Радио Свобода продолжает цикл «Этническая карта России». Сегодня речь пойдет о лезгинах. В беседе участвуют сотрудник Института Этнологии и антропологии РАН, профессор Сергей Арутюнов и кавказовед Абдулгамид Булатов. Беседу ведет – Игорь Яковенко.
Игорь Яковенко: Сергей Александрович, что означает название "лезгин", каково его происхождение, что значит этот этноним? Это сами представители народа так себя называют или их соседи дали им такое имя?
Сергей Арутюнов: Это звукосочетание много раз встречается в истории на этнической карте Дагестана. Существовало такое государственное образование, есть родственный народ другой лаки или лакцы, есть названия в других языках окружающих, всех дагестанцев грузины называют леки. Так что этот корень, наверное, уходит в довольно глубокую древность. Что он обозначал первоначально, возможно, жителей Дагестана в целом, в такой видоизмененной форме сохранился в виде названия лезгин. Осмыслить это название, возвести его к какому-нибудь другому корню, по-моему, невозможно.
Игорь Яковенко: Лезгины крупнейший северокавказский народ, разделенный практически пополам между Россией, в основном Дагестаном и Азербайджаном. По переписи в России живут 473 тысячи, в том числе в Дагестане 385 тысяч лезгин, а в Азербайджане, хотя официально насчитывается 180 тысяч, но оценки ряда экспертов заключаются в том, что их 350 тысяч в Азербайджане. Как это сказывается на социальном самочувствии народа, на его идентичности на его культуре, вот это ощущение разделенности, насколько крепки связи между лезгинами России и Азербайджана?
Абдулгамид Булатов: Это одна из болезненных проблем, связанных с современным состоянием лезгинского народа. Лезгины, живущие в Дагестане, очень чутко воспринимают все, что происходит с их сородичами в соседнем Азербайджане. Они не считают это деление правильным, поскольку рассматривают ту территорию, на которой живут лезгины в северном Азербайджане, как исконно свою лезгинскую. Но при этом в абсолютном большинстве не ставятся какие-то сепаратистские задачи. Хотя у части интеллигенции, которая входила в союз, был период, когда создавались такого рода организации, фронты, национальные движения, и было такое национальное движение лезгинов, там некоторые представители лезгинской интеллигенции ставили вопрос о создании лезгинского государства на территориях лезгин, живущих в Дагестане, в северном Азербайджане. Но в настоящее время большинство придерживается более трезвых позиций. Тем не менее, какие-то моменты, связанные с тем, что лезгины в Азербайджане не во всех сферах имеют возможность выражать интересы своего народа, свою культуру реализовывать, это все вызывает болезненную реакцию. Я сам видел письма лезгинской общественности, направленные в центральные органы и даже на некоторые отвечал, которые приходили в наш университет. Там приводится много разных фактов, достаточно чувствительных для лезгинского самосознания, связанных с положением сородичей на территории соседнего государства. Тут есть еще один момент. Бывают такие события в истории, которые становятся определенными маркерами идентичности. Они исторически часто ситуативны и являются эпизодами, но они оставляют настолько глубокий след в сознании народа, что в дальнейшем откладываются на его самоидентификации. Например, холост у евреев, геноцид 1915 года у армян. У лезгин сейчас во многом болевой точкой стало разделение народа между двумя государствами. И очень бы не хотелось, чтобы эта тема в дальнейшем приобретала бы все более острое звучание, но это уже задача политиков попробовать найти способы более-менее безболезненного разрешения этой проблемы.
Игорь Яковенко: Какие-то движения в решении этой проблемы осуществляются?
Абдулгамид Булатов: На официальном уровне, насколько я знаю, эти вопросы периодически возникают, но пока они не ставились во главу угла каких-то переговоров по проблемам границ на Кавказе и взаимоотношений между соседними государствами, насколько мне известно.
Игорь Яковенко: С границами ничего не стоит делать, а то, что лезгины являются вторым по численности народом в Азербайджане, конечно, его самочувствие очень важно, в том числе и для самого государства, для такой страны как Азербайджан. Поэтому здесь, видимо, какие-то движения должны быть. И может быть дело народной дипломатии решать эту проблему.
