Главная » 2015»Июнь»28 » Наследие «Кавказской Албании»: «От раскопок в Дербенте отстранен археолог международного значения»
16:41
Наследие «Кавказской Албании»: «От раскопок в Дербенте отстранен археолог международного значения»
По информации ряда северокавказских источников, археолог международного значения Александр Кудрявцев, профессор Северо-Кавказского федерального университета отстранен руководством дербентского музея — заповедника «Нарын-Кала» от руководства раскопками в районе древней дербентской цитадели. Комментируя ситуацию, Кудрявцев заявил, что не знает своего реального статуса на данный момент. «Я был консультантом музея на полставки, но это было при прошлом директоре Куламе Исакове. Сейчас у меня с дирекцией никаких контактов нет», — сказал Кудрявцев EADaily.
Как говорит ученый, прежний директор Кулам Исаков неоднократно обращался к нему за консультациями. «Я давал им консультации в устном и письменном виде по вопросам, которые их интересовали, в частности по пехлевийским и албанским надписям». Как только Исаков был уволен, надобность в консультациях Кудрявцева у дирекции музея отпала. «Думаю, поскольку они сейчас ко мне не обращаются, ни о чем не спрашивают, наверно, освободили от должности. Конечно, с финансовой точки зрения меня это не очень затронуло, зарплата консультанта на полставки символическая — 3 тысячи рублей», — цитирует известного археолога «Кавказский узел».
Александр Абакарович Кудрявцев — ученый-археолог, профессор Северо-Кавказского федерального университета. Родился в 1941 году в Махачкале. Выпускник исторического факультета Ташкентского университета. После окончания университета вернулся в Дагестан. С начала 1970-х годов по 1995 занимался археологическими раскопками в дербентской крепости Нарын-Кала. В древней цитадели Кудрявцев сделал ряд открытий международного значения. Во второй половине 70-х годов ХХ века он выявил существовавшее в районе Нарын-Кала древнее поселение и крепость раннескифского времени (VII-VI вв. до н.э.). В 1976—1977 годах Кудрявцев нашел следы древнего христианского храма времен государства Кавказская Албания. По словам Кудрявцева, примерная датировка возведения храма — IV — V века нашей эры, и если его расчеты верны, этот храм — самая древняя христианская святыня, основанная на территории нынешней Российской Федерации. В 1995 году был вынужден прервать раскопки в Дербенте. До недавнего времени Кудрявцев жил и работал в Ставрополе, стал деканом исторического факультета Ставропольского университета (ныне Северо-Кавказский федеральный университет).
По информации EADaily, Кудрявцев после двадцатилетнего перерыва был приглашен на раскопки в Дербент мэром города Имамом Яралиевым в 2011 году. Свою работу в Дербенте Кудрявцев фактически смог начать только в конце лета — начале осени 2013 года. Как он говорит, при новом директоре Али Ибрагимове в музее созданы все условия, чтобы никаких археологических исследований на территории музея не велось и вообще быть не могло. «Есть такое правило: чтобы получить открытый лист (лицензия РАН на проведение археологических исследований — EADaily) нужно отчитаться перед Институтом археологии РАН и полевым комитетом за то, что было сделано. Запрашивает лист обычно не частное лицо, а юридическое — музей. Они и запрашивали раньше, а меня как сотрудника музея и специалиста пригласили вести раскопки», — говорит Кудрявцев.
Далее, как говорит ученый, по закону, когда он как руководитель экспедиции сдал готовый отчет по проведенным работам руководству музея, Али Ибрагимов сделал так, чтобы ученому сорвали новый исследовательский сезон. «Он (директор музея „Нарын- Кала" — EADaily) не может редактировать или рецензировать, он должен только проверить, соответствует ли описанное место раскопок фактическому — говорит археолог — Но новый руководитель 10 месяцев держал мой отчет и подписал, когда новый сезон был уже сорван».
Кроме того, по словам Кудрявцева, музей отказывается принять материалы, обнаруженные при раскопках. «Все находки лежат в крепости, они ее не покидали, но дирекция их не принимает. Выдумывают какую-то ерунду, а без этой справки отчет не сдать», — сказал ученый корреспонденту «Кавказского узла». «Ну, если музею и Дербенту это не надо, что я могу поделать. Меня приглашал музей, уговаривал, хотя у меня много работы в Ставрополе. Сейчас, видимо, никому раскопки не нужны. Я напрашиваться не буду, просто хотел помочь родному Дербенту», — сказал Александр Кудрявцев.
