Действительно, случайностей не бывает. Хотя мы и принимаем решения сами, мы принимаем их потому, что есть некая высшая неведомая сила, она подсказывает их нам. Тут мы не властны. Только проявлением высшей силы можно считать случайным приход в кино одного из студентов литературного факультета АПИ (Азербайджанский педагогический институт имени В.И. Ленина).
Произошло это в 1955 году, когда при снятии кинофильма «Бахтияр» он в числе других студентов был приглашен для участия в массовых сценах. Конечно, увидеть себя на киноэкране, мечтает чуть ли не каждый молодой человек. Это было и безумно интересно, и к тому же можно было поправить материальное положение, ведь этот студент был уже семейным человеком, молодым отцом.
Кино - захватывающе зрелище, и оно надолго закружило в вихре экранных событий молодого человека, который в 50-60-х годах прошлого века сыграл определенную роль не только в развитии советского киноискусства , но и всей культуры Азербайджана. Заинтригованы? А может, узнали о ком речь? Думаю, что многие читатели узнали моего героя. Речь идет об актере Акбере Фарзалиеве.
Актера Акпера Фарзалиева знают многие, но мало кто догадывается, что человек, сыгравший роль композитора Узеира Гаджибекова в фильме «Не та, так эта», доктора Айдына в фильме «Под знойным небом», Эйваза в фильме «Короглу», мастера Абдулы в фильме «Мачеха», агронома из «Приключений муллы», тренера по боксу в фильме «Наша улица», водолаза в «Алых парусах» - сын моего народа, лезгин.
Фарзалиев Акбер Фарзалиевич родился в селе Кегне Худат Кусарского района Азербайджанской Республики в очень большой, интересной семье, где детей воспитывали в любви и уважении ко всему родному: земле, народным традициям, искусству. Начальное образование Акбер получает сначала в родном селе, продолжает потом в Кусарах, а среднюю школу окончил в 1949-ом году в Кубе.
В январе 1951-го года он создает семью. В 1953 году поступает в литературный факультет АПИ (Азербайджанский Педагогический Институт имени В.И. Ленина). Как раз годы студенчества и стали началом служения А. Фарзалиева искусству. В июле 1956 года А. Фарзалиев устраивается на работу артистом в Государственный Драматический Театр имени М. Азизбекова, и в августе этого года он был принят на работу актером в Азербайджанскую Государственную Киностудию имени Дж. Джаббарлы.
Вскоре режиссер-постановщик Гусейн Сейидзаде приглашает А.Фарзалиева на роль Узеира Гаджибекова в знаменитом фильме «Не та, так эта». Выбор на Фарзалиева выпал не случайно: он был настолько похож на своего героя, что супруга Узеира Гаджибекова, увидев актера у себя на пороге дома, сопровождавшему его режиссеру-постановщику Гусейну Сейидзаде, расчувствовавшись, призналась: «Вы сделали мне настоящий подарок: привели моего Узеира». И вправду, все фотографии в ее доме свидетельствовали о фантастическом сходстве внешности известного композитора и актёра.
После эпизодической роли Узеира Гаджибекова была главная роль молодого доктора Айдына Зейналова в знаменитом фильме «Под знойным небом» (автор сценария Гасан Сейидбейли) известного режиссера-постановщика Летифа Сафарова. Этот фильм принес А. Фарзалиеву славу. На него, как на талантливого актера стали обращать внимание кинематографисты. Кстати, фильм «Под знойным небом» впоследствии вошёл в Золотой фонд Республики. О фильме и сейчас, через столько лет, можно услышать восторженные отзывы благодарных зрителей.
Фарзалиев всецело был охвачен киноискусством, и он вскоре был вынужден прекратить учебу в АПИ.
В 1959 году режиссер - постановщик Г.Сейидзаде снимает его в фильме «Короглу» (киностудия «Мосфильм») А. Фарзалиев не только снимается в кино, но и работает (1960-1961 гг.) ассистентом режиссера, участвует на дубляжах, выступает дублером в трюках.