Абдулгамид Булатов: Россия может своим авторитетом тоже воздействовать на отношение к лезгинам, живущим в Азербайджане, не применяя каких-то санкций, о которых иногда просят представители лезгинской общественности.
Игорь Яковенко: Это, безусловно, было бы странно. Сергей Александрович, каковы особенности культуры лезгинского народа? Весь мир знает знаменитую лезгинку, какие еще проявления национальной культуры лезгин стоит отметить?
Сергей Арутюнов: Надо сказать, что среди лезгин очень высок, среди других народов Дагестана он тоже достаточно высок, скажем, у лакцев он может быть еще выше, но у лезгин относительно очень высок процент людей, имеющих специальное и высшее образование. Уже достаточно давно значительная и подавляющая часть лезгин - это городское население. Во многих областях науки представители лезгинского народа достигли определенных успехов и внесли значительный вклад. И вообще у лезгин довольно давняя письменная культура, как-то в стереотип нации входит тяга к образованию, получению образования, к интеллектуальной карьере. Лезгины - это очень читающий и пишущий народ. Много деятелей обращаются к истории лезгин, к особенностям их культуры. И здесь есть несколько довольно фантастических, преувеличенных, не вполне строго научных представлений, которые, тем не менее, широко разделены. В народной лезгинской мифологии имеется название верховного божества Вара, Ра, как известно многим, именно таким слогом обозначалось божество Древнего Египта, что позволяет некоторым лезгинским ученым и околонаучным деятелям говорить о раизме как некоей исконной древней доисламской религии лезгинского народа, о тесных связях истоков лезгинской культуры с культурой Ближнего Востока древнего, в том числе древнеегипетской культурой и так далее. Строгого научного обоснования под собой все эти рассуждения, как правило, не имеют, но находят среди читающей публики достаточно большой патриотический отклик.
Игорь Яковенко: То есть эта установка на успех в области науки, образования, в результате чего действительно большое количество академиков, таких, например, как академик Гусейнов, директор Института философии, знаменитый генетик Альдеров, многие другие - этого рационального объяснения пока нет?
Сергей Арутюнов: В отличие от аварцев, которые были народом воинственным и полагались в значительной степени на силу своего оружия, установления своего доминирования на территории северного Дагестана, у лезгин меньше было возможностей такого военно-политического объединения и действия. Это обусловило то, что в большей степени энергия народа ушла в такую интеллектуальную гуманитарную сферу.
Игорь Яковенко: Какие особенности верования, традиций, обычаев лезгин стоило бы отметить?
Абдулгамид Булатов: Я выделил бы два момента. Первый: территория южного Дагестана, территория, населенная лезгинами, может быть выделена в качестве некоего субкультурного региона в Дагестане. При том, что дагестанская культура имеют очень много близкого в основных чертах всех живущих там народов, тем не менее, можно выделить несколько этнокультуртрных регионов внутри. Сергей Александрович упоминал северный Дагестан, живущие там народы аварцы, даргинцы, лакцы имеют больше общего в каких-то чертах культуры, чем с народами южного Дагестана, народы южного Дагестана имеют больше внутренней близости. Это связано с тем, что лезгины занимают по своей территории промежуточное положение между Северным Кавказом и Южным Кавказом и через Южный Кавказ с Средним Востоком. Лезгины действительно не имели такой возможности как аварцы для своей политической воинственной реализации, они были более уязвимы именно по характеру территории, которую занимали. Поэтому в первую очередь они принимали удары завоевателей с юга, в основном это были иранские правители. Но в то же время контакты с Закавказьем, контакты с Передней Азией, со Средним Востоком не ограничивались только военными действиями, было и культурное влияние. Это культурное влияние больше прослеживается в южном Дагестане в лезгинской культуре, чем в северном. В частности, музыкальная культура лезгин, много схожего с культурой соседнего Азербайджана. Что касается верований, то здесь есть такой момент: лезгины раньше, чем другие народы Дагестана, приняли ислам. Арабы прежде всего пришли в южный Дагестан, Дербент и его окрестности. Так вот это более раннее принятие наложило отпечаток на характер их верований. Потому что у них достаточно полно сохранились древние доисламские воззрения и обряды. У всех народов Дагестана они проявляются в большей или меньшей степени, но такого разнообразия как в южном Дагестане, я когда изучал эти вопросы, я не встречал нигде. На мой взгляд, это связано с тем, что ислам появился там раньше и раньше прошел процесс адаптации к местным религиозным воззрениям доисламским к местной культуре. И там сложился своеобразный синтез ислама и доисламских традиций верований и культуры, то, что было везде, во всех регионах, куда проникал ислам.
Сергей Арутюнов: Это звукосочетание много раз встречается в истории на этнической карте Дагестана. Существовало такое государственное образование, есть родственный народ другой лаки или лакцы, есть названия в других языках окружающих, всех дагестанцев грузины называют леки. Так что этот корень, наверное, уходит в довольно глубокую древность. Что он обозначал первоначально, возможно, жителей Дагестана в целом, в такой видоизмененной форме сохранился в виде названия лезгин. Осмыслить это название, возвести его к какому-нибудь другому корню, по-моему, невозможно.
Уважаемый Аратюнов,в самоназваниях многих кавказских народов часто присутствует тотемический элемент, который находит свое отражение в полузабытых мифологических представлениях горцев. Особый интерес вызывает в этой связи этноним лезги, который почти единодушно признается исследователями поздней формой имен лекзи/лакзи и лек/лег, зафиксированнных в раннесредневековых и античных источниках. Термин лезги/легзи/лекзи/лакз является формой более древнего этнонима лек/лег сохранившегося как самоназвание исключительно у лезгин и других лезгиноязычных народов.
Слово "лекь" в лезгинском языке означает "орел" (ср.агул. лекь, таб. люкь ', цах. ликь).Слово лек1 грузины использовали ввиду того,что в их языке нет лезгинского звука кЬ.Другие соседние народы слово "лекь" изменяли на "лег" так как в их языке отсутствовали соответствующие гортанные звуки. Большинство кавказских народов связывают свое название со своей тотемической птицей. Древняя мода украшать одежду и головные уборы перьями своей тотемической птицы (пережитки этой моды сохранились до наших дней у некоторых европейских народов) объясняет названия целого ряда современных кавказских народов. Имя черкес - так называют адыгов их соседи - может происходить от осетинского (алано-сарматского) тсергес 'орел' (протоиран. *crkasa 'орел'). Самоназвание грузин картули происходит, вероятно, также от наименования одного из видов орлиных (ср. лезг. кард 'сокол', тур. картал 'орел'), дагестанские цезы берут свое название от цез. це 'орел' (ср. авар. цlунтал 'цезы' 'авар. цlум 'орел'), от авар. цlум 'орел' происходит, по всей видимости, также этноним цумадинцы (тиндинцы) и т.д. Поэтому первоначальное название лезгин скорее всего лекь впоследствии измененное другими народами в соответствии с правилами их языка и отсутсвием гортанных звуков как в лезгинском языке.
Древние тотемические и религиозные представления, связанные с образом орла, бытовали у многих народов в древности. Отголоском этих представленией является и тот факт, что в государственной символике целого ряда стран образ орла используется в качестве герба.
Кроме того, уже с раннего средневековья этноним лезгин перечисляется в источниках в одном ряду с другими наименованиями дагестанских народов, так что идентичность имени лек/лекзи/лезги и самоназвания современных лезгин (лезгиноязычных народов) не может вызывать сомнения. Так в сочинении, датируемом 1404 годом, в одном ряду с аварами (предками современных аварцев) и казикумухами (лакцами) упоминаются леки (лезгины)(Иоанн де Галонифонтибус. Сведения о народах Кавказа. 1404 г. Баку. 1980, с. 15). Особое упоминание лекзанского (т.е. лезгинского) языка еще в начале ХII в. арабским путешественником Абу Хамидом ал-Гарнати среди языков, распространенных в городе Дербент, является еще одним неопровержимым доказательством того, что этноним лек/лекзи/лезги первоначально распространялся исключительно на предков современных лезгин, так как уже в те давние времена даже близкие лезгинам табасаранцы упоминались отдельно.
