Главная » 2012»Июнь»29 » Создатель первого театра в Дагестане - лезгин Шамхалов, Идрис Разакович
11:01
Создатель первого театра в Дагестане - лезгин Шамхалов, Идрис Разакович
1877 - 1944
Ахты - родина первого национального театра в Дагестане.
История создания театра в Ахтах восходит к 1906 году. Многие исследователи связывают это событие с именем ахтынца Идриса Разаковича Шамхалова (1877-1944), человека весьма уважаемого и достойного.
Родился он в Баку в семье отходника-рабочего нефтепромыслов. За годы учебы в Баку он не раз бывал на спектаклях бакинских театров. Тогда у него зародилась мысль создать что-то подобное в родном ауле.
Люди, знавшие Идриса Шамхалова, высоко оценивали его человеческие и нравственные качества. Он пользовался большим уважением среди сельчан, так как в словах и делах был честен и справедлив.
Cамым благородным делом, восславившим его, было то, что он явился инициатором создания в родном ауле театрального кружка, который позже превратился в народный театр, а затем и в Лезгинский государственный драматический театр.
Вот как описал этот момент Э.Наврузбеков: ...Рабочие-отходники, недавно вернувшиеся из Баку, собрались на одном из ахтынских кимов (годеканов), где постепенно разговор перешел к искусству, в частности, к театральному искусству, которое в те времена пышно расцветало в Баку. Больше всего молодых горцев восхищали волшебные превращения театральной сцены, богатырские характеры, героизм образов и музыка!.. Неожиданно в разговор вступил молчавший до сих пор Идрис: - Друзья, давайте создадим свой театр. Я знаю, что это такое и как он изменит нас, наш аул. Чтобы создать театр, я готов отдать все свои сбереже-ния. Ну что, друзья, рискнем? Чем вы не артисты? Все вы прекрасно поете, танцуете, играете на чунгуре, зурне, барабане. Наступила тишина. И вдруг зашумели: - В селении организовать театр? Театр в горах? - Да, в ауле, - не отступал Идрис, - Какая разница - в городе или ауле? У нашего народа интересное прошлое, яркая история. Вспомните Етим Эмина, Мазали, рабочего поэта - нашего земляка Гаджи! А какие ашуги? Ашуг Сайд, ашуг Лукман... Да разве всех перечислишь? А легенды о Шарвили и Камен-ном мальчике? Чем не материал для театра? Что вы испугались? Надо про-светить народ, открыть ему глаза на жизнь. Мы бросим вызов темноте и невежеству...
Идею поддержали Сефербег Агабалаев, Малик Ганиев, Ашурбек Ашуралиев, Магомед- мирзе и Гаджимурад Эюбовы, Гасан Кисриев. В состав театрального кружка вошли: Абдул-Муталиб Гаджиев, Магомед Эфендиев, Нурудин Дагларов, Буньям Кадыров, Абдулазиз Магомедов, Бубахва Бабаханов, Эмиркули Эмиржанов и другие. Прежде всего нужно было подобрать пьесу. Решили первый спектакль сделать не переводным, а чисто национальным. За короткое время Идрис Шамхалов на основе народных преданий создал пьесу «Буржали», члены кружка стали готовить спектакль с одноименным названием. Одежды не было, декораций - тоже, не решены проблемы с музыкой. Здесь весомую помощь оказал Нухбек Аскаров, который позаботился об изготовлении декораций, бутафории, подобрал национальные мелодии для музыкального оформления спектакля, помог в гримировании артистов. Его отец Алескер - отличный портной изготовил костюмы (некоторые артисты приносили одежду из дома).
Возник вопрос: как быть с женскими ролями? Кто их будет исполнять? По местным адатам женщинам категорически запрещалась такого рода деятельность. Выручил Сефербек Агабалаев: - Женские роли буду исполнять я. Знаю, как это делать. В Баку не раз бывал в театрах и видел, как местные артисты-мужчины с блеском играли женские роли.
Под руководством Идриса Шамхалова провели несколько репетиций, и вот наконец наступил день, когда на базарной площади запестрела красочная, искусно изготовленная Нухбеком Аскаровым афиша, которая извеща-ла о том, что все ахтынцы приглашаются на спектакль, созданный местным театральным кружком.
По воспоминаниям старожилов, свой первый спектакль энтузиасты подготовили в доме А.Ашуралиева и там же показали его. Только для мужчин. Но когда молодежь решила демонстрировать свое представление перед женщинами, явились разгневанные муллы с криками «Они развращают наших женщин», убрали лестницу, ведущую на второй этаж, и сорвали спектакль. Узнав о трудностях молодежи, русские солдаты пригласили их в гарнизон, где повторили спектакль в присутствии окружной администрации, офицеров и солдат Ахтынской крепости и жителей селения Ахты.
