - татары были индифферентны к религиям, поэтому их не интересовали местные верования.
Судя по письменным свидетельствам, и названию самого села, первая мечеть в регионе появилась именно в Мискинджах. Возможно, примерно в то же время, когда в Дербенте, еще при арабах. Под миски, традиционно, был переделан уже существовавший храм языческим богам. О том, что арабы приспосабливали под свои «нужды» уже существовавшие храмы, говорится и в «Алупанской книге». Как известно, и Ислам не получил сколь-нибудь серьезного распространения тогда. Северокавказские народы в полной мере перешли в Ислам буквально лет двести назад, под влиянием суфийских миссионеров, а некоторые и того меньше. Ислам еще долго продолжал существовать в «зачаточно - анабиозном» состоянии в границах отдельно взятого села. Подавляющее большинство продолжало оперировать языческими богами.
Потом, примерно с экспансией Сефевидов, начинается шиитско - суфийская история. Есть основания полагать, что при Сефевидах была еще одна миграционная волна из Персии. На этот раз шиитов. Возможно с тюркско-каджарским элементом. Под влиянием миссионеров – шиитов – суфиев, остальные селяне принимают шиизм. Видимо, помнящих о своих персидских корнях, жителей села, по понятным причинам, чутко реагировавших на процессы, происходящие на своей прародине, было не трудно обратить.
Вероятно, в это же время сформировалась первая суфийская обитель на склонах Шалбос-дага.
Так или иначе, жители этого села, очевидно, были первыми приверженцами Ислама в регионе. Люди их так и прозвали - «приверженцы миски» - «мискидикай(р)». Или «мискидиквайбур». Мечеть по-араб. «масджид». Но лезгины придерживаются персидско-латинской транслитерации - «mosque» – миски. Со временем это определение так и закрепилось за селом, а настоящее название было утеряно. Есть мнение, что другой топоним - «Мискинджи», персидского происхождения и означает - «степенное поселение». На мой взгляд, странное объяснение. Возможно, оно образовалось путем слияния персидско-латино-лезгинского «миски» и арабского «масджид» - Миски-джи-д. Возможно, это как-то связано с теонимом – Георгий (Победоносец). В арабской транскрипции – Джирджис – Гиргис - Хидир Наби. Как, например, осетинское культовое село Дзивгис. Учитывая, что компонента «джи» является тюркским суффиксом принадлежности, не исключено, что «миски – джи», имеет смысл «мискинские». Этот же суффикс вошел и в лезгинский язык с тем же смыслом, слегка исказившись - «чи» - миски-чи – мискин-чи. По некоторым свидетельствам, тюрки-сельджуки имели большое влияние в регионе. Считается, что они внесли большую лепту в исламизацию юждага. Возможно оно где-то и так, но за период доминирования последовавших за ними нейтральных монгола-татар, люди вновь вернулись к своим языческим богам.
Что касается влияния христианства. По законам человеческой веры, хоть какие-то следы христианской истории должны были остаться в памяти народа, за неимением значимых письменных свидетельств.
В некоторых селах Самурской долины буквально до недавнего времени суеверные бабушки, по мере надобности, призывали на помощь некоего пророка Хидир –Нэби. Они, конечно же, не помнили кто он, но помнили, что зовут его пайгъамбар Хидир Неби, и что он должен помочь.
А «Хидир нэби» не кто иной, как тот самый Георгий Победоносец, который почитаем в Грузии, Осетии и в России. Но в восточной (арабской) транскрипции - Эль-Хадер (Хидир-Нэби) – Гиргис - Джерджис. А «Наби» (араб. نبي — пророк.
Надо сказать, что история происхождения святого Георгия темная. Начнем с того, что имя Георгий происходит от древнегреческого – Георгиос (земледелец), и был одним из эпитетов Зевса. Второе, никакого святого Георгия не существовало на самом деле. Его образ вымышленный, и некоторые исследователи считают, что он был придуман христианами, чтобы подменить им олимпийских богов. В первую очередь Аполлона. В его «биографии» есть эпизод, где он «восстает» против именно Аполлона: «…Георгий осенил себя и статую Аполлона крестным знамением — и этим вынудил беса, обитавшего в ней, объявить себя падшим ангелом. После этого сокрушились все идолы в храме».