До сих пор в Азербайджане,на территории проживания лезгин,бытуют такие древние наименования мест Легер, Лакар, Лекит, Лаза и т.д., объяснимые на основе лекского языка. Названия таких рек, как Кусар-чай, Кудиал-чай, Гильгиль-чай, Кура также объяснимы на основе лезгинского языка.
Так что лезги видоизмененная форма более древнего названия лек/лекзи/лакзи,означающее с лезгинского языка "орел", также как черкес, цезы, цумадинцы, картвел и т.д. означает орел,сокол,ястреб и т.д.
Сергей Арутюнов: В отличие от аварцев, которые были народом воинственным и полагались в значительной степени на силу своего оружия, установления своего доминирования на территории северного Дагестана, у лезгин меньше было возможностей такого военно-политического объединения и действия. Это обусловило то, что в большей степени энергия народа ушла в такую интеллектуальную гуманитарную сферу.
Аратюнов, по поводу воинственности лезгин нагло перегибает, задевая национальные чувства каждого лезгина, а значит, и всего народа. Как лезгины могут быть не воинственны если вся история лезгин только и связана с войнами. Бесконечные войны с римлянами , византийцами, персами ,арабами, хазарами и другими завоевателями обусловили известность лезгин лезгиноязычных племен в большей степени в отличие от других дагестанских народов, что даже всех горских народностей стали называть лезгинами.
Не понятно кто Арутюнову сказал,что авары более воинственный народ чем другие?Неужели воинственный народ будет прятаться в самых высоких горах и не быть известным?Почему же их упоминают реже чем лезгин?Та кто же тут воинственее? Что бы у вас окончательно развеялись сомнения кто есть кто приведу факты:
Н. Глиноецкий.кст - "Военный сборник" №№1, 2, 3 - 1859г. "....в характере Аварцев более мягкости, чем в других племенах лезгинского происхождения. Аварцы более сообщительны, уживчивы; но, в то же время, они значительно потеряли и многие достоинства горных жителей: выстрадавши многое и под ханскою властью, а потом и под гнетом шамилевского владычества, они сделались искательны, стали низкопоклонничать и значительно утратили тот гордый и надменный вид, каким вообще отличаются Лезгины..."
.Глиноецкий, русский историк. Воен. сборник, N1, 1862 , с. 124-125. Лезгины воинственны, это правда, что вполне понятно вследствие сурового характера их родины (не только из-за постоянной борьбы с внешним врагом), но о них нельзя сказать, чтобы они были войнолюбивыми. Войнолюбивый и хищнический народ не станет заботиться об устройстве своего благосостояния, как это делает лезгин.
Средневековые авторы писали: «Оплотом Ширвана являются лезгины». Из-за их непокорности и постоянных войн в Иране сложилась поговорка «Если шах глуп, пусть идёт войной на лезгин». Отмечая воинственность лезгин, азербайджанские тюрки и иные говорят: «Лезги чыхды, хенжел чыхды, канн чыхды», что в переводе значит: «Где лезгин – там обнажится кинжал и прольётся кровь». Высокую честь и достоинство азербайджанцы называют «Лезги намус».
Лезгины населяли территории от берегов Кура до Дербента включительно.Лезгин называют горцами потому что они вынуждены были оставлять равнинные места из-за многочисленных войн со стороны персов,арабов,турков.Сейчас Лезгинский народ возвращается на равнину,свою историческую месту.
Я посматрел бы сколько в Армении прожили бы лезгины да армяне их бы вышвырнули в два счёта армянин он провокатор злобный армянину глубоко наплевать на лезгин
Хе хе хе интересное дело но армяне мечтают о Лезгистане больше чаем сами лезгины А это радио тоже армянское Арутюнов типичный оголтелый нацист шовинист ксенофоб туркофоб