Женщина и горы
Печальная реальность наших дней – исчезающие с лица земли горные села, особенно болезненно воспринимаемая потому, что этот процесс, увы, неумолимо продолжается. За последние полстолетия в одном только Ахтынском районе перестали существовать 17 сел. От одних ничего не осталось, лишь наметанный глаз определит место некогда обжитое. О других напоминают руины, от вида которых сжимается сердце, и заросшие растительностью кладбища. А бывает, в покинутом всеми селе продолжает жить человек, в одиночестве, в течение долгих лет. Те, кто давно уехали в города, обосновались в современных поселках на равнине, удивляются странному упорству таких своих земляков, не могут их понять. А они продолжают жить в горах. И нет силы, способной оторвать их от родных камней. Последнего жителя встретят те, кто, не опасаясь неезженых дорог, поедут, например, в древние села Алцуг, Маза (Мацар) или Гра…
Двадцать лет назад
В селе Гра, отдаленном от райцентра на девять километров и расположенном на местности с чудесным горным пейзажем, один из нас побывал более двадцати лет назад. Тогда и состоялось знакомство, которое продолжается по сегодняшний день. О той поездке была публикация в газете, здесь уместно привести отрывок из нее.
«… Открывшаяся впереди картина потрясла нас. Село словно разбомбили: вместо домов, возведенных из обтесанных скальных камней, только стены, обвалившиеся, искромсанные; тут и там торчали печные трубы, скособоченные, с дырами от выпавших камней. Вот во что превратилось село, стоявшее не одно и два столетия, всего за несколько лет.
Мы молчали, охваченные угнетающим чувством, и не сразу поверили своим глазам, когда увидели, что над одной из труб вьется синий дымок. «Живет еще село!» – и мы поспешили в ту сторону. Да, кто-то тут еще жил, о чем свидетельствовали, кроме дыма из трубы, обмазанные, как положено, желтой глиной стены дома, кружевные занавески на окне.
На стук в старинные ворота под аркой с верхнего этажа спустилась немолодая женщина в поношенном платье с добрым выражением смуглого лица. Приветливо заговорила: «Заходите, пожалуйста! Гости – от Всевышнего, не каждому их посылают». Прошли чистенький двор, по крутым каменным ступеням поднялись наверх и в комнате по-старинному уселись на полу на подложенных хозяйкой подушках. Появилась дымчатая кошка и стала тереться о наши бока и ноги. В прибранной комнате наше внимание привлек старинный очаг, устроенный в стене, все остальное как в обычном сельском доме. Хозяйка, расспрашивая нас и оставив без внимания наши заверения о том, что мы взяли с собой еду и перекусили у родника, пододвинула к нам низенький столик, расстелила скатерть, на которой вскоре появились чай, теплый хлеб, домашние закуски.
Так состоялось
наше знакомство с Биче Джабраиловой. До того, как село Гра переселилось
на равнину, она работала уборщицей в школе. У нее есть близкие
родственники, они не раз пытались уговорить ее переехать к ним. Но уже
одиннадцать лет, как она одиноко живет в опустевшем селе…»
Тамила Ильясова, Демир Шерифалиев (gazeta-nv.ru 2011, №16)
Продолжение следует.
Ниже приведены схожие материалы: