Главная » 2014»Январь»23 » Сулейман Керимов и Зиявудин Магомедов - конец противостояния?
12:21
Сулейман Керимов и Зиявудин Магомедов - конец противостояния?
В последнее время ситуация вокруг Махачкалинского морского торгового порта (ММТП) напоминает лихо закрученный детектив — резкие повороты сюжета происходят чуть ли не каждую неделю. Эксперты едва успевают прокомментировать одну ситуацию, как тут же возникает другая, при которой их вчерашние прогнозы сбываются с точностью наоборот.
До последнего времени интрига вокруг ММТП была по существу всего одна: кому из дагестанских олигархов достанется этот стратегический актив — Зиявудину Магомедову, основателю и владельцу группы «Сумма», или же Сулейману Керимову. В пору президентства Магомедсалама Магомедова чаша весов склонялась в керимовскую сторону — глава Дагестана оказывал явную поддержку своему бывшему однокурснику, менеджеры которого активно помогали республике в вопросах акционирования и реструктуризации задолженностей ММТП.
В конце 2012 года президент Магомедов назначил генерального директора керимовской компании «Нафта Москва» Олега Липатова первым заместителем председателя правительства республики, при этом большинство аналитиков напрямую связали это назначение с тем, что работа по подготовке приватизации ММТП «под Керимова» вышла на финишную прямую.
Однако вскоре после этого президентом Дагестана был назначен Рамазан Абдулатипов, Липатов из республики уехал, а фаворитом в гонке дагестанских миллиардеров стал Зиявудин Магомедов. К маю 2013 года казалось, что вопрос этот решен окончательно — в ведущих российских СМИ появились сообщения о том, что один из топ-менеджеров «Суммы» Марат Шайдаев уходит с должности заместителя главы Новороссийского морского торгового порта и возвращается в Дагестан, где для него приготовлена должность вице-премьера правительства республики. Аналитики «Коммерсанта» предположили в связи с этим, что переезд Шайдаева в Махачкалу связан с тем, что «там он сможет защищать интересы «Суммы». Ей, по данным участников рынка, интересен в том числе Махачкалинский морской торговый порт, который могут приватизировать до конца года».
Между тем Шайдаев в республику так и не приехал, а два месяца спустя РБК со ссылкой на него сообщил, что его уход из Новороссийского порта никак не связан с возможным возвращением в Дагестан. В интервью изданию Шайдаев заявил, что сейчас он находится в отпуске: «Никаких конкретных предложений ко мне пока не поступало. Что касается моего возможного переезда в Дагестан, это исключено, да и предложений поработать там в местном правительстве никогда не было».
Вскоре после этого, в конце июля 2013 года, в республику с официальным визитом прибыл министр транспорта России Максим Соколов.
Отметив, что в последнее время порт развивается очень динамично, он дал распоряжение о его подготовке к приватизации: «Решение по приватизации должно приниматься, но приниматься обоснованно, чтобы не изменилась положительная динамика, которая сейчас есть. А главное, чтобы инвестору был предложен хороший товар, и государство могло получить за него достойную выручку. Это наша основная задача на ближайшую перспективу».
После этого, казалось, все вопросы по порту решены окончательно — в ближайшее время начнется его приватизация, и главным инвестором станет Зиявудин Магомедов, заручившийся поддержкой нынешнего руководителя республики. Однако, как показало время, ничего окончательного в настоящее время быть не может.
В августе 2013 года председатель правления Роснефти Игорь Сечин объявил о том, что нефтепровод Баку — Новороссийск начнет вскоре работать в режиме реверса, то есть в обратном направлении. По существу это означало экономическую смерть для махачкалинского порта, четыре пятых грузооборота которого напрямую связаны с работой нефтяной трубы в сторону Новороссийска (ежегодно ММТП перерабатывал до 4 млн тонн нефти, доставляемой танкерами из Казахстана и Туркмении, а также с нефтяных платформ ЛУКОЙЛа на шельфе Каспия). Как было отмечено на совещании в Минтрансе России, объем нефти, перерабатываемой в ММТП, к 2020 году планировалось увеличить до 15 млн тонн в год, что значительно повышало как значимость порта, так и его коммерческую стоимость. С включением же «реверса» вся эта нефть отныне должна была бы поступать напрямую в Баку, чтобы оттуда в дальнейшем транспортироваться по трубопроводам Баку — Супса и Баку — Тбилиси — Джейхан. ММТП при этом был обречен на медленное умирание.
Но, как оказалось, точка в этой истории еще не поставлена. В ситуацию активно вмешалась другая российская компания — Транснефть, представители которой крайне отрицательно восприняли итоги августовских переговоров Роснефти в Баку. В ноябре 2013 года представители Транснефти заявили о консервации участка нефтепровода Ширвановка (пункт на границе Азербайджана и Дагестана. — «НД») — Махачкала, являющегося частью трубопровода Баку – Новороссийск, сообщив при этом, что участок от Махачкалы до Новороссийска будет, как и раньше, использоваться для транспортировки нефти из порта столицы Дагестана.