Зрители с восторгом приняли первый спектакль, что, естественно, воодушевило молодых артистов на создание новых постановок.Но вскоре массовое отходничество заставило кружковцев последовать за земляками в Баку, где на нефтепромыслах в Сурахане они продолжили дело, начатое в Ахтах.
В сураханском театральном кружке участвовали Гасан Кисриев, Халил Гусейнов, Ашурбек Ашуралиев, Джавад Меджидов, Умудхан Меджидов, Казимагомед Алибеков, Абдурахман Алибеков (гармонист) и др. М Айвазов, А.Бейбутов, Э.Кухмазов, С. Агабалаев были режиссерами и играющими артистами.
Таким образом, ахтынские энтузиасты образовали два театральных кружка - ахтынский и сураханский, которые взаимно дополняли друг друга. Ахтынский работал весной и летом, сураханский - осенью и зимой, причем спектакли ахтынского театра затем показывались зрителям бакинских нефтепромыслов, а репертуар сураханского драмкружка - ахтынцам.
В 1908 году ахтынский кружок осуществил постановку спектакля «Старая Турция», в котором приветствовалось свержение кровавого султана Турции Гамида и содержался призыв к укреплению дружбы и уважения между людьми разных национальностей и вероисповедания. Очевидно, Самурское окружное начальство восприняло пьесу о Турции как намек на Россию. Комендант запретил постановку и выгнал режиссера с территории крепости.
И.Шамхалов был арестован и лишь после ходатайства особо влиятельных лиц спектакль состоялся и имел огромный успех. Но Шамхалов был вынужден уехать в Баку. Это событие отрицательно повлияло на работу ахтынского драмкружка. Вслед за Идрисом Шамха-ловым в Баку выехали и другие артисты.
Новое оживление работы театрального кружка приходится на 1912-1914 годы. В 1913 году сураханский театральный кружок подготовил спектакль «Цветы Дагестана».
В 1914 году в Ахтах, как отмечают театроведы, «театральный кружок заработал с удвоенной энергией. Идрис Шамхалов приступил к репетициям спектакля «Молодость» (автор неизвестен), а Гасан Кисриев начал работу над пьесой-сказкой Л.Н.Толстого «Первый винокур» (переводчик С.Агабалаев, художник Н.Аскаров)». Это была первая пьеса русского автора на сцене Ахтынского театра. Спектакль сопровождался музыкой, которую иг-рал духовой оркестр, приглашенный из крепости. Успеху спектакля сопутствовал и оригинальные декорации, выполненные художником Н. Аскаровым . Как отмечал Э.Наврузбеков, причудливые костюмы, многоцветие красок, волшебные превращения создали на сцене подлинную атмосферу сказки. Но почему-то местная царская администрация после первого же представления запретила спектакль, увидев в нем несуществующую крамолу. Важно отметить, что в этих двух спектаклях впервые была сделана попытка привле чения женщин для исполнения женских ролей. Эта задача выпала на долю сестры Нухбека Аскарова Саяд и его дочери Сафият, однако, первое их выступление окончилось драматически: подстрекаемые религиозными служителями - ревнителями старых адатов, местные консервативно мыслящие люди вынудили их покинуть не только сцену, но и аул.
В 1915-1916 годах кружковцы осуществили музыкальные постановки азербайджанских композиторов: «Аршин мал алан» и «Лейли и Меджнун» У.Гаджибекова, «Ашик Гариб» З.Гаджибекова, «Иблис» Г.Джавида и др. «Широкое использование кружковцами азербайджанской драматургии, -пишет Э.Наврузбеков, - объяснялось не только близким соседством и знани-ем языка. Тяга к азербайджанской драматургии прежде всего определялась сходством исторических судеб двух народов, быта, нравов, обычаев, традиций, а также наличием в этих произведениях волнующих оба народа социальных проблем».
После установления Советской власти деятельность Ахтынского драм-кружка не прерывалась, и весной 1918 года зрителям были представлены новые спектакли. «Лезгины, - писала искусствовед М.Зульфукарова, - уже имевшие опыт театрального дела, после революции разворачивают широкую деятельность. Они ставят не только драмы, но и оперу, переведенную с азербайджанского языка.
