Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1081
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 46
Мугьманар: 46
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2012 » Январь » 14 » Праздники Лезгин

14:42

Праздники Лезгин


Праздники Лезгин
Гамид Гурбанов журналист ЛезгиЯр

В древние времена мифология была основным способом восприятия и отражения мира, единственной и обобщенной моделью бытия человека и социума. 

Мифология весьма эффективно служила основным средством регуляции поведения и сознания людей. Новая национальная мифология во многом создавалась усилиями литераторов и перевоплотилась в различные жанры фольклора: космогонические сказания, эпос, заговоры, лирические песни, обрядовые песни. 

Другим оправдывающим обстоятельством является поставленная перед ученым задача выяснения мифологических корней устной народной поэзии, не исключение в этом смысле  созданный в Южном Дагестане  праздник (2000 г.), посвященный лезгинскому народному  героическому эпосу «Шарвили».

С того времени он проводится ежегодно и собирает многочисленных участников и гостей со всех городов и районов республики и других регионов России, а также соседних стран. Не сомневаюсь в том, что "Шарвили" займет достойное место в эпической литературе и искусстве всего Дагестана и Кавказа, если не сказать о более широком пространстве его восприятия.

Достоинство "Шарвили" состоит, конечно, не только в том, что он стирает одно из обширных "белых пятен" в истории культуры лезгинского народа. Главное - это его положительная роль в художественном самосознании культуры и истории Кавказской Албании, которая считается прародиной, пожалуй, всех современных народов Восточного Кавказа. Произведения, подобные "Шарвили", дают нам осознать художественно-образную, мифологическую и практическую формы восприятия нашими предками окружающего мира и повседневных событий, быта, семейного и житейского уклада, культуры человеческих отношений, любви и ненависти, дружбы и вражды в обществе.

В данном произведении эпичность и героичность сплетаются воедино, не только утверждают новый человеческий образ, но и новые жанры, композиции, сюжеты, диалоги, монологи и другие средства создания героических характеров. Перед исследователями «Шарвили» предстал в своей подлинности, цельности и величии. Он оказался хорошо известным фольклористу классическим образцом героя, воина-богатыря, защитника Отечества, выразителя народного и национального духа.

Впервые полный канонический текст лезгинского народного героического эпоса "Шарвили", собранного и литературно обработанного профессиональными поэтами З. Ризвановым (1926-1992) и Б. Салимовым, был издан в 1999 году в Махачкале на лезгинском языке. Спустя год Р. Ризвановым была переведена на русский язык, и выпущена в свет первая часть этого крупного словесного художественного полотна. В мае  2010 года вышел в свет эпос «Шарвили»  на азербайджанский яз.
                   
Сегодня праздник лезгинского народного героического эпоса «Шарвили» — один из массовых и зрелищных действ не только юга России, но и всей страны в целом, в котором принимает участие до 10 тыс. человек. Так же праздник стал местом, где собирается вся южнодагестанская  политическая, а так же вся бизнес элита.

Нельзя так же, не отметить другой праздник, существовавший еще доисламскую эпоху - праздник весны Яран Сувар, отмечаемый каждый год  21 марта. Праздник весны, который занимает особое место в культуре лезгинских  народов. В период проведения этого праздника готовят специальные явства.

Миф о Яр - умирающей, и воскресающей богине лезгинского пантеона - и стал религиозно-идеологической базой,  этого грандиозного народного празднеств.  Олицетворяющего собой неистребимую тягу народа к жизни, возрождению, почитанию извечных человеческих совершенств. Праздник  широко отмечается лезгинскими диаспорами, как в России, так и пространстве СНГ, что лишний раз говорит общенародном статусе празднества.
           
Праздник это есть свободная жизнедеятельность, протекающая в чувственно обозримых границах места и времени и посредством живого контакта людей, собравшихся добровольно. Территория этой жизнедеятельности располагается, как правило, вне сферы материальной пользы и соотносится не столько с миром средств, сколько с миром идеалов.

Источник @







Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:


avatar
1
Загрузил видео на сайт как Танец Лезгинка шокировала публику в Каннах, интересно и гордо.
avatar
2
Гамид, большое спасибо. smile
avatar
3
Уважаемые друзья и посетители сайта.
Спасибо Вам за особую поддержку статьи. Будем и дальше стараться представлять нашу древнюю культуру в обновленном аспекте. За Видео, отдельное спасибо!!!
С уважением, Гамид.
avatar
4
кто сайт создал?
avatar
5
По какому вопросу интересуетесь?

С уважением, ЛезгиЯр
avatar