В 1960 году был избран членом Театрального общества, а с 1961 года - членом Союза кинематографии Азербайджана. В годы работы в театре и киностудии он познакомился со многими видными культурными деятелями, такими мастерами искусства республики, как: Мирзеага Алиев, Сидги Рухулла, Рашид Бейбутов, Лейла Бадалбейли, Рза Афганлы, Мелик Дадшов, Агасадыг Герайбейли, Барат Шекинская, Марзийя Давудова, Мовсум Санани и др. Их талант, мастерство перевоплощения послужили для молодого актера образцом служения искусству, настоящей актерской школой.
В 1963 году Министерство Культуры направляет его в родной Кусарский район для создания национального театра. Вскоре постановки А.Фарзалиева увидят жизнь на сцене им же созданного Кусарского Народного театра. Здесь с большим успехом пройдут пьесы: «Гюльзада» (З. Эфендиев), и «Дибиров возмущается». Радио и печать Азербайджанской и Дагестанской республик с воодушевлением и гордостью отметят тогда это знаменательное событие культурной жизни лезгинского народа.
Несмотря на занятость театром и созданием ансамбля, он рассматривает приглашения на исполнение ролей в кино, но обстоятельства так складываются, что А.Фарзалиев воздерживается от согласия на участие в съемках. Так, например, произошло с фильмом «На дальних берегах», где ему предлагали главную роль Михайло.
Одним из веских аргументов, по причине которого он не принимает приглашение, - было волеизъявление родителей. Отец считал, что актерская профессия не сможет должным образом материально обеспечить семью. И по его настоянию Акбер меняет профессию: сдав в 1964 году все экзамены на «отлично», он поступает на юридический факультет АГУ в Баку. Обучаясь заочно, Фарзалиев пока продолжает работу. И с мая того же года назначается режиссером созданного им Лезгинского Народного театра, а через год (1965) - директором Дома Культуры. В том же году А. Фарзалиев был награжден специальным дипломом Министерства Культуры на II Республиканском смотре народных театров за достигнутые творческие успехи. Этот период (1965-1970гг) был самым благодатным в истории развития Дома культуры Кусарского района. Тогда под руководством Акбера муаллима выросли такие певцы и мастера танца и сцены, как: Нора Алимова, Пери Габибуллаева, Имамали Ильясов, Гаджали Ахмедов, Гани Ганиев, Додик Шальмиев, Невиддин Джигеров, Гияфеддин Гаджиев, Аскер Амирахмедов, заслуженный деятель культуры Азербайджана Рагимхан Гараханов и другие.
В 1966-67 годах под руководством А.Фарзалиева и активном содействии Гани Ганиева при Доме Культуры Кусарского района был создан лезгинский ансамбль песни и пляски «Шахдаг», которую в народе называли «кусарской лезгинкой». Для постановки танцев был приглашен специалист по танцам народный артист Дагестана Дж. Муслимов. Времена для ансамбля были не самыми лучшими: коллектив испытывал финансовые затруднения. Не хватало средств на шитьё костюмов, покупку реквизита.
В своих воспоминаниях о той поре бывшие танцоры отмечали, что Акбер муаллиму часто приходилось вкладывать свою зарплату. Результаты не заставили долго ждать. «Кусарская лезгинка» прославила не только родной район, но и всю республику. Заняв первое место на республиканском фестивале, ансамбль неоднократно побывал на гастролях в Москве и других регионах бывшего СССР, возвращался с высокими наградами и знаками признания. Заслуги Фарзалиева не раз были отмечены и руководством Кусарского района, и руководством Республики.
В этот же период продолжается его режиссерская работа в театре. А.Фарзалиев ставит в Доме Культуры имени 26 Бакинских Комиссаров в Баку пьесу «Месть», которая стала лауреатом фестиваля, посвященного 50-летию Великого Октября. В последующие годы любители народного театра увидели на сцене такие спектакли, как: «30 копеек штрафа» (1969г), «Мухтадыр» (1969 г), «Горы свидетельствуют» (1971)
С марта 1971-1978 года Акбер Фарзалиев проработал юристом Кусарского райкопиттифака, народным судьей Кусарского городского суда, имел почетные награждения. Выйдя на пенсию, продолжал свою деятельность в суде в качестве переводчика в 1994-96 годах.
Ушёл из жизни в 1999 году. Воспитал прекрасных детей, у него 11 внуков.
