Наряду с высоким уровнем развития скотоводства и земледелия лезгины достигли выдающегося мастерства в народно-прикладном и ремесленном производстве. Широкой известностью пользовалось и кузнечное, оружейное, ювелирное, гончарное дело.
Каждый народ лезгинской группы производил свои самобытные изделия домашнего ремесла. Так постепенно произошла специализация производства - отдельные аулы превратились в центры производства определенных изделий. Искусство изготовления ковров – яркий образец народного творчества лезгин. Складываясь и совершенствуясь на протяжении многих веков, лучшие традиции коврового искусства передаются из поколения в поколение. Лезгинские ковры отличаются яркими красками, сложным орнаментом, что говорит о большом художественном вкусе мастериц. Основным изобразительным мотивом ковров является ромб - фур (в переводе с лезгинского языка означает яма). Обычная композиция ковра состоит из трех ромбов различных вариантов. В кусарских, микрахских коврах можно встретить ромб, украшенный геометрическим орнаментом – поднос с крупными цветочными розетками.
Наряду с ворсовыми коврами лезгины издавна вырабатывали и ковровые изделия без ворса. Из них наиболее распространенными были сумахи (паласы) - ковры с гладкой лицевой стороной и мохнатой изнанкой. Также вязались разнообразные хурджуны (дорожные сумки), чувалы (мешки), и, конечно же, узорные носки – кюлютар. Построение узоров на вязаной обуви очень близко к ковровому орнаментальному искусству и у каждого селения был свой неповторимый рисунок. Вязались носки круглый год и женщины достигали высокого мастерства в этом деле. Наиболее древним орнаментом для украшения лезгинских цветных носков следует считать герметический орнамент (изображения в виде завитков зигзагов, ромбовидных фигур и др.), которые предназначались для пожилых людей. В изделиях для детей и молодежи больше использовались изображения животных, птиц и даже человека.
В Дагестане, почти каждая высокая гора, по народному преданию, считается священной. Это, действительно, отголоски язычества и зороастризма, которые в Стране гор сильны до сих пор. А всё началось, согласно старинной легенде, с приезда в село Микрах двух братьев-праведников. Один из них неожиданно умер и был унесен стаей прилетевших белых голубей. Люди поднялись на Шалбуздаг, отыскали тело, похоронили его, прославив праведника как святого. А могила стала местом паломничества. И традиция навещать летом священную гору сохранилась до наших дней. Едут сюда не только дагестанцы, но и жители соседних республик. И в этом есть зерно Истины. Обязательно ли смотреть диковины других стран, когда еще не все успел посмотреть на своей родине?
Возможно, это и не Хадж, а поклонение родным местам, память об ушедших поколениях предков и воспитание патриотизма у молодежи. Стоя на вершине Шалбуздага, увидев величественную панораму Кавказских гор, каждый горец на мгновение затаит дыхание, перед красотой родной земли. И если человек семь раз поднимется на одну из вершин Кавказа, оглядится вокруг, испытает восторг, гордость и благодарность, за подаренную ему аллахом землю, – разве это не будет Хадж?
Источник: Кусарские новости. Два последних фото с сайта odnoselchane.ru