Главная » 2016»Январь»9 » Руслан Курбанов призвал Кремль не ссориться с суннитами
10:38
Руслан Курбанов призвал Кремль не ссориться с суннитами
Руслан Курбанов, политолог
Уже который день весь мир следит за драматическим противостоянием лидеров суннитского и шиитского мира – Саудовской Аравии и Ирана. Напомним, что началось все с казни шиитского проповедника ан-Нимра в Саудовской Аравии. Дело сначала дошло до того, что Саудовская Аравия разорвала дипломатические отношения с Ираном после того, как демонстранты, протестующие против казни ан-Нимра, напали на посольство королевства в Тегеране и консульство в Мешхеде.
Новый виток эскалации случился после того, как по сообщениям СМИ Саудовская Аравия нанесла удар по посольству Ирана в столице Йемена. Ранее также стало известно, что Иран запретил поставки всех продуктов из Саудовской Аравии.
Но вражда между двумя крупнейшими странами Ближнего Востока объясняется не только событиями последних дней, она имеет глубокие религиозные, исторические и политические корни. Любой мало-мальски знакомый с ситуацией в регионе специалист знает сколь глубоко и непреодолимо неприятие этими двумя странами друг друга. На какой степени исторической ненависти строятся их взаимные отношения.
Сегодня, как пишут журналисты, самый мрачный прогноз аналитиков сводится к тому, что в регионе может начаться вариант 30-летней войны, которую вели меж собой в XVII веке католики и протестанты.
Причем разрядить обстановку и подтолкнуть обе ближневосточные державы к примирению не способна ни одна сила в мире – ни США, ни Европа, ни Россия, ни международные исламские организации.
Что касается нашей страны, несмотря на то что большинство населения России – сунниты, именно с суннитскими державами региона у Москвы отношения не складываются.
Самые влиятельные суннитские страны региона – Саудовская Аравия, Катар, Арабские Эмираты и Турция – являются ближайшими союзниками США. А оттого априори воспринимаются Москвой как враждебные. Касаемо Турции эксперты любят упирать на то, что исторически Россия всегда враждовала с Турцией. И что одних только русско-турецких войн в истории насчитывалось около полутора десятков.
Однако не эти войны главная причина сегодняшнего неприятия Москвой Анкары. Поскольку исторически Россия с Ираном воевала не меньше. Более того, вражда с Ираном даже более свежа, поскольку в годы Второй мировой СССР временно оккупировал часть иранской территории.
Тем не менее, в отличие от Турции эта историческая вражда России и Ирана не привела к продолжению этой враждебности на современном этапе. Основная причина всему – отношения Анкары и Тегерана с Вашингтоном. Турция, как ближайший союзник США на Востоке, воспринимается Россией как враждебная страна. А Иран, как основной противник политики США в регионе, начал восприниматься Москвой, как ближайший союзник.
Несмотря на то, что в союзничестве России и Ирана нет религиозной составляющей, и Москва постоянно твердит, что поддержка с ее стороны Тегерана не означает поддержки шиитов, на Ближнем Востоке ситуация воспринимается с точностью до наоборот.
Практически все суннитские игроки в регионе обвиняют Москву в поддержке именно шиитской стороны в вековом суннитско-шиитском противостоянии. Еще большего масла в огонь подливают непродуманные заявления некоторых российских деятелей.
Такие к примеру, как заявление представителя РПЦ Всеволода Чаплина о том, что война в Сирии в поддержку Башара Асада для России является священной. А прокремлевский мыслитель Александр Дугин заявил, что поддержка Москвой шиитской оси Иран-Сирия-Ливан помогает сохранению суверенитета России.
Подобные заявления тут же подхватываются читателями, экспертами и политиками суннитского мира и подаются уже как официальная позиция Москвы в проведении последовательной анти-суннитской политики на Ближнем Востоке. Однако России категорически не стоит вмешиваться и позволять себя втягивать именно в эту логику суннитско-шиитского противостояния в регионе. Именно об этом постоянно и твердит официальная Москва.
Поскольку для будущего самой России подобный сценарий является катастрофическим по своим последствиям. И в сегодняшней ситуации стремительной эскалации конфликта между Саудовской Аравией и Ираном Москве явно недостаточно ограничиваться простыми заявлениями о том, что Россия не участвует в религиозном противостоянии в регионе.
Для того, чтобы вырваться из все более расширяющейся воронки шиитско-суннитского противостояния в регионе, России нужно пойти на более решительные шаги в направлении влиятельных политических суннитских игроков Ближнего Востока.