В «сопроводительных» легендах святого Георгия прямо говорится, что он призван уничтожить язычество: «идолопоклонники семь лет и семь дней мучили его, потом по его молитве с небес сошла молния и испепелила всех идолов, а земля разверзлась и поглотила жрецов». Или «Святой Георгий перекрестил статую Аполлона, и она рассыпалась в пыль».
«Святой Георгий» был хитрым ходом и сильным оружием в руках христианских миссионеров.
Считается, что главным подвигом святого Георгия является убийство мифического змия - дракона. Он так и изображается, например, на гербе Москвы. С моей точки зрения, в этом-то и была вся хитрость. В древнегреческой религиозной мифологии со змием (злом) дрались оба главных божества, имевших распространение на Кавказе. Зевс с Тифоном, Аполлон с Пифоном. В змия традиционно вкладывали смысл «богомерзкий». А православие вложило - «язычники». То есть, Георгий это христианский святой, который поборол язычество. Подменяли не только культы этих двух богов, но и Диониса и Кибеллу-Артемиду.
Например, неслучайно в фольклоре лезгин присутствует поверье, где Хидир Наби может пробраться в дом незаметно, в образе кота. Возникает вопрос, откуда образ кота, почему именно кота? Тут придется вновь обратится к древнегреческой мифологии. В мифе о битве Зевса и змия Тифона сказано: «Когда вдруг восставшие из земли чудовище бросилось на Олимп, боги ужаснулись. Они побежали, превратившись в различных животных. Зевс превратился в барана, жена Гера - в корову, Аполлон в ворона, Артемида - в кошку».
Также в мифологии лезгин пайгъамбар - Хидир Наби имеет братьев Хидир Ильяса и Хидир Идриса. У мусульман Хидир Наби (Джирджис) считается одним из четырех пророков, наряду с Исой (Иисус), Ильясом (Илия) и Идрисом (Евнох). То есть четыре пророка: Хидир наби, Иса наби, Ильяс наби и Идрис наби.
О том самом «брате» - Ильяс Наби (Хидир Ильяс) пишет Лермонтов в своем «Ашукь Къарибе»: «… Ашик (ашукь) взял кусок земли из-под копыта белого коня, но только он поднял голову, всадник и конь исчезли; тогда он убедился в душе, что его покровитель был не кто иной, как Хадерилиаз (св. Георгий)». «Хадерилиаз» - Хидир Ильяс. Видимо, тут недопонимание Лермонтова. Не Хидир Ильяс, а Хидир Наби.
На Кавказе функции олимпийских богов были синкретизированы. Отделить функции одного от функций другого неискушенному человеку было делом весьма трудным. Поэтому наделив «нового пророка» значимыми в народе подвигами, которые были неразрывно связаны с двумя главными языческими божествами, христианским миссионерам было проще подменить их культы. Все зависело от местности. В какой местности какой бог был почитаем, того и подменяли Святым Георгием. В Осетии и Грузии в основном – Зевса и Диониса, у лезгин – Зевса и Аполлона.
Видимо, арабы (первые исламские миссионеры), когда увидели, что как удачно христианским миссионерам удается подмена, Святой Георгий, полной копией, появился и у них, но под другими именами. Теперь уже арабом не составляло труда Георгия «переименовать» в Дживджиса и Хидир Наби. Но я не смог найти объяснение тому факту, почему в разных местах его называли по-разному. Где Джирджис, а где Хидир-Нэби. Например, в старолезгинском селе Аран-къала, на территории современного Азербайджана, сохранилось святилище этого пророка. Сейчас он объект паломничества, так и называется - «святилище Пророка Джирджиса».
Складывается впечатление, что история с «Хидир Наби» заканчивается с появлением суфиийских миссионеров. Этот пророк под тем же именем почитаем и у курдов – езидов. Но они так же считают, что корни «Хидир Наби» надо искать в христианстве. То, что в православной Осетии почитают Святого Георгия, а культовое в древности село называется в арабской транскрипции – Дзивгис (Дживджис), лишнее подтверждение тому, что сначала христиане «внесли» культ Георгия, а потом арабы его «присвоили и модифицировали».
