Ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, профессор кафедры всеобщей истории ДГУ Руслан Сефербеков много лет ездит по республике и, кажется, знает все о нашем прошлом и доисламском Дагестане.
Пир – так лезгины называют зияраты. Если встретите такое сооружение в Юждаге, не проходите мимо.
Под камень надо положить деньги, а те, что были там, можно забрать себе. Говорят, такая церемония приносит удачу в дороге. Правда, не знаю, как это работает. Но раз люди верят и делают, значит, и мне, гостье, непременно нужно повторить, потому как нельзя держаться в стороне, когда кто-то рядом страстно верит.
Вообще люди в горах верят в разное, за что я их очень люблю и потом всем городским знакомым рассказываю о чудесных жителях такого-то села. Например, некоторые хорошо знают, как защитить свое жилище от духов и пришельцев. А если даже и не верят в них, все равно соблюдают ритуалы по задабриванию всяких домовых и барабашек, потому что «так надо» и «так делала прабабушка». Когда они рассказывают, как кто-то из соседнего аула сам был свидетелем шабаша, – боишься и тоже веришь. А когда мне в городе не верят, почти кидаюсь с кулаками и начинаю убеждать в своей правоте, интенсивно размахивая руками.
Так вот. В тот день с обменом, как мне казалось, я все проделала правильно: денежку положила, желание загадала. Ехала и слушала рассказы попутчицы. Про то, как она маленькой девчонкой с другими такими же подростками весь день караулила проезжающие машины. Хотя место не самое доходное, на отшибе села. Мальчишки спускались за несколько километров в другое село. Но там были свои владельцы, и часто встречи заканчивались потасовкой. На собранные в течение дня деньги покупали редкие тогда конфеты, а потом пришло еще большее счастье – настоящие жвачки.
Мы ехали, менялись виды за окном и истории о том, как было и как есть. Потом наша машина сломалась, и мы заночевали где-то между Махачкалой и Магарамкентом, наверное, карма по дороге испачкалась. На этом мое небольшое путешествие закончилось. Но было много вопросов. Я точно знала, к кому можно обратиться за исчерпывающими ответами.
– На самом деле то, о чем вы говорите, – это деградация обряда, – отмечает он. – Первоначально люди молились у могилы местного святого праведника и оставляли жертвоприношение, чтобы дорога была удачной. Позднее этот ритуал превратился в то, что вы описываете. Бывает, что под надмогильным сооружением нет захоронения. Такие памятники называются кенотафами. Культ мусульманских святых восходит к культу предков, со временем переросшему в культ патрона сельской общины. Культ святых не предусмотрен исламом, который в принципе осуждает это и порицает веру в каких-либо посредников или заступников перед Аллахом. Появление культа святых явилось результатом приспособления ислама к древним традициям побежденных им религий, а почитание святых стало оболочкой, под которой внутри ислама могли сохраняться уцелевшие остатки вытесненных религий.
Как считают специалисты, исламизация лезгин (а также других народностей Южного Дагестана – табасаранцев, агулов, рутульцев и цахуров) относится к первому этапу (середина VII – середина X вв.). Все же, несмотря на более чем тысячелетнюю традицию исповедания, в традиционной духовной культуре лезгин сохранилось немало реликтов прежних форм религий, – рассказывает ученый.
Могилы святых есть во многих районах республики. Люди их помнят, почитают и передают рассказы об их жизни, а нашим читателям их передает Руслан Ибрагимович. Например, жители селения Рича Агульского района особо почитают могилу местного святого – шейха Къарай-Бада. Над его могилой возведено культовое сооружение. Поговаривают, что шейх обладал способностью телепортироваться. Для пущей убедительности приводят случай, который будто бы некогда с ним приключился. Однажды Къарай-Бада сидел на годекане в окружении других мужчин и вел с ними неторопливую беседу. Вдруг он вскрикнул, дернулся и скривился от боли. Сидевшие рядом спросили его о причине этого. Къарай-Бада ответил, что далеко в горах по направлению к их селу по горной тропинке над пропастью скачет всадник. Неожиданно лошадь споткнулась, и всадник чуть было не сорвался в пропасть, и тут Къарай-Бада мгновенно переместился к месту событий и подставил свое плечо в качестве опоры под копыта лошади, и та перескочила на тропу. Услышав рассказ, мужчины не поверили Къарай-Баде и начали над ним посмеиваться. Тогда он обнажил свое плечо, и все увидели на нем след от копыта лошади. Вскоре к годекану прискакал и сам всадник, который подтвердил все сказанное.
В селении Дулдуг есть пир, возведенный над могилой шейха Мухаммеда. Говорят, он жил в этом селении еще до революции. Некоторые якобы видели, как он однажды совершал намаз прямо на поверхности реки Чирагчай. По рассказам старожилов, когда Мухаммед верхом поднимался в гору или спускался с нее, передние и задние ноги его лошади соответственно удлинялись или укорачивались, причем сам он в седле оставался недвижим.
Рассказывают разное, и на всякое разное обязательно находятся очевидцы. В трех километрах к югу от селения находятся руины средневекового поселения ГIуне-хIур. На местном кладбище покоится шейх Ибрагим. Во время пятничного намаза люди якобы видели, как столбы огня вырывались из этого пира и устремлялись к пиру шейха Мухаммеда. Решили, что так они общаются между собой.
Следующий раз Р. Сефербеков обещал рассказать еще что-нибудь эдакое…
Как считают специалисты, исламизация лезгин (а также других народностей Южного Дагестана – табасаранцев, агулов, рутульцев и цахуров) относится к первому этапу (середина VII – середина X вв.). – рассказывает ученый. --------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------- Ключевое слово - "народности". Т.е. учёный считает лезгин народностью, а не нацией. Странно однако.
