Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1081
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 49
Мугьманар: 49
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2019 » Апрель » 8 » Это интересно ...

18:13

Это интересно ...


Это интересно ... Это интересно ... Это интересно ...
Ярали Яралиев

В «Алупанской книге» [1] приводятся названия свыше 30 албанских племен, из которых большинство отсутствует в исторических источниках, что является одним из признаков уникальности «Алупанской книги». На первом месте этого списка указано племя «кирк», возможно, «ккирк» (в «месроповском» алфавите кавказских албанцев не было буквы «КК»). Ккирк – это племенное название идентично с названием племени «гирк», когда-то расположенное на южных берегах Каспийского моря. Раньше Каспийское море называлось по имени этого племени – Гирканское море (в слове «Гиркан» «-ан» - окончание принадлежности). На юге-востоке Каспийского моря была расположена Гирканская провинция (рис. 1), нынешние персидские провинции Мазендеран и Астрабад. 



Рис. 1. Гиркания.
 
Происхождение названия этой страны в энциклопедических словарях приводится от др.-персидского «Варкана» ‘Страна волков’. Скорее всего, до появления здесь персов ее основное население состояло из албанских племен «ккирк». 
 
А. К.-А. Бакиханов пишет: «В Бакинском уезде в селах Бильгя, Зира, Биби-Эйбат и других, а также и на некоторых островах видны на скалах следы от колес, идущие далеко в море. В самом городе Баку, там, где стоит дом Гэджи-бабы сына Гаджи-Ага Гусейна, при рытье колодца нашли под землею ниже уровня моря дорогу, вымощенную плитами. Между Баку и Сальяном, приблизительно в 50 верстах от берега, есть подводный город. Археологи-подводники подняли со дня Каспия эфес тяжелого меча трехтысячелетней давности, более 20 якорей, жернов, хорошо сохранившуюся посуду, видели много очагов гончарных печей, обломки толстостенных сосудов и др. Специалисты относят город, оказавшийся под водой Каспия, лишь к эпохе средневековья. Обнаруженная же рукоятка меча, откованного в VIII-VII вв. до н.э., вызвало новые предположения историков о более почтенном возрасте «Каспийской Атлантиды» [2]. Действительно, по дороге Махачкала-Баку между Кераунскими горами (восточным хребтом Кавказских гор) и морем простирается довольно широкое ровное место, по-видимому, находившееся когда-то под водой. Это согласуется с информацией А. Бакиханова о том, что в районе Сальяны под водой обнаружен целый город. Следовательно, на месте Апшеронского полуострова имелась дорога до восточных берегов Каспийского моря, т.е. когда-то современное Каспийское море состояло из двух частей. В результате тектонических катаклизмов перегородка между двумя морями исчезла, и вода из северной части переместилась в южную часть. 

С другой стороны, как известно, река Аракс раньше впадала в Каспийское море, а позже, как указано в «Алупанской книге», в результате длительной засухи воды Аракса в нижнем течении высохли, и она соединилась с рекой Кура. Вследствие этих двух процессов население южной береговой части Каспия, в том числе и гирканцы, переселились на северные территории Албании, в частности на земли лезгов. В Южном Дагестане есть современное селение, с исконным названием «Ккирка» (население - «Ккирар», «Ккиривияр»). В настоящее время его название видоизменено на тюркский лад «Кара-кюре». Следует отметить, что современные рутульцы называют лезгин «кирками». Неустанный исследователь истории лезгин Дарвин Велибеков кроме отождествления «кирков» с «гирканами», приводит названия селений: Кирк, Кирка, Кирки (Южный Дагестан), Кирк (Исмаиллинский район Азербайджана), Киркиджан (Нагорный Карабаг, Азербайджан) и др. [3].

В 1222-1225 гг. знаменитый исландский поэт, ученый и общественный деятель Снорри Стурлусон создал книгу, представляющую собой уникальное собрание мифов и сказаний и которую он называл «Эдда» [3,4]. Долгое время считали, что все эти истории автор придумал сам. В 1643 году, через четыре столетий после смерти Снорри Стурлусона исландский епископ Б. Свейнссон находит древнюю рукопись с песнями о богах и героях, сюжеты которых совпадают с рассказами «Эдды». Эта находка заставила ученых по-новому взглянуть на «Эдду». Она была переименована в «Младщую Эдду», а древнейшая рукопись, найденная епископом Б. Свейнссоном, стала называться «Старшей Эддой». 

В «Старшей Эдде» часто встречается формула «асы и альвы». Предполагают, что «асы» - высшие боги, а «альвы» - низшие. «Асы» - в скандинавской мифологии группа богов, возглавляемая Одином [5]. «Аси» - верховный бог пеласгов, текст на «Фестском диске» начинается с имени бога Аси. В современном лексиконе лезгин сохранилось выражение «аси лукIар» ‘рабы божие’. Во время появления арабов, они не признающих Аллаха лезгин называли «аси» в смысле ‘богохульник, противник Аллаха’ и это слово в выражении «аси хьун» ‘быть богохульником, противником Аллаха’ перешло в дальнейшем и в лезгинский язык. Кроме того, нам кажется, что «альвы» напоминают римские альбионы, которые почитались на правом берегу Тибра, т.е. на этрусской территории, этрусская лаза Алпан, которая связывалась с рекой Альбинией, и, наконец, хороним «Албан» (Кавказская и Балканская Албания). Напомним, что в древнегреческой (теперь уже пеласгской) мифологии бог Аполлон раз в году побывал на севере у своих родных. 

