История села
Ещё одно старинное село Ахтынского района – Хрюг, которое издавна славится своими строителями и камнетёсами. Именно в этом селе начиная с XVII в. в надписях на камне стало употребляется термин «уста (мастер)». В Хрюге в 1700 г построен минарет, надпись которого гласит «построен уста шейх Садом, сыном Молла Халифы Мухаммеда». В Хрюге, как и везде в «стране кинжала и Корана» свято чтят память о своих знаменитых земляках. В декабре 2008 г. в селении торжественно отметили 115-ю годовщину со дня рождения народного поэта Тагира Хрюгского. На площади перед памятником поэту собрались все жители села. Возложили венки к подножию памятника поэта и к памятнику Героя России Мамеду Гаджиеву, трагически погибшему от взрыва на подлодке «Курск». Село расположено на левом берегу реки Самур в ее среднем течении на высоте 1200 м .над уровнем моря.
Первоначально село было расположено на левом берегу реки Ялак-кам на участке (лезг.: Мукьалал). Об этом свидетельствуют многочисленные могилы, остатки руин и обгорелых строений, найденных при строительстве Ахты-Какинского канала в 1940 г. Известно, что в 1536 г., в результате внезапного нападения превосходящих сил Рутульцев и Кумухов, село было полностью разрушено и сожжено, многие защитники села погибли. Оставшиеся в живых частью переселились в Табасаранский район и основали там новое село; Хрюг, остальные построили себе новое село на правом более защищенном берегу реки Ялак-кам.
Сколько лет стоит селение Хрюг в глубине горного лабиринта в 114
километрах от железной дороги? Кто основал его? Откуда пришли в эти
высокие горы предки Хрюгцев, которые заметно отличаются от жителей даже соседних селений Ялак, Зрых, Кака не только по диалекту языка, но и по обычаям, жизненному укладу, психологии? Почему Хрюгцев соседи называют мастерами решений любых спорных вопросов в свою пользу и дали им кличку: «Хрюгец, делающий узлы на просе»(лезг.ЩуькГвел т!вал ийидай хуьруьгви).
История не дала ответов на эти вопросы. Старожилы аула утверждают, что
селение Хрюг — один из самых старинных населенных пунктов в долине реки
Самур. Археологи почему-то не баловали Хрюгцев своими раскопками старинных поселений и изучением древнейших памятников на территории селения.(лезг.Хуьр), в буквальном смысле, означает селение. Одни старожилы говорят, что селение раньше было расположено на скале (лезг.«Мукьалар»), куда можно было подниматься только по извилистой, зигзагообразной дороге. Такая дорога у лезгинов называется (лезг.кьуьруькар).
От этой извилистой дороги произошло название нашего аула—утверждают
они, а другие тутже протестовали, высказывая свои версии, которых оказалось очень много. Вот одна из них. В селении, якобы, был (лезг.тухум) - родовая община, который носил имя (лезг.гъуьруьгъар). Именем этого (лезг.тухума)
стали называть селение, утверждают они. Правдоподобность этих версий
вызывает немало сомнений.
Во-первых, дороги серпантином присущи многим селениям горного Дагестана, но почему-то ни одно из них не носит название (лезг.хуьруьгар). Во-вторых, велико различие между (лезг.хуьруьгами) и (лезг.кьуьруьками). В-третьих, население Хрюга раньше состояло из множества различных тухумов, ни один из них не согласился бы нести имя другого тухума, тем более не такого сильного, как (лезг.гьуьруьгьар). Да и по смысловому значению эти слова (лезг.гьуьруьгьар) и (лезг.хуьруьгар) резко отличаются друг от друга. Да и кроме того, слово (лезг.Хуьр) входит в основу десятков населенных пунктов Южного Дагестана и Северного Азербайджана, причем расположенных даже на плоскости. Неужели здесь тоже были «кьуьруькар» или тухум «гъуьруьгъар»? Конечно, такого не могло быть. Где истина? Видимо, название селения имеет какую-то связь с его жителями, которые не могли незаметно свалиться с неба. Наши предки где-то жили, откуда-то переселились в нынешний горный край, основали свое селение и назвали его Хуьруьгером.
Мне наставления и моя шалость,
Хрюг- колыбель моя,
Мой уход и мое возвращение,
Мой отец и к матери приближение,
Хрюг колыбель моя,
Пройдет много времени,
Скитаясь в мирском бремени,
Разлетелись сыны- орлы твои,
Как не менялись мы со временем,
Все равно вернемся к тебе,
Мудра и священна земля твоя,
О Хрюг ты колыбель моя.