Фарзалиев был яркой духовно богатой личностью, образованным человеком, талантливым актером, драматургом, режиссером, автором многих интересных произведений. На слова Фарзалиева «Ожидание» («Интизар») композитор Рухенгиз Касумова написала музыку - так родилась популярная песня. Её впервые исполнил директор Театра Песни знаменитый Рашид Бейбудов, эту песню можно услышать в исполнении разных исполнителей и сейчас. Хочу отметить, что Акбер Фарзалиев стал известен широкой публике все-таки по ролям в кино. Не случайно имя его внесено в «Энциклопедию мирового кино», которая скоро выйдет в Баку под руководством заслуженного деятеля искусства Азербайджана Айдына Кязымзаде.
Так, благодаря счастливой случайности, он впервые попал в мир кино, вспыхнул яркой звездой. Проявлением высшей силы Акберу Фарзалиеву была уготована миссия служения своему народу, прославления родной культуры во Вселенной под названием ИСКУССТВО.
Спасибо Вам Гюзеля Гасанова за статью,действительно нам всем очень важно и интересно знать,что происходило во время СССР в родном Азербайджане. Недавно по азербайджанскому телевидению показали этот прекрасный фильм БАХТИЯР,правильно сказано "Все случайности не случайны", меня поразило то ,что первая слова в фильме БАХТИЯР, начинается со слова РОДИНА (ВАТАН). Спасибо всем,чьи родственники принимали в фильме БАХТИЯР участие,кто нет с нами Аллагь регьмет хьурай !!!
Эй ---ЦЕНЗУРА! Это не заявление, это вопрос! Если ты хочешь сказать что небыло никаких лезги пулы, то сообщаю,у родственников сохранились квитанции об уплате этого налога! Иншалла летом поеду к ним и выставлю на всеобщее обозрение!Так что любитель мугаматов кури бамбук! Продолжай заливать сладкие речи о нашем " кардашестве"
На сайте ЛезгиЯр среди читателей есть разные категории граждан и в том числе несовершеннолетние и дети,не веди людей в заблуждение и не ругайся. Азербайджан и другие республики южного и северного кавказа более 200 лет находится в полном и частичном зависимости от Российской империи (РФ),даже после получение независимости Азербайджан по всем вопросам регионального мирового характера учитывает интересы РФ. Во время СССР люди боялись ходить в мечеть и скрывали свои религиозные убеждение,все фамилии народов Азербайджана превратился на окончание ОВ ,независимо от национальности. Я не хочу долго тебя убеждать,что ты не прав,приважу лишь один исторический пример .Сегодня во всех учебниках истории РФ почти многие историки нас пытаются убедить,о том что Дагестан и другие республики Северного кавказа вошли в состав Российской империи добровольно а потом нагло нам рассказывают о КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ , где ЛОГИКА ???? Если ты найдешь квитанции об уплате налога Лезгинами,покажешь не нам а провопремликам СССР. Запомни навсегда Лезгины и Азербайджанцы самые близкие народы ,у каждего азербайджанца течет древний Лезгинский кровь ,ваши пропаганда надуманный и никогда не получить поддержка,потому,что она построена на мифы,легенды,на лжи,выдумки,вымысле.За 6 месяцев я от ваших соотечественников не слышал серезные аргументы,кроме слова цапаш или каджар.Даже вы пытались превратить на БАЗАР, праздник Лезгинский героический эпос ШАРВИЛИ и тут на сайте ЛезгиЯр и в другом Лезгинском национальном портале разными не нужными коментариями.Прошу тебя правильно указать свою национальность,так будет честно ,мы несколько веков находимся рядом с Лезгинами и хорошо знаем Лезгинский почерк ! С уважением !
После разоблачения всех провокаторов которые пишет оскорбительные слова от имени моих братьев и сестер Лезгин, тут и в другом национальном портале, я с спокойной душой могу слушать Лезгинскую музыку,передай своим соотечественникам,что я тут надолго,мне не безразлична судьба наших народов Лезгин и Азербайджанцев,а рассорить нас некому не удаться и не забудьте,что > МЫ < все возможна надоели читателей и создаем неудобства другим для общение с друг-другом.Личные сообщения я пишу только в ответ вам,чтобы вы тут не играли на публику и не мешали другим читателям.Если у вас будет вопросы пишите пожалуйста на ЛС ,обязуюсь не оставаться в долгу !!!