«Алпан» указан как божество огня и справедливости в мифологии лезгин. Такую же функцию, т.е. защита справедливости, олицетворяет древнейший народный эпос лезгин «Шарвили» («шар» на кавказско-албанском, урартском, хурритском языках, «зар» на этрусском и пеласгском языках означают ‘царь’, а «Вили» ‘царевич’ [6]). Имя собственное «Вили» наблюдается в скандинавской мифологии: Вили - брат Одина, главы асов. Жена Одина – Фригг. Это имя идентично с державой Фригия, которая была создана в Малой Азии через три с лишним столетия падения Хеттского царства. Ассирийцы и урартийцы называли Фригийское царство «страной мушков». Фригийцы помогали троянцам в их войне с греками, а после поражения Трои установили свою власть над Троадой. Мушки, особенно восточные мушки, - это одно из крупных племен Кавказской Албании, и территория вокруг нижнего течения реки «Кьулан вацI» (Серединная река; совр. р. Самур) и ныне называется «Мушкур», родина героя-освободителя лезгинского народа Гаджи Давуда Мушкурского. Кстати, «Фригъ» - название населенного пункта в Южном Дагестана. Когда греки захватили Трою, они провозгласили: «Мы завоевали страну асов» и, действительно, материк Азия (Асия) с запада начинается именно с полуострова Передняя Азия. 

По скандинавским мифам город богов называется «Асгард», что идентично с лезгинским «Асган» ‘место Асов’ (лезг. «кан», «ган» ‘местность’). В «Эдде» Асгард отождествляется с древней Троей и, как рассказывает Снорри Стурлусон, Один - выходец из Трои, из рода князя (конунга) по имени Мунон или Меннон. «Мунон или Меннон был женат на дочери верховного конунга (князя) Приама, ее звали Троан». Имя собственное Мун часто встречается в пеласгском и египетском письме. Не исключено, что имя фараона «Тутанхамон» можно расшифровать как «Тутан хwа Мун» ‘Мун, сын Тута’, а «Тот» - египетский бог мудрости и фараоны часто себя называли сыновьями богов. 

Близко ознакомившись с книгой Снорри Стурлусона «Младшая Эдда», Д. Велибеков в Баку (Азербайджан) и Р. Бабаев в Махачкале (Дагестан) независимо друг от друга обнаруживают большое число топонимических названий, имена богов и конунгов, этимологически поясняющихся при помощи лезгинского языка. Эти параллели хорошо согласуются с заявлением знаменитого норвежского ученого, этнографа, археолога и путешественника Тура Хейердала, «что недавно в Королевской библиотеке Норвегии в г. Осло была обнаружена нашумевшая в научных кругах книга, повествующая о том, что норвежцы являются потомками выходцев из Кавказа» [3]. Д. Велибеков справедливо отмечает, что Кавказ представляется колыбелью Кавказской расы, представителями которой являются почти все народы Европы, Малой Азии, Ближнего Востока, многие народы Индии, Тибета и Северной Африки. Но что-то в двадцатом веке понятие «Кавказская раса» стала подменяться понятием «Европейская раса». Ведь «лишь в Кавказской расе достигает дух абсолютной идентичности с самим собой. Лишь здесь вступает дух в совершенное противопоставление с природой и признает самого себя, своей абсолютной независимостью освобождается от блуждания между двумя крайностями, достигает самоопределения, развития своей сущности и тем самым рождает мировую историю. Прогресс мировой истории начинается с путей кавказской расы» (Г.-В.Ф. Гегель «Философия духа», по [3]).

Сопоставляя различные исторические данные Д. Велибеков утверждает, что миграция кавказских (лезгиноязычных) племен на север произошла дважды: первый раз после поражения Трои (XIII в. до н.э.) и второй раз в первом веке н.э. Переселение части троянцев в Скандинавию ознаменовалось появлением там Верховного бога Тора (в германо-скандинавской мифологии бог грома, бури и плодородия), полученного от имени своего города – Трои. В связи со вторым переселением кавказцев в Скандинавию Д. Велибеков упоминает одного из имен Одина Зиге и приводит утверждение Менли Холла: «Как явствует из северных хроник, Зиге – вождь азиатского племени в первом веке христианской эры привел племя с Каспийского моря и Кавказа на север Европы… Сам он взял имя Один». Третьего сына Одина также звали Сиги. Имени «Зиге» Д. Велибеков отождествляет с Зиги, с одним из царей Пакулского (Бакинского) макила Кавказской Албании [1].


 
Рис. 2. Древнейшие пути миграции человечества.