14 января в российских СМИ появилось поистине сенсационное сообщение: Транснефть и группа «Сумма» Зиявудина Магомедова, конфликтующие по поводу раздела активов Новороссийского порта, решили «помириться» в Махачкале, став партнерами по ММТП. По мнению источников газеты «Коммерсант» и экспертов, «при таком взаимодействии «Сумма» может реализовать проект расширения портовых мощностей, не испортив отношения с местным бизнесом, а Транснефть, заинтересованная в максимальной загрузке нефтепровода Махачкала — Новороссийск, — обеспечить лоббистскую поддержку».
Очевидно, что сотрудничество Транснефти и «Суммы» возникло не на пустом месте. Как сообщил глава Транснефти Николай Токарев, «один из крупнейших мировых нефтетрейдеров — нидерландская Trafigura — предложил взять на себя консолидацию всех поставок туркменской нефти в Махачкалу, обеспечивая стабильность и регулярность поставок». На этом фоне не вызывает сомнений, что к партнерству присоединится и ЛУКОЙЛ, ежегодно поставляющий в Махачкалу 1 млн тонн нефти с месторождения имени Корчагина.
Кроме того, союз с «Суммой» поможет Транснефти ликвидировать нестабильность поставок и повысить качество нефти, закачиваемой в трубу (эти факторы эксперты и представители Транснефти напрямую связывают с работой Дагнефтепродукта, которому принадлежит перевалочная структура в ММТП. В последнее время Дагнефтепродукт оказался в эпицентре нефтяных скандалов, связанных с закачкой в нефтепровод мазута и воды).
В конце прошлого года группа «Сумма» объявила о намерении построить современную инфраструктуру по хранению нефти и нефтепродуктов рядом с ММТП. Очевидно, что это намерение компании совпало с планами Транснефти по оптимизации работы ММТП и повлияло на ее решение о реализации совместного проекта с компанией Зиявудина Магомедова. Что касается самой «Суммы», то, как пишет «Коммерсантъ», в компании сообщили, что позитивно рассматривают возможность новых проектов с Транснефтью, в том числе и на базе ММТП, так как «рост перекачки нефти через Махачкалу станет позитивным событием не только для этого порта, но и для Новороссийского».
Казалось бы, в истории Махачкалинского морского торгового порта на этом можно поставить точку. Все базовые вопросы по существу решены: порт в ближайшее время будет приватизирован и достанется группе «Сумма», заручившейся поддержкой не только президента Дагестана, но и крупнейшей российской компании. Так что после совместного заявления Транснефти и «Суммы» шансы Сулеймана Керимова принять участие в акционировании ММТП все без исключения эксперты оценивали как близкие к абсолютному нолю.
Как оказалось, они ошиблись в очередной раз. Как сообщил все тот же «Коммерсантъ», Керимов в борьбе за влияние в республике, существенно утраченное после назначения Абдулатипова и скандала с «Уралкалием», неожиданно нашел поддержку в Кремле. Как рассказали «Ъ» источники, знакомые с ситуацией, начало новому перераспределению влияния положила встреча Рамазана Абдулатипова с Владимиром Путиным в конце декабря (пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отказался от комментариев). В Кремле якобы подняли вопрос о дагестанском происхождении террористической активности на Юге России. Господин Абдулатипов сослался на отсутствие в регионе рабочих мест, получив в ответ наказ привлекать инвестиции. На возражение, что в Дагестан готовы вкладывать только выходцы из него, Рамазану Абдулатипову де-факто было дано разрешение «открыть» регион для их вложений».
Параллельно, рассказывает один из источников «Ъ», после принуждения к продаже в конце 2013 года «Уралкалия» Сулейман Керимов интересовался «через знакомых в Кремле», где мог бы реализовать себя, чтобы «выйти из опалы», и якобы получил через третьих лиц совет «не спрашивать, чего хочет от него Родина, а спросить себя: что он может сделать для Родины, в том числе для малой». После этого господам Абдулатипову и Керимову оставалось только найти друг друга и договориться. «К Сулейману Керимову были разные вопросы, но инвесторов, готовых вкладывать в Дагестан, немного», — говорит один из собеседников «Ъ».
В итоге в послании Абдулатипова парламенту республики относительно ММТП было сказано следующее: «Одним из ключевых субъектов транспортной инфраструктуры Дагестана является Махачкалинский морской торговый порт — единственный незамерзающий порт России. Но пока его эффективность и пропускная способность находятся на низком уровне. Мы позитивно оцениваем налаживание сотрудничества между компаниями «Нафта Москва», «Сумма». Им совместно с Махачкалинским морским портом предстоит работа по модернизации портового хозяйства. Правительству республики нужно заниматься этими вопросами совместно с профильным министерством».
Это заявление Абдулатипова стало второй «портовской» сенсацией за прошедшую неделю. «НД» вместе с главой республики также крайне позитивно оценивает возможность налаживания партнерских отношений между «Суммой» и холдингом «Нафта Москва», считая, что это пойдет на благо всему Дагестану, положительно отразится на развитии его экономики.