Инициативная группа товарищей постановила 17 августа провести в старом ауле Кьехюл (ныне в руинах - переселено в 60-х гг. 20 в.) День села - пишет в своем блоге Ханжан Курбанов. Вместе с тем, несколько аксакалов изъявили желание переехать в аул к могилам предков. Ныне они живут в с.Гильяр Магарамкентского района. Молодые ребята готовы заложить в старинном селе животноводческую ферму, чтобы поставлять экологическое мясо и молоко на равнину. Здесь же возможно разбить летний палаточный лагерь для детей. Готовится обращение в правительство республике с просьбой содействовать этому проекту возрождения села.
Аул Кьехюл находится на высоте 1800 м. над уровнем моря. Удивительно красивые места, аул находится на отвесной горе, в. 30-40 гр. Дорогу зимой заметает. Сейчас группа собирается выехать в село, чтобы привести тропу в более или менее проездное состояние.
В Дагестане немало заброшенных аулов. Пора принимать программу «Возрождения старого аула»
Слово аул имеет тюркское происхождение. Изначально аулом назывался подвижной кочевой стан, состоящий из мобильных юрт. Поскольку в каждый отдельный кочевой стан входили, как правило, представители одного рода, то слово аул также означает кочевая расширенная семья, состоящая из нескольких поколений и включающая, помимо родителей и детей также ближайших родственников. Аул мог состоять из любого количества юрт. В каждой юрте проживала одна семья (отец+мать+дети). Маленькие аулы состояли из 2-3 юрт самых близких родственников, богатые аулы могли состоять из сотен юрт. Аулы кочевников не являлись постоянной единицей, постоянно меняя своё положение, количество и состав. Они были настолько же подвижны и изменчивы, насколько и сам кочевой образ жизни. Количество юрт в ауле диктовалось внешними условиями. Оно зависело от политической обстановки, экономического состояния, ландшафта, урожая трав для скота, климата, времени года, наличия воды и пр. факторов. Начиная со времён Великого переселения народов, которое инициировали кочевники-тюрки хунну с Алтая, гнавшие различные евразийские народы на запад, неоднократно происходило смешение народов. Происходила, с одной стороны, «кочевнизация» и «тюркизация» народов Кавказа и Восточной Европы, с другой стороны сами кочевники быстро поглощались оседлой культурой и смешивались с местным населением. В результате этого процесса слово аул распространилось на постоянные поселения Кавказа, где влияние тюрков было особенно сильным. Также от тюрков кавказским народам досталось слово аксакал (белая борода — тюрк.), джигит (молодой парень, юноша — тюрк.) и многие другие.
в то то и дело что кем то принято считать и кто то так называет... НО НИ ОДИН ЛЕЗГИН В ОБЩЕНИЕ С ЛЕЗГИНОМ не назовет ХЬУР аулом... а все оно написано турком что бы поколения народов которых требовалось ассимилировать ни когда не могло понять кто он. ЛЮБОЕ ЗАВОЕВАНИЕ НАРОДА НАЧИНАЕТСЯ ТОГДА КОГДА ЧУЖДОЕ ПРИНИМАЕШЬ ЗА СВОЕ. вот в таких мелочах кроются очень большие мировоззренческие мины. Мы никогда не были кочевниками. И нам нужно быть внимательными к таким вещам.