В 1920 году этот театр перешел в ведение отдела народного образования и стал называться Ахтынским советским театром. Он имел дирекцию, постоянную труппу, печать, штамп. Спектакли ставились регулярно под открытым небом и собирали много зрителей» (Дагестанская советская драматургия, Махачкала, 1965). В первые годы Советской власти театр получил серьезную поддержку от государства. Улучшилось материальное положение артистов, в 1927 году благодаря неустанной поддержке председателя Самурского окружного исполкома Гаджимета Сафаралиева на месте старого кладбища на Кузайской стороне было выстроено прекрасное здание театра с зрительным залом на 500 мест.
Руководителем Ахтынского советского театра был назначен М.Эфендиев, художественным руководителем М.Ганиев, режиссерами И.Шамхалов и С.Агабалаев, сорежиссерами становились многие исполнители.
Нередко спектакли целиком шли на языке оригинала, иногда диалог велся на родном языке, а песни исполнялись на азербайджанском.
Местный учитель М.Акимов, будучи музыкантом-самоучкой, виртуозно играл на таре и кеманче. Продолжателями его дела были сыновья Маллахмед, Абдурахман и Далгат.
Популярными исполнителями главных женских партий были Сеферфек Агабалаев и Раджабали Гаджиев. Главные мужские роли (Меджнун, шах Аббас, Керем) мастерски исполнял Магомед-Мирза Эюбов. Ахтынский советский театр своим существованием и делами оказал огромное влияние на создание драматических коллективов во многих районах Лезгистана.
Приблизительно к этому времени относится постановка на сцене Лезгинского советского театра музыкального спектакля «Периханум» по одноименной пьесе И.Шамхалова, повествующей о подвиге женщины во имя верности. «Пьеса была интересной и обещала успех, - писал З.Эфендиев в очерке «Рагимат», - но главным действующим лицом была женщина и только женщина могла сыграть эту роль. Кружковцы свое внимание остановили на молодой учительнице Рагимат, которая до сих пор лишь изредка выступала с пением народных песен. Вдруг в спектакле «Периханум» она совершила чудо.
Оказалось, Рагимат Гаджиева не только обладала прекрасным голосом, но и даром настоящей драматической актрисы. Так родилась актриса Р.Гаджиева, так родилась пьеса «Периханум». Путь, открытый Рагимат Гаджиевой, оказался благотворным. За ней сначала робко, но с годами все активнее на сцену стали выходить ахтынки. Зрители уже не представляли спектаклей без молодых горянок, их задушев-ных песен. Вслед за Рагимат на подмостки сцены поднялись Г.Эфендиева, Ч.Гаджиева, Г.Салманова, С.Шамхалова, М.Гаджиева, П.Ахмедова, Г.Ал-лахвердиева. Их приход в театр в 30-х годах значительно укрепил авторитет театра, поднял его престиж и в значительной мере позволил перейти ему на профессиональную основу. В это время из среды местной интеллигенции выделяются творчески мыслящие люди, которые посвятили свое творчество созданию драматических произведений, нашедших свое воплощение на сцене Ахтынского театра. Драмы Гасана Кисриева «Горные орлы», «Лавина», «Тарлан», Абдулкерима Кисриева «Большевик Ахмед», пьесы Джамирзе Эфендиева «Слепые ханы» и «Бюркиханар», произведения Насира Эюбова «Селим и Зухра», «Тайгун», Гаджибека Гаджибекова «Колхоз», «В когтях адатов», Хасбулата Аскар-Сарыджи «Святая Мукминат», «1923 год» и другие, несомненно, обогатили репертуар театра, приблизив его к насущным вопросам, которые волновали трудящиеся массы в то время.
1935 год - этапный год в жизни Лезгинского театра. К этому моменту коллектив его имел в своем репертуаре ряд пьес лезгинских, русских, грузинских и особенно азербайджанских драматургов. Среди переводных были такие сложные произведения, как «Севиль» и «В 1905 году» Дж.Джабарлы, «Намус» Ширванзаде и музыкальная комедия Узеира Гаджибекова «Аршин мал алан». Театр обладал опытным, высоко профессиональным актерским составом, в котором немалую роль играли молодые горянки, которые в прежние времена вообще не допускались к подмосткам театра. Учитывая все это, Дагестанский обком ВКП(б) и правительство Дагестана в начале 1935 года приняло решение о создании в республике Национального ансамбля песни и танца, аварского, лакского и лезгинского театров, чтобы поднять статус Ахтынского советского театра до уровня Государственного лезгинского драматического театра, продолжавшего функционировать в селении Ахты.