Название книги о жизни и творчестве заслуженного артиста России Абдурашида Махсудова, более 55 лет играющего на сцене Лезгинского государственного музыкально-драматического театра, не должно казаться слишком претенциозным. Не случайно пишущие о театре прикрепили за ним клише «актера шекспировского театра».Гасанович Абдурашид играл и в постановках по Шекспиру, и по произведениям других великих. Он убежден, «в репертуаре любого театра необходимо иметь хотя бы несколько произведений высокой классики. Конечно, они не кассовые, но они нужны для школы театра, для постоянной учебы, поддержки актерского мастерства на высоком уровне».
Касаясь темы постоянной учебы, не могу не провести его излюбленное изречение: «Самое плохое в нашем, да и в любом деле – некомпетентность, в искусстве особенно!»В далеком 1951 году юный Абдурашид, закончив школу, приехал в Махачкалу с благим намерением поступить на физико-математический факультет Пединститута. Но на стене большого городского дома сельский парень прочитал объявление о наборе в актерскую группу для учебы в Москве.
И вскоре стал студентом лезгинской студии ГИТИСа (в те годы там учились две дагестанские группы – лезгинская и аварская). Через пять лет вернулся в республику в числе первых одиннадцати выпускников и начал работать в национальном театре. С той поры он сыграл около 120 ролей по произведениям классиков и современных авторов, очень разных, как отмечают театральные критики: «Ему присущи юмор и сатира, лирика и патетика, умение раскрывать характер во всей своей полноте и сложности».
Сыграл Абдурашид Махсудов и в ряде фильмов. Еще молодым в фильме по произведению Ахмедхана Абу-Бакара ему выпало исполнить роль Идриса, чабана и партийного вожака. Затем, через много лет, была роль Али, отца героини в фильме «Горянка».
В «Сказании о храбром Хочбаре» по поэме Р. Гамзатова он играл аварского нуцала, а в двухсерийном фильме «Гибель Отрара» по романам В. Яна – хорезмшаха Мухаммеда. К среднеазиатской теме ему пришлось вернуться еще раз в роли министра внутренних дел в фильме «Пирамида» о так называемой среднеазиатской мафии, снятом в начале 90-х в «Ленфильме».
Интересную и насыщенную информацией книгу о старейшине Лезгинского театра подготовил и издал Азиз Мирзабеков, один из известных современных поэтов, а также публицист, исследователь истории литературы, составитель антологии древней лезгинской литературы. Это уже четвертая книга о деятелях национального театра, вышедшая из-под его пера. О своей работе по театральной теме он рассказывает:
– Во-первых, те, о ком я пишу, чрезвычайно одаренные и привлекательные люди, полностью отдавшие себя искусству, достойные, чтобы о них издавались книги.
Во-вторых, как известно, Лезгинский театр, старейший из дагестанских театров, начинался с самодеятельных групп в селе Ахты и в Баку еще в период Первой русской революции (государственным, правда, стал в 1935 году), имеет богатую и чрезвычайно интересную историю. Да, о нашем театре писали, выходили исследования и книги, но, на мой взгляд, непростительно мало. По мере своих сил хочу восполнить пробел: моя работа шаг за шагом подводит меня к основательному разностороннему труду о первом театре.