СевКавИнформ продолжает цикл материалов о влиятельных политических группах в Дагестане. Данный текст посвящен активности Сулеймана Керимова на политическом поприще. Если Мамед Абасов в Дагестане человек относительно новый, то Сулейман Керимов наработал достаточно солидный стаж дистанционного участия в политической жизни республики. Трехлетнему депутатству Абасова мы посвятили прошлый материал
О Керимове придется писать два текста. Хороший капиталист, который выходил из многих сложных ситуаций с прибылью, продолжил карьеру законодателя, представляя интересы жителей Дагестана в законодательной власти. Его политический стаж в республике исчисляется с 2008 года. Без краткого анализа всего этого периода будет сложно оценить его степень влияния на политический бомонд республики, иметь какое-то представление о деловых контактах и долевом участии нашего героя в экономике, социалке, а также в благотворительности.
Хотя формально Сулейман Абусаидович занимает пост сенатора от парламента республики, реально он является одним из главных действующих лиц политического закулисья. Управление бизнес-активами и региональными политическими активистами, влиятельный уроженец республики осуществляет дистанционно.
Находясь за пределами Дагестана, Керимов однозначно влияет на ход событий в республике, умело пользуясь большими деньгами, московскими связями и ставленниками. Как же все начиналось?
Как серого кардинала тихо исключили из партии власти
В 2008 году, парламент Дагестана делегирует Керимова быть своим представителем в Совете Федерации. Сам олигарх во время голосования не присутствовал, поскольку находился в больнице, с тяжелыми ожогами после случившейся аварии в Ницце. Его автомобиль Ferrari Enzo врезался в дерево и загорелся. Стоило бы разъяснить, почему олигарх стал сенатором, а не депутатом? Ведь до этого, он дважды избирался депутатом Государственной Думы в составе избирательного объединения ЛДПР.
В начале «нулевых» воспитанники советской идеологической школы, чекисты и силовики, немного усилившись в Кремле, начали задумываться над существующими угрозами. Наблюдаемые ранее парады суверенитетов в регионах и семибанкирщина в центре, могли плохо кончиться для страны. В широкий обиход вошло понятие «вертикаль власти».
Отмена губернаторских выборов поставило в зависимость самодостаточных глав субъектов. Олигархи, которые пошли против государства оказались в тюрьме или за границей. Осенью 2007 года, Сулейман Керимов, вступив в партию «Единая Россия», баллотируется в ГосДуму от Дагестана. Он вошел в топ регионального списка кандидатов партии власти. Но тут возникли непредвиденные обстоятельства.
Владимир Путин на съезде "единороссов" заявил, что в Госдуме не должно быть миллиардеров, которые могут лоббировать свои интересы. Путин имел ввиду конкретно олигарха - Александра Лебедева, чтобы тот отказался от участия в думских выборах. Но руководство Дагестана, перестраховавшись, тихо исключило Керимова из дагестанского списка кандидатов в депутаты. Муху Алиев не стал рисковать своей карьерой ради инвестиций, предлагаемых Сулейманом Керимовым.
Но на тот момент магнат уже перечислил республике 100 $ миллионов, в разгар избирательной компании. Это был своеобразный аванс, которым руководство Дагестана должно было эффективно распорядиться на благо потенциальных избирателей Керимова.
Сто миллионов долларов по местным меркам большая сумма, но избирательная компания не состоялась и деньги пришлось бы вернуть. Поэтому руководство республики решило подыскать магнату другую должность. Подходящим оказался пост сенатора. Свободных мест сенаторов на тот момент не было. Должность сенатора от правительства Дагестана занимал даргинец Ильяс Умаханов, а от парламента кумык, бывший председатель правительства Дагестана Атай Алиев, который и согласился на определенных условиях уступить место сенатора Керимову. В качестве компенсации Атаеву дали должность руководителя небольшой газовой компании.
Керимов с тех пор в Совете Федерации. И все же, отношения миллиардера с Муху Алиевым не сложились. Видимо невыполнение договоренности оставили негативный отпечаток.
