Главная » 2012»Февраль»7 » Узеир Гаджибеков. Ни кровь у нас не порченная, ни мясо!
16:07
Узеир Гаджибеков. Ни кровь у нас не порченная, ни мясо!
Предлагаем вашему вниманию отрывок из статьи лезгина Узеира Гаджибекова «Ордан-бурдан» («Отсюда-оттуда») , написанной 105 лет тому назад, в 1907 году, а опубликованной в газете «Прогресс» 19 августа 1909 г .
Статья построена в форме диалога между Узеиром Гаджибековым и неким молодым человеком-мусульманином*.
Молодой человек: Я поражаюсь, в одной и той же «ишколе»** из-под руки одного и того же учителя, русские и армяне, становятся, как Вы справедливо заметили, настоящими людьми, в то время как наши мусульмане, закончившие вместе с ними эту же «ишколу», остаются при своих старых привычках и неучами. Неужели это связано с тем, что наша кровь порченная? В чем дело?
Узеир Гаджибеков: Ни кровь у нас не порченная, ни мясо!
Молодой человек: А в чем же тогда дело?
Узеир Гаджибеков: Послушай, друг мой, армянский и русский ребенок до 7 лет не ходит в ишколу, остается и воспитывается у себя дома. Мусульманский же ребенок, и до 7-и и до 8-и и до 9- и лет не ходит в ишколу и остается дома. Теперь давай посмотрим, что они делают дома. Армянского и русского ребенка, дома воспитывает грамотная и образованная мама, вовремя укладывает спать, вовремя отпускает гулять на свежем воздухе, занимает свободное время ребенка игрушками, полезными как для духа и нравственности, так и для физического здоровья. Уши этого ребенка не слышат ни одного плохого и вредного слова. Что же он слышит? Музыку прекрасную для души и здоровья, рассказы, поэмы и легенды, написанные специально для детей известными педагогами, правильные и наставительные речи своих родителей, разговоры культурных и образованных гостей их домов. Что они видят? На стенах их домов вывешены картины, ублажающие взор, изображения цветов, на столах красиво иллюстрированные журналы и книги, с четырех сторон их окружают чистота и порядок и т.д. Очень часто их матери ведут их смотреть «синематограф», разъяснют им суть и значение показанных кадров и фотографий.
А наши дети? Не приведи Аллах. Все, что они слышат, это грязная ругань и нецензурщина, интриги и нечестивые слова, увиденное же ими – это плохие дела их взрослых, окружает их повсеместно грязь и нечистоты, места, где они играют, в пыли и в земле, а игрушками им служат … душить кошек,бить собак, обливать мышек нефтью и сжигать. Таким образом, прежде чем наши дети переступают порог ишколы, «их дом уже разрушен», то есть прямо с корня они лишены воспитания и поэтому в результате получаем печальный итог.
Вот в чем наше несчасте, в умме***. Так ни кровь наша, ни кости наши не порченные.
* В 1909 году так называли тех, кто сегодня называет себя "азербайджанец”. Этноним "азербайджанец” был введен в оборот в 1936 .г, до этого оин называли себя "мусульманин” , а их "закавказские татары”.
Узеир Гаджибеков часто писал своему племяннику Ниязи, который учился в Махачкале. Ниязи называл свою жену не ханумом, а "рушка" (девочка в ласкательной). Все они этнически-горских корней. (лезгин) С тюрками, они генетически-родственных связей не имеют.
Забавно что азер пишет мусульмане, значит тогда еще не существовало азербайджанцев)!ОН азер чё тут понимать? посмотри родословную, Да и никогда лезгин так бы не писал) АДмин зачем выложили этот цитат))) и на каком основании вы написали что он Лезгин?
Вообще-то национальная идея в нашем регионе, стала популярной во времена развала СССР. Он не именовал себя азербайджанцем, потому что сам термин стал популярным лишь в 1917-ом, после февральской революции, во время идеи создания АДР. Композитор жил в период до этого и был мусульманином, все думаю знают отношение Ислама к нациям, тут недавно об этом даже статья была, поэтому люди и называли себя мусульманами. Ведь даже до сих пор, одна из царящих в Дагестане идей это создания Шариатского Государства, а не национальная. Но одновременно с этим, Узеир Гаджибеков жил в период пусть и распада, но Империи. Поэтому для людей того поколения, больше был важен Род, знатность, дворянство, нежели национальность. Ведь даже в "Ордан-бурдан" он причисляет себя именно к мусульманам, а не отделяя себя лезгином, турком или татом: "А наши дети?" Не скажу точно, какой национальности был Узеир Гаджибеков, да и не хочется об этом спорить, хоть и есть пару аргументов, но одно ясно точно, он был великим композитором и это самое главное.
Когда выйдет статья, тогда и отвечу, но Узеир Гаджибеков причислял себя именно к мусульманам, а тема именно про это. Кстати БЕК в его фамилии, именно то о чём я говорил, РОД важнее национальности для людей того поколения.
Он про армян долбанных никогда немог бы пример привести,там был ток русский пример, армяни опять за свое и админы с радостью отметили армян ,в этом примере ток русскую семью он отмечал,нахира армян сунули непойму,армяни с детства учат своих детей тому что мусульмани твои враги и все,кроме этого ничему неучат
Даг 05 ты ЦЕНЗУРА.во первых ты не ДАГ.потому что для дагестанца слишком ЦЕНЗУРА.Узеир Гаджибеков про таких детей написал как ты.покажи свои комментарии специалисту по русскому языку.что он скажет.дагестанец учиться в российской школе и таких грубых ошибок не допускает.так что таинственный чёрт про армян не пиши то чего не знаешь.в армянской семье не учат людей ненавидеть.это твоя больная фантазия. (армян сунули непойму,армяни с детства учат своих детей тому что мусульмани твои враги и все,кроме этого ничему неучат)
Узеир был и по маме и по отцу чистый этнический лезгин. Но азеры уничтожили везде все источники, указывающие на это и присвоили его себе. Но мы будет работать скурпулезно,дотошно,искать по крупинкам и песчинкам информацию всюду и восстановим правду и мир увидит, что этот композитор не имел никакого отношения к тюркам. Под "мусульманами" Узеир имел в виду азербайджанцев, так как у них не было своей нации и они писали о себе "мусульманский", "мусульманский театр", "мусульманская школа", старые афиши тех лет только и пестрят подобными названиями...