Как уже было сказано, базилики олимпийским богам на вершинах хребтов и на высоких скалах, были у многих народов Кавказа. Но называли они их по-разному. (Рис.1) Например, есть он и у ингушей, называется - «Тхаба – Ерды». Сохранился почти в первозданном виде. С этим названием, судя по всему, этимологически связан и гидроним «Теберда». Храм имеет все признаки принадлежности к олимпийскому богу, в частности богу Дионису. Там даже на барельефе изображен восседающий на троне Зевс, а перед ним предстоит Дионис. Но Зевса принимают за Христа. Но это сравнение имеет много несоответствий. На алтаре для жертвоприношений храма выложен большой каменный крест. Это говорит о том, что храм христианские миссионеры «переделали» в церковь.
Историки до сих пор не могут объяснить этимологию названия. Есть несколько версий, но все они вызывают споры. Вероятно, христианские миссионеры его тоже «переименовывали» в храм Георгия Победоносца. Н мой взгляд, в топониме «Тхаба Ерды» явственно слышится отзвук искаженного лезгинского «Хидир Неби».
По мнению многих авторов, почти все более или менее крупные храмы христианскими миссионерами были переделаны в церкви, потом использовали их мусульмане. Через некоторое время они стали их разрушать и строить свои мечети по новым архитектурным стандартам. Поэтому ничего удивительного в том, что храмы в первозданном виде сохранилась, в основном, именно там, куда исламизация, мягко говоря, не добралась в полной мере, и не прижилась. В Грузии, Осетии (Северная и Южная), Ингушетии. С учетом того, что ингуши приняли Ислам одними из последних среди кавказских народов - буквально лет сто назад. И еще он сохранился у удин-христиан - Храм Святого Елисея в Ахсу, недалеко от Ниджа, на территории современного Азербайджана.
Кроме как распространением своих религий (подменой), трудно объяснить, почему персов каждый раз подселяли не где-нибудь, а именно в Мискинджи, хотя можно было бы в другом, более подходящем, месте. Например, где-нибудь на равнине, где тепло и много земли. Что было бы логично, учитывая, что они из жарких мест. Видимо, персы считали, что эффективнее всего поможет распространению своей религии, если в ключевой «объект» языческих верований, «внедрить» своих адептов.
Теперь по существу.
Очевидно, что в основе топонима «Шалбус-даг» лежит знакомое нам всем легендарная древнегреческая гора - «Олимбос» (Олимп). Как известно, именно на этой горе, по древнегреческим верованиям, жили боги. Прежде всего, верховный бог Зевс.
И здесь, согласно лезгинской мифологии, которая, несомненно, являлась в древности частью т.н древнегреческой, с которой они мигрировали на Кавказ из эллино-италийского социокультурного пространства, так же живут боги. Можно сказать, что лезгиноязычные народы «пришли» на Кавказ в незапамятные времена со своими богами и их жилищем – Олимбосом.
Если задаться вопросом: «что за боги живут на горе?», то мы непременно придем к олимпийским. Нет кроме них богов, живших на горной вершине. Исключительно исходя из этого утверждения, можно объяснить священное паломничество на гору. И исключительно исходя из теории о том, что многие кавказские народы когда-то вышли из древнегреческого социокультурного пространства, можно объяснить то обстоятельство, что храмы своим богам кавказские народы непременно строили на самых высоких вершинах и на скалах, где только они физически могли это сделать. Чтобы ближе к богам. И хоронили покойников на вершинах, в специальных каменных склепах с той же целью – чтобы ближе к богу загробного мира. Чтобы легче было тому забрать усопшего в свое царство. Других объяснений, на мой взгляд, нет и быть не может. Любые другие объяснения, при внимательном изучении, не выдерживают никакой критики.
Очевидно, со временем, адаптация чуждого для лезгинской фонетики топонима «Олимбос», к нормам лезгинского языка, происходила по следующему сценарию. Безударный звук «им» редуцировался. Слово приобрело первоначально форму - «Олбос». Первый ударный звук в слове «Олбус» не «о» и не «а», его невозможно передать кириллицей. Нечто среднее между этими звуками. То есть (ОА)лбос. Учитывая, что лезгинский язык не «любит» открытых звуков в начале слова, туда со временем органично встает звук «ш». Возможно, потому, что звук «ш» доминирующий в слове – шар (царь) - верховный, великий, предводитель. В конечном варианте получилось - ш-Олбос.