Сенатор управляет активами, через лазейку в законе
Забегая вперед, скажу, что в 2012 году, началась еще одна компания отдаления бизнеса от госслужбы. Олигархам в Федеральном Собрании снова дали понять, что люди владеющие и управляющие большими активами не должны находиться на госслужбе. Валентина Матвиенко поручила комиссии Совфеда проверить - нет ли фактов нарушения сенаторами статьи 6 закона «О статусе членов Совета Федерации и депутатов Госдумы», запрещающего совмещать парламентскую деятельность с управлением бизнес-активами.
Все думали, что Керимов откажется от поста члена Совета Федерации, но олигарх, изучив законодательство, нашел лазейку, которая позволяет ему, оставаясь сенатором, опосредованно управлять активами через благотворительный фонд. Он передал «бенефициарные права на свои бизнес-активы благотворительному фонду «Suleyman Kerimov Foundation». Швейцарская регистрация фонда не противоречит новым антикоррупционным требованиям, сообщили его представители средствам массовой информации.
Приоритетные инвесторы
Тут надо обобщить, что инвестиционный климат для Керимова при каждой смене власти в Дагестане менялся. При Муху Алиеве ключевым инвестором в Дагестане считался уроженец Дагестана, согратлинский аварец Ризван Исаев, бизнесмен, контролирующий строительный холдинг «Европа-инвест». Эта компания строит немецкие деревни и итальянские кварталы в Краснодарском крае. Исаев, в бытность Алиева, был избран депутатом ГосДумы от Дагестана. Он планировал в республике построить жилищный комплекс «Немецкая деревня». Накануне думских выборов с помпой заложили первый камень на берегу моря недалеко от поселка Зеленаморск. Но проект не был реализован из-за неразрешимых юридических казусов при выделении земли под застройку.
СМИ часто писали, что в период президентства даргинца Магомедсалама Магомедова, лезгин Сулейман Керимов был ведущим и вездесущим инвестором, а с приходом Рамазана Абдулатипова, таковым стал другой московский миллиардер, аварец, владелец компании «Сумма» Зиявудин Магомедов. Двух миллиардеров считают соперниками из-за того, что в Дагестане сталкиваются их бизнес интересы.
Хотя это несколько поверхностный взгляд на ситуацию, отчасти такой взгляд на вещи подтверждается событиями того времени. Керимов сам пытался создать для своего бизнеса благоприятный климат путем лоббирования своих людей на ключевые посты. Когда истекал срок Муху Алиев, Дмитрию Медведеву был представлен список из четырех кандидатов на пост главы республики. Говорили, что Керимов поддерживает всех кандидатов, за исключением заместителя председателя Совета Федерации Магомеда Магомедова, родного брата владельца "Суммы" Зиявудина Магомедова. Он был за трех кандидатов: даргинца Магомедсалама Магомедова, которого и назначили президентом республики, аварца Магомеда Абдуллаева, которого назначили премьером правительства, и за главу дагестанского казначейства Магомедгусейна Магомедова.
До истечения президентского срока Муху Алиева оставалось полгода. В официальных источниках промелькнуло скупое сообщение, о том, что Сулейман Керимов и Магомедсалам Магомедов, были на приеме у Медведева. В этот же период, Магомедсалам Магомедов, будучи депутатом НС, начал более активно выступать в Народном собрании, по поводу бюджета и экономических проблем.
Как Керимов создал коалицию против Алиева
К тому времени против действующего президента Муху Алиеву сформировалась мощная оппозиция. Главной фигурой в этой коалиции был Керимов, далее идут депутат Народного Собрания экс-спикер парламента республики Магомедсалам Магомедов, глава Сулейман Стальского района Имам Яралиев, мэр Махачкалы Саид Амиров, глава Кизлярского района Сагид Муртазалиев.
Им оппонировали, сторонники действующего президента: мэр Хасавюрта Сайгидпаша Умаханов, на тот момент руководитель Дагестанского отделения пенсионного фонда лакец Амучи Амутинов, занимавший пост руководителя Махачкалинского морского порта, аварец Абусупьян Хархаров, Спикер дагестанского парламента, мекегинский даргинец Магомед Сулейманов. О том, чем закончилось это противостояние, и каковы позиции Керимова при Рамазане Абдулатипова, читайте в следующем материале.