Тут воду не лей и не пыли по напрасному. Мы все родом из союза, так это тогда вывели такую градацию, у кого республика у тех нация, а другие народности, Так что это не о чем. Кстати благодари Союзное государство кое подарило тебе - НАЦИЮ.
это ты представляешь все не правильно, как тебе выгодно. Такие как ты ругают все союзное, а что им выгодно от союза представляют как факт. Это в союзе определили - кто народность кто народ , что есть нация итд итп. Политика двойных стандартов рулит у вас. Еще раз говорю - благодари Союз подаривший тебе нацию
А ты не благодари его, ибо тебе он не дал нацию))) Никто никому просто так ничего не даёт. Этого надо добиваться. Мы смогли, а вы - нет. Значит пока вы (и не только вы) не достойны быть нацией. И где ты видел, чтобы я ругал Сов.С.? Примеры в студию.
А чего сейчас вам не дают права создать автономию в составе такого хорошего гос-ва как РФ? Даже править вами казахи будут теперь. Совсем Путин не уважает вас.
А что ты постоянно провоцируешь. Такие как ты хотят кинуть дагестанские народы на антироссийские баррикады. Вначале прошлого века вам подарок сделали и сейчас хочешь нахаляву за счет других. А в России не сегодня завтра будут созданы автономии дагестанских народов . Отдельные. По твоим словам Россия не права -не дает нам автономии. Предположим - она такая плохая. А чтож в братском Азербайджане не дают автономии тылышам, лезгинам, аварцам, удинам , рутулам, табасаранцам, курдам и многим другим компактно проживающим на территориях своих предков.
Так это не я провоцирую. Наоборот, мне кажется, что если в Дагестане начнут делить на отдельные автономии, то вы все там передерётесь. Границы не сможете установить. Провоцируют ваши эмиссары наших братьев, азербайджанских лезгин, аварцев, талышей. И у нас унитарное государство ни у кого нет автономии, а РФ федеративное государство. Всем РФ дала автономию, а дагестанцам - нет. Почему? Чем вы хуже других.
ты очень скользкий. И мне противно ты не отвечаешь на поставленный вопрос Россия вам дал автономию, а Союз придумал как нацию. Это знают все. Спроси у своих старших - чьим ты будешь и они если честно скажут - кем угодно только не азербайджанцем.
Сам ты скользкий. Почему это я должен отвечать на твои вопросы, а ты на мои - нет. Нам Россия ничего не дала, Она вернула нам то, что нам принадлежит. А вам не вернула. И ты сам иди спроси у своих старших, кто ты, если сомневаешься в своём происхождении. И не надо эти демагогические варианты здесь применять( честно скажи, не честно скажи). Это пройдёт с такими как Самдаг, она всё на веру принимает.
. Вандам*И у нас унитарное государство ни у кого нет автономии* ___________________ Гражданин Вандам ! Вы-неправы. Азербайджан унитарное государство: де юре(юридически) и федеративное государство: де факто(фактически),ибо в составе АР числятся две автономии- Нахичеваньская Азербайджанская Республика,Нагорно-Карабахская Автономная Область. Эти оба субъекта имеют и конституции,и столицы и границы автономий. Как вы видите,слово *АВТОНОМИЯ * присутствует в названии НКАО ! Конечно, сегодня вы,с помощью и одобрения русских, можете территорию ЛЕЗГИНСКОГО государства АЛПАН, назвать унитарным,федеративным,переименовать в Алтай,или назвать именем какого -либо угъузского дезертира,который,бросив юрту,скот и жен с детьми, смылся от КЪЫПЧАКОВ,предков современных КЪАЗАХОВ,до армянского нагорья. Но история,дама не постоянная,она,история,как Екатерина !!-Великая, меняет фаворитов чааасто.Авось и мы ,ЛЕЗГИНЫ,понадобимся СОЗДАТЕЛЮ для решения каких-то задач. Ин ша АЛЛАГЬ ! Тады и посмотрим,какие вы государственники.
Никакие вы не албанцы. Албанцы были христианами, а вы язычниками, иначе вас не обратили бы насильно в мусульман, ибо арабы мусульманизировали насильно только язычников( идолопоклонников), а людей Книги не трогали( христиан и иудеев). Потомками албанцев являются удины. А государство на этой территории тюрки создали до русских. Хронологию соблюдать надо. Это вы дезертиры, которые спрятались высоко в горах от арабов, турков и персов и спустились с гор только при советской власти. До СССР вас на равнине днём с огнём не сыскать было.
Вамвсемдам цепляй своего дружбана Ебайчонка как и ты грязного провокатора вали отсуда лесом тюрский неуч, который тужится здесь пытаясь нас ЛЕЗГИН задеть. Езжай в Алтай, найди там своих предков и им круглосуточно ибе мозг каджарик ''учёный ты наш ненаглядный''. Лезгияр я на вашем месте бы забанил этого атрёч на 3333 дня.
А ты, всем Насру ...ллаев?? От того, что меня забанят, истина не изменится. Ты тоже нервничаешь??? Правда глаза колет? Я вообще заметил, чем меньше клоп, тем больше вони.)))
У Лезгин и у Аварцев давным давно существует КВАЗИ государства.К сведение некоторым не признающимся теоретически мы подготовлено, если что та,мы тут как тут. Alban стха! Мы очень рад что,у нас ест верный и грамотный патриот как вы. Квез чандин сагьламвал ва ч1ехи агалгьунар!