К слову сказать, персонаж лезгинского фольклора по имени «Алпаб», а в некоторых селах Самурской долины ее зовут – Олбоси, которая спускается с горной вершины, очевидно, жена Зевса - Гера. Которая, как известно, «живет» там, в пантеоне олимпийских богов. Именно ревнивая Гера старается всячески навредить женщинам, которых Зевс одаривал своей благосклонностью. Именно она преследовала Лето, устраивая всяческие козни, препятствуя рождению близнецов – Аполлона и Артемиду.
Это опять Мурадалиев писал?) во не успокоится человек. Может еще какие мифы кроме греческих почитаешь, японские или австралийские. 100% похожие слова найдешь
Немецкий путещественник и по совместительству разведчик Я. Рейнеггс, в 80-х годах 18 века утверждал, что "табасараны занимают весьма общирное и плодородное пространство на Южном хребте Кавказа до некоторой высокой и весьма утесистой горы, Шах-Даги называемой".
Насколько я знаю, гора Шалбуз-даг расположен в Дагестане, а гора Шах-даг дальше, в Азербайджане. Следовательно, согласно Я. Рейнеггсу, получается, что гора Шалбуз-даг расположен на табасаранской земле.
Гейвара ,понимаю что ты не чистый горец а къажаревший табас,или наоборот,поэтому не 7покалений а хотя бы прадеда наверное незнаешь.Так вот дед твоего деда это уже 18век примерно,для этого не нужно ссылаться на немца или бухарика какого-то,ты должен знать где жил(,дом) где похоронен,понятно что ты кочевник ,но близкие покаления хотя бы знать надо.
Этот Рейнеггс еще считал, что баварию создали протопредки аварцев. Как я понимаю, если немец сказал, то это уже должно восприниматься за истину?
Хотя, если считать, что табасаранцы - это лезгины, то да, до шаг-дага были на лезгинской(табасаранской) земле. Странно то, что ни один табасаранец не хочет забрать эти земли у Азербайджана.
Твоя личная табасаранская земля находится на Марсе и там твоя гора с названием Ламран васункьил. И смени ник не пачкай имя Великого интернационального Человека, тебе патологическому националисту он явно не подходит.
И Марс тоже табасаранская земля?Как пишет современной ученый Алик Насруллаев "занимали там обширные плодородные территории возле васункиль" Гейвара теперь везде будет тыкать этим фактом.
Уважаемой ЛЕЗГИЯР, админ, журналист почему нет мой коммент про Че Гевары. с уваж Таривердиев.
Ответ: Уважаемый Таривердиев, ваши сообщения все были одобрены, они не нарушают правила сайта. Возможно вы написали сообщение под другим материалом или же не успели отправить.
Легкоатлетический стадион «Труд» в Махачкале назовут именем двукратной олимпийской чемпионки Елены Исинбаевой.
«Расположенный в центре столицы республики всенародный стадион “Труд” планируется переименовать в стадион имени неоднократной рекордсменки мира в прыжках с шестом, нашей землячки Елены Исинбаевой», – приводит РИА «Дагестан» комментарий представителя министерства по физической культуре и спорту республики.
Стадион «Труд» предназначен для занятий лёгкой и тяжёлой атлетикой, теннисом, стрельбой из лука, пулевой стрельбой, воркаутом и игровыми видами спорта, такими как футбол, волейбол и баскетбол.Источник: РИА «Дагестан»
Грешным делом всегда казалось, что присвоение имени человека при его жизни учреждению, улице, зданию как-то мало вяжется с простой человеческой этикой. И терзают к тому же смутные сомнения, чего здесь больше - дани уважения к именитой спортсменке или поклонения спортивному функционеру с очень серьезными перспективами в карьере в будущем... По отцу она табасаранка.
Ле Гейабай ты позорь и гнойная раковая опухоль на теле братского нам табасаранского народа. Твоя цель раздуть пламя межнациональной ненависти между нашими народами по указанию твоих хозяинов- отдельных представителей северных этносов Дагестана разобьется об многовековую добрососедскую реальность. Судя по комментам на других сайтах, ютуб где есть информация об моём народе ты изливаешь только словесный понос и отправляешь окружающий мир зловониями. Ты кто такой давай досвидание!! С такими как ты связываться значить подобно тому, чтобы себя не уважать.
ЧеГевара! Ложу правую руку к своей сердце и.... говорю вам,я никогда не был национальстом и в облаках не летаю я земной человек, я лично горжусь вами что вы и некоторые Табасаранцы активно участвоваете в этом сайте, что лезгины вам не безразлично. Я только с этого точку зрение общаюсь с вами.Эта споры ест двигатель прогресса в том числе развитие обоих наш нации. Алик Насруллаев прав, вы не один а так же Майсум Табасаранский ваш профес дгу, везде ходячий Мукаил Гамидов везде кусает лезгин.Эта хорошему не ..... я вижу лезгины пишут что то вам не нравится эта наш личное дело что правда не правда.я знаю что лезгин был и останется старшим братом юждаге.У Лезги по этому в отношениях ест недостаток я много раз от (цахур рутул удин особенно в Азерб)табасаранцев агулов слышали и говорили что нас не признают Лезгины как близкий народ по духу и языку(ЭТА ГРУБЕЙШИЙ ОШИБКА С НАШЕЙ СТОРОНЫ).И еще у вас отложилось(мы все жертва политики и агитации) в памяти в время куммуняков (уравниловка) сильных ущемляли а слабых поддерживали возвышали(по понятным причинам) и время лечит и все станет на свою месте и то на время. Жизнь эта вечная борьба а надо жить без войны!
Как и кто тебя не знающего ни одного слова кроме къажарского должен признать? Забирай своего корифана и на своих сайтах обсуждайте свои проблемы. Какого черта я должен здесь во всех темах табасов обсуждать? мне это и в х.. не уперлось. Админы если не хотите просто избавиться то г...на на сайте в лице ЧГ-ры, можно по теме регулировать сообщения.
ЧЕ Гевара! Почему и зачем вы и еще несколько человек против Лезгин? Двумя словами напиши откуда у вас это "ненависть" к чему эта,тут что та не то? От чего и что пробуждает вас?. Почему такое наклонность? На пиши хот ради спортивного интереса, или на вас отдельных людей давка откуда эта, какой смысл? Стимул какой? и.т д.......... Лезгины вид большинством к вам с уважением......
Ув.tariverdiev! Никто не имеет право декларировать что-либо от имени ЛЕЗГИНСКОГО народа. Вас я понимаю :Любовь зла, полюбишь и табасарана. Но остальных увольте от этой участи. Не бывают у НАРОДА братья вне НАРОДА.Как и вне семьи. Братья ЛЕЗГИН, только и только, ЛЕЗГИНЫ ! P.S. Любвеобильные :интернационалисты:вызывают сомнения в искренности декларируемых ими чувств. Все народы-САМЦЫ ! И,когда один народ любит другого,-возникают вопросы: Почему? За что ? Для чего ? P.P.S. Самый интересный момент: Антиподы в ИНЕТЕ получают зарплаты в одной кассе !
.......... Лезгины вид большинством к вам с уважением......
Я тоже с уважением отношусь к нормальным лезгинам, не страдающим национализмом и не считающим табасаранский народ "лезгинским", "лезгиноязычным" народом. Как может быть табасаранец имеющий свой родной язык, говорящий на нём, "лезгиноязычным" ? Когда лезгины прекратят информационную войну против табасаран,с целью лезгинизировать табасаран, начатую Самурским, тогда не будет негатива к вам. Относитесь к нам как к равному, равноправному народу, соседу. Численность народа тут не при чём, мы все равны. А так, среди вас действительно много хороших, отзывчивых людей.
Абдулгамидов, ты долго будешь флудить? Яда, ты уже дедушка по возрасту, тебе уже 60 лет, а маешься такой дурью. Или ты думаешь, что если "не видно", то все можно? Ты как страус
да этот человек реально в параллельном мире живет. он думает что если кто-то не воспринимает его бред - то это всего лишь один человек под разными никами)) такая вот мания величия у нашего рамона). А человек к которому он обращается тоже тот еще подлец и сволочь - но он хотя бы адекватный
Главные симптомы твоей болезни, что ты не воспринимаешь никого, кроме себя. Именно поэтому ты, как маньяк, с десятков закрытых страниц, пишешь под публикациями любого лезгина, пытаясь дискредитировать их. Начиная с выдающегося Ярали Яралиева. Ты до того сошел с ума, милок, в своем воспаленном воображении "собственной гениальности", даже пытаешься превознести своего безобразного "Биляла Адилова" над самим Стальским. Экьейхо, обратись к психиатру. Иначе тебя упекут принудительно
Ты реально не в себе Рамон. вот все что ты пишешь - точно про тебя.Это серьезный симптом. Ты просто на минутку представь что могут быть другие люди которые твою чушь не воспринимают вместе с яралиевской.ты же не можешь)свято веришь что все вокруг абдулгамидов) а ведь взрослый человек, седой, мозги по ходу испаряются
Проблема в том, что у тебя воспринималки нет. Возможно, когда-то оно у тебя и было, судя по тому, что ты кандидат наук, но шизофрения и синдром "собственной гениальности" все съела. Так что, все твое восприятие засунь себе в одно место
Анонимно пишет: "Странно то, что ни один табасаранец не хочет забрать эти земли у Азербайджана".
На мой взгляд, главная задача для патриотов Южного Дагестана - это деазербайджанизация персов, арабов, терекемейцев и других народов записанных азербайджанцами в 1936 году по указу Сталина из-за их тюркоязычности. Тогда "азербайджанцы" потеряют пост главы Дербентского района. Приложить максимум усилий, чтобы свести к минимуму роль и влияние "азербайджанцев" в Южном Дагестане.
Потомки захватчиков дербентской земли, которые почти беспрерывно воевали с нашими предками, хорошо замаскировались благодаря Сталину. Надо их вывести на чистую воду, пусть будут тем, кем они есть на самом деле.
Да ТАТЫ исчезли, когда у них спрашиваешь: они говорить по турк. с обидой ТАТЛАР ЧЕЗДИ(ростворился куда та) ТАТЛАР ЙОХДУ(нету)??? Они та ест ну самом деле нет? В Азербае 1989 году до переписа 500тыс чел. лезгин не признавали как лезгин.( одного факта хватает когда проект Шахрая)В Хачмазском районе убрали нач паспортного стола и клеветали его, что он детей ворует?!.У этого нач паспорт стола народ говорил рука у уставал печати ставит для обмена, вместе Азерб переделали на Лезги.Они все думали что скоро будет Лезгистан а получилась.........Если не перестройка скажи МС Горбачеву спасибо, он относился к нам уважительно и ценил нас а то.....
Почему-то братьев-лезгин везде и всюду тянет подстраивать свою культуру под чужие идеологические представления, в данном случае, под др.-греческие. Не лучше ли заниматься вопросами своей реальной истории и культуры, чем пустым мифотворчеством? И вообще, с чего они взяли, что в древности у лезгин был пантеон аналогичный греческому, а не собрание духов, как, например, у китайцев или японцев?
Экьейхо маньяк, ты самая большая проблема сегодня для всех активных лезгин. У тебя одна задача, трусливо спрятавшись, облить всех их грязью, что ты успешно делаешь. Все что ты умеешь, это из темноты гадить, это твой уровень. И перестань думать, что твои "гениальные разоблачения" лезгин и прочие комментарии на любую тему везде, по 300 штук в день, могут на что-то повлиять. Они за версту пахнут завистью, ревностью, шизофренической злобой, и они яйца выеденного не стоят
Да никуда лезгин не тянет,ну есть пара тройка занимающихся ерундой,в конце концов в свободном обществе каждая взрослая особь вправе тратить свою жизнь и время по собственному усмотрению.
Значит ест какие та связи или родства или тяга, как говорят случайности не бывает может зов предков, по этому лезгины везде по всюду,они (наш ученые) даже больше будет интересоваться так что нас не остановит. У нас очень сильно молодёжь тянется к науку к всему. Наш молодёжь учится Гарварде Кебридже Сорбонне(у меня племяник учится за счет гос-во Азерб) эта он мне рассказывал, так что у лезгина тяга к всему.....
Уважаемый, вы говорите , что ваш племянник- Лезгин, учится заграницей за счёт Азербайджанского государства? А Россия посылает Лезгин заграницу за счёт государства?
За счет государстве из РФ не могу сказать, мне знакомы за свой счет учится Лезгины Сарбонне Гарварде Каире Бонне.Они там сначала живут 2-3 года потом поступает