Ранее о том, что Кудрявцева отстраняют от раскопок, проинформировало дагестанское региональное информационное агентство (РИА) «Дербент». В беседе с корреспондентом РИА «Дербент» от 22 июня археолог сказал:
«Официальным заказчиком раскопок на территории Нарын-Кала является музей-заповедник. По правилам, тот кто заказывает, то и исполняет. Если я больше не имею касательства к музею как научный консультант, мне делать на раскопках нечего, и заниматься исследованиями должен штатный сотрудник музея». Ученый в беседе с РИА «Дербент» также отметил, что у руководства музея «Нарын-Кала» нет никакого желания продолжать раскопки в древней цитадели. Но он все же надеется, что руководство музея наконец-то поймет, что «они должны содействовать и помогать всему, что идет на пользу юбилея Дербента». «Тем более, насчет моей экспедиции существует распоряжение Администрации президента России, которое глава Администрации президента РФ Сергей Иванов дал главе аппарата правительства РФ Сергею Приходько».
Директор музея-заповедника «Нарын-Кала» Али Ибрагимов опроверг заявления Кудрявцева о своем отстранении. «Кудрявцев должен был в обязательном порядке сдать экспонаты, но он этого не сделал, потому что на раскопках был максимум 6−7 раз за пять месяцев сезона. Привез какого-то археолога, который не мог нормально составить опись находок. Их же нумеруют, кодируют, штрихуют. Ничего этого не сделано. Как можно медь, стекло, металл в одном пакете держать без маркировки? Кудрявцев не сдал отчеты своему руководству в академию наук, не закрыл старый „открытый лист", поэтому новый ему не выдадут. Но причем тут музей?», — заявил Али Ибрагимов «Кавказскому узлу». Кудрявцева Ибрагимов обвинил в пиаре на собственном имени. «Это был пиар, имя Александра Кудрявцева использовали как бренд, чтобы показать себя, хотя на самом деле все эти работы должны были инициировать и проводить ученые», — сказал Ибрагимов.
По информации EADaily, прошлый директор музея «Нарын-Кала» Кулам Исаков был освобожден от должности в сентябре 2013 года, на его место указом министра культуры Дагестана Заремы Бутаевой назначен заместитель Исакова Али Ибрагимов — действующий директор музея «Нарын-Кала». Об Ибрагимове известно то, что до своего назначения замом директора музея «Нарын-Кала» он был главой дербентского сельхозпредприятия имени Касимова (бывший виноградарский колхоз имени Жданова). Основная специальность Ибрагимова — зоотехник, диплом историка он получил только в 2007 году. Подлинность этого диплома вызывает у дагестанских историков сомнения.
Осенью прошлого года директор «Нарын-Калы» оказался героем скандала исторического значения. Выступая как эксперт в документальном фильме, посвященном древнему Дербенту, Ибрагимов заявил, что дербентская Джума-мечеть, основанная в VII веке арабскими проповедниками ислама, «тюркский христианский храм, переделанный арабами в мусульманскую мечеть». Историки обвинили директора музея «Нарын-Кала» в фальсификации исторических фактов, а дагестанская общественность — в заигрывании Ибрагимова перед пропагандистами из Азербайджана. «На руку» последнему обвинению играет национальность Ибрагимова — он дербентский азербайджанец.
«То, что Кудрявцева убрали, чтобы на его место поставить какого-нибудь ангажированного субъекта, это очевидный факт», — сказал EADaily дагестанский политолог и этнолог Амиль Саркаров — Мы примерно знаем, кем намерены его заменить". По словам Саркарова, это Гусейн-Бала Гусейнов, дербентский азербайджанец, автор сомнительного в плане исторической достоверности учебника «Дербентоведение». «В фильме „Джума-мечеть. На перекрестке цивилизаций", где Кавказскую Албанию назвали „тюркской страной", он был главным научным консультантом», — сказал Саркаров.