Один из моих фейсбуковских друзей в Турции прислал мне одну статью, по его словам, подтверждающую мои исследования (статья взята из журнала Sciense). В газете «Нью Йорк Таймс» от 13. 2014 (февраль) опубликована статья Николаса Ваде «Следуя происхождение, ученые создают генетический атлас миграции человечества», где указано, что исследователи из Оксфордского Университета (Симон Майерс), Университетского колледжа Лондона (Галет Хелентал) и Института Макса Планка эволюционной антропологии Лейпцига (Даниэль Фалуш), исследуя выборочные геномы, разработали новый статистический подход для установления миграции людей в 4 тысяч лет до н.э. Как видно из схемы (рис. 2), в Калаше (Пакистан) обнаружен генетический симбиоз компонентов ДНК населений Скандинавии и Лезгин из Кавказской расы. Они также нашли ближневосточные ДНК среди северных итальянцев (этрусков). Как видим, из большого количества этносов-автохтонов Кавказа приводятся только лезгины. 
 
Если прежде одного из крупных народов Кавказа лезгин связывало с пеласгами только внешнее сходство их названий, то теперь их безоговорочное родство подкрепилось дешифровкой всех форм критского (пеласгского) письма при помощи лезгинского языка. В.И. Щербаков [7], анализируя сведения из «Младшей Эдды» Снорри Стурлусона, приходит к гипотезе: город богов Асгард находился в Парфии – могучем государстве Древнего мира. Парфянское государство возникло южнее Каспийского моря на территории бывшей Гиркании после миграции туда персов. 

Литература

1. Яралиев Я.А. Алупанская (Кавказско-Албанская) письменность и лезгинский язык. Махачкала, 1995.
2. Бакиханов А. К.-А. Гюлистан-и Ирам. Баку, 1991.
3. Велибеков Д., Адигезалов Я., Велибеков Дж. Кавказ-Скандинавия. Общность культур. Баку, 2007.
4. Стурлусон С. Младшая Эдда, Ленинград. 1970.  
5. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. I, с. 119. 
6. Ахмедов Дж.Б., Халилов Ю.М. Лезгинско-азербайджанский словарь. Баку, 2014 (на лезгинском языке).
7. В.И. Щербаков. Где жили герои эддических мифов? М., 1989.








Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Исторические материалы | Просмотров: 2967 | Добавил: LezGiYar | В материале упоминаются: Ярали Яралиев

avatar
1
Аллагьди ваз сагъвал гурай Ярали стха ихьтин зегьмет ч!угвазвай Лезгистан патал
avatar
2
Ярали халу вун ви мурадирив агагърай,ваз чандин сагьвал гурай 100 йис жер гъван 
Как и что нужны делать что вас вес мир узнал?
avatar
3
Да, интересно написано. Прочитал на одном дыхании
avatar
4
Вот и этого Яралиева тоже можно и нужно считать Ярали Дах старший, а другого Дах младший (из-за возроста) , как Агьцехвери лугьузва даш, чьехи даш,
avatar
5
Действительно интересно!
avatar
6
Я смотрю на сверх замечательного человека достойного патриота ученого и взгляд у него в ожидание чего та на великого.Дай АЛЛАh что у него мечта сбылось
Мы не понимаем что в России расходует деньги на изучение языка и истории каких та папуасов,американских индейцев а у нас снова не понятно или что та не то....
avatar
7
В каком научном журнале были опубликованы труды Я.Яралиева по истории и лингвистике?
avatar
8
В истории диалектики научных знаний немало были случаиреволюционного характера. В науке вначале их называли «абсурдными», «лженаучными»,
в лучшем случае «околонаучными». Читайте «В.М.Кедров. О великих переворотах в
науке. М., 1986». Шампольон дешифровал египетское иероглифическое письмо, но ее
признали через 60 лет после смерти Шампольона. Я в своей книге «История лезгин.
Т. 5. Египтяне. Дешифровка египетского иероглифического письма» на конкретных
примерах доказал несостоятельность метода Шампольона. Но настоящая крупная
египтологическая наука, основанная на ошибочных методах Шампольона, как может
реагировать на такой переворот, выдвинутый каким-то Яралиевым, неизвестным в
научных кругах в данной области? Лучше не обратить на это внимание. В Санкт-Петербурге
каждый год проводятся «Египетские чтения», но мне по состоянии здоровья не
пришлось там участвовать. Я отправил в «Журнал древней истории» несколько
статей по дешифровке египетского иероглифического письма, сравнивая их с
современным состоянием чтения иероглифического письма. Но мне их убедить не
удалось, меня обвиняли не знанием современного состояния вопроса. Я их понимаю,
но есть некоторые люди этого не понимают. Как-то у известного математика
Харальда Бора, брата Нильса Бора, спросили: «Почему мы хорошо понимаем твои
труды, а твоего брата не понимаем?». Он ответил: «Потому, что я говорю, что вы
знаете, а он говорит, чего вы не знаете». Я уверен, что наступит время и меня
будут понимать.
avatar
9
Слава великому новатору, пророку и микитису Ярали Яралиеву!
avatar