Наша задача – сохранить родной язык и культуру, несмотря на разделенность
Эседуллах Наврузбеков, художественный руководитель Лезгинского драматического театра имени Сулеймана Стальского.
- Лезгинский театр после краха Советского Союза переживает непростые времена. Первое, с чем мы столкнулись после развала единой страны – это проблема организации гастролей в те новообразовавшиеся государства, в которых проживало значительное число лезгин.
Граница встала между нами. Раньше мы свободно совершали гастроли в соседние союзные республики. Но сегодня даже через 10 лет нам не удается посетить наш народ, который остался за границей. Тут мы сталкиваемся с транспортными, финансовыми, организационными проблемами.
К примеру, всей труппе нужны заграничные паспорта, признанным артистам приходится подолгу выстаивать в очереди на границе, чтобы пересечь ее. И все оттого, что новые государства, возникшие на обломках Союза, совсем закрыли свои границы для разделенных народов.
Единственная наша победа после развала СССР – то, что мы, наконец, получили под свой театр новое здание. Теперь у нас новый театр с очень красивым сквером.
При этом, несмотря на тяжелые десятилетия, не могу сказать, что мы потеряли своего зрителя. Скорее, наоборот, интерес зрителя к нам растет. Надеюсь, в этом есть и наша заслуга, поскольку мы стараемся ставить и предлагать зрителю хорошие спектакли.
Да, многие сегодня сомневаются в том, что у национального театра в век интернета и телевизионных шоу есть какие-либо перспективы для развития. На это я отвечаю, что театр никогда не потеряет своего зрителя. Зрителю интересно видеть со сцены живых людей. И, несмотря на интернет и на телешоу, он обязательно придет в театр.
К примеру, по просьбе зрителей мы сегодня возрождаем постановку «Периханум». Ставим и сказки и другие постановки. Мы делаем все возможное, чтобы учитывать возрастные особенности и запросы нашего зрителя. Ставим спектакли разного репертуара.
Сейчас работаем над «Ревизором» Николая Васильевича Гоголя, над сказкой Аджаматова. Выезжаем всегда в другие города республики и районные центры. Оттого могу сказать, что зритель, по-прежнему, любит нас.
Но национальный театр должен решать и социальные задачи. Театральное дело – воспитание чувств зрителя. Вся наша работа и весь наш успех связаны с этим. Какие темы будем поднимать, какие сюжеты будем со сцены показывать, а какие игнорировать… Нам кажется, что постановка «Ревизора» Гоголя - очень актуальная тема.
Потому что жизнь сейчас настолько изменилась в негативную сторону. Психология человека стала потребительской. Дикие законы рыночной экономики разбудили низкие инстинкты человека и всего нашего общества. Мы, ставя «Ревизора», к примеру, показываем со сцены, насколько эти же проблемы актуальны сегодня.
Поэтому через классику, через высмеивание вечных пороков мы берем на себя и воспитательные цели, решаем социальные и культурные задачи. Ведь еще одной нашей основной задачей является сохранение своего родного языка, своей родной культуры. Несмотря ни на какие границы.
Оттого интерес к национальному театру будет сохраняться. Тем более, если здесь будут работать талантливые люди, радеющие за свой народ, хорошо знающие родную культуру и говорящие на родном языке.
Источник: ИАЦ ФЛНКА
.
Ниже приведены схожие материалы: