Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1081
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 39
Мугьманар: 39
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2011 » Март » 13 » Пеласги и родственные им племена

18:40

Пеласги и родственные им племена


Пеласги и родственные им племена Исторической науке уже давно известно, что догреческое население Балкан и Эгеиды называлось пеласгами, лелегами и карийцами. По сообщениям историков, пеласги поселились на необитаемый Балканский полуостров, а по археологическим данным впервые человек появился на Крите в неолите примерно в VII тыс. до н.э. /5/. Сведения о родоначальнике пеласгов Пеласге входят в состав древнейших мифов:  Пеласг указал людям, как строить хижины и одеваться в свиньи кожи. Он научил также жителей Аркадии питаться желудями, что переносит нас в мир преданий самой глубокой древности.          

Этот мифологический материал показывает, что пеласги – автохтоны Балканского полуострова и живут там с самой глубокой древности. Однако у древних историков имелась и противоположная информация. Согласно утверждению Геродота, одно из племен пеласгов, родиной которого была Лидия (Малая Азия), теснимое дорийцами переселилось сначала на север Балканского полуострова, а затем, перемещаясь вдоль Адриатического моря, достигла севера Апеннинского полуострова, где и обосновалось.           

Лишь многочисленные археологические и лингвистические открытия в Малой Азии в начале ХХ века позволили прояснить догреческий период истории Средиземноморья. Оказалось, что древнейшая ономастика Эгеиды и примыкающих областей, сохраненная письменной греческой традицией, изобилует названиями, корни и суффиксальные элементы которых не поддаются удовлетворительной интерпретации ни с точки зрения сравнительно-исторической фонетики и морфологии древнегреческого языка, ни на основе какого-либо другого из засвидетельствованных в то время индоевропейских языков.           

С VIII-VII тыс. до н.э. на юго-западе Малой Азии начинает развиваться земледельческая культура, которую условно называют чатал-хуюкской (по современному названию места  в Турции). Эта культура была распространена широкой полосой вдоль юга Малой Азии и вероятно, достигала в  то время Эгейского моря в районе острова Родос. Она отличалась удивительно высоким для того времени уровнем развития сельского хозяйства, ремесла, культуры. Здесь впервые появляются земледельческие поселки из множества домов, окруженных защитными стенами. Имеются родовые святилища с росписями. Причем, наиболее распространенным культом был культ поклонения быку, рога которого служили священным символом какого-то божества. Найдено множество статуэток разного типа и многое другое.           

Эта культура просуществовала на данной территории примерно до V тыс.до н.э., оказав  значительное культурное влияние на всю Малую Азию и на Балкано-Карпатский регион. Представители этой культуры антропологически отличались от индоевропейцев. Они были ниже ростом и имели более гранильное строение скелета. По всей вероятности, они имели  темные волосы и глаза. Их языковая принадлежность не может быть установлена достоверно, так как они не оставили письменных памятников, но подытоживая те сведения, которые известны на сегодняшний день, можно предположить следующую гипотезу, помогающую объяснить связно многие факты.         

Как установлено с достаточной надежностью,  с V тыс. до н.э. на территории Малой Азии жили племена, говорившие на так называемых хатто-хуритских языках. Несколько позже они занимали значительную территорию, включающую кроме Малой Азии Армянское нагорье и Верхнюю Месопотамию, Закавказье, весь Северный Кавказ, и западное побережье Каспийского моря. Указанное название характеризует тот факт, что все языки этой семьи можно разделить на две группы, образовавшие два потока их распространения. Одна группа - хаттская - включала в себя племена, двигавшиеся через север Малой Азии по побережью Черного моря. Другая группа - хурритская - двигалась по югу Малой Азии и через Армянское нагорье проникла в Куро-Аракскую долину, заняла территорию современного Азербайджана, а затем вышла на Северный Кавказ в районе  современного Дагестана и Чечни.         

Исходя из того, что все остальные племена, известные на территории Малой Азии, являются пришлыми, можно предположить, что хатто-хуритская группа языков зародилась именно здесь и начало ее распространению положила группа племен чатал-хуюкской культуры. Если это правильно, то  в XII-X тыс. до н.э. в Малой Азии зародилась и развивалась пра-хатто-хурритская популяция.        

Переселение хатто-хурритских племен из Малой Азии и Месопотамии произошло, по мнению И.М.Дьяконова, по двум причинам. В Малой Азии наступило время продолжительной засухи, а в Месопотамии небывалый рост населения. В обоих случаях и хаттам, и хурри-там необходимо было искать новые места проживания и, следовательно, они были вынуждены переселиться на запад и на восток.         

Выдвигая свою версию о происхождении слов «этруски» и «пеласги» акад. Н.Я. Марр отмечает /6/, что для Кавказа (на «яфетическом востоке») характерен корень в этнических терминах с перерождением l-s – l-z. «Так мы имеем с суффиксом «а-» название реки А-laz-an, отложение племенного названия в материково-перевальном районе Кавказского хребта с суффиксом мн.ч. «-ан», племенные названия и этнокультурные термины – läzg (лезгин), lesk-ur (сабля; букв, «лезгинское оружие»), leg+z+i – leg+z-i (арм.- лезгин), lag-лак (кази-кумух), lek-ur (лезгинка, лезгинский танец) и др. Здесь на Северном Кавказе, господствуют образова-ния с показателем множественности «k – g», но ни одно из них не прослеживается на Аппенинском полуострове, поскольку оно несется яфетическим племенем с последней своей стоянки в бассейне Каспийского моря. Чтобы с прикаспийского края достигнуть такой дали, термин должен был обязательно пропутешествовать по северному пути и ... пройти два лингвистических средостения, сванское и абхазо-адыгейское (или абхазо-черкесское), если не касаться смежного чеченского мира - материково-перевального. 

Следовательно, та или иная разновидность северокавказского типа могла перестроиться в новую форму, получив или в сванской среде префикс «le-» или в абхазо-адыгейской среде префикс «ре-», однако и таких новообразований мы не находим достигшими Аппенинского полуострова, точно Балканский полуостров перехватил эти северные переселенческие волны этрусков или урартийцев, поскольку получившие прикаспийское и северно-кавказские крещения их сородичи по общему в корне наименованию «lazg» («las-k») в абхазо-адыгейской форме «pe-lasg» (читай или «pelazg») или «leg» («lek-и») в сванской форме «le-leg», проникнуть на этот же европейский полуостров, входили в состав первоначального населения его территории, имели уже отсюда распространение на другие острова, в числе их и на Крит, да с моря и на соседний полуостров.Автор: 

Ярали Яралиев, проф. института "Юждаг"








Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Исторические материалы | Просмотров: 7570 | Добавил: Лань@Админ | В материале упоминаются: Ярали Яралиев

avatar
1
[b][i]Но есть теория, согласно которой пелазги, наряду
с этрусками, венетами и фракийцами, были предками славяно-русов. Ниже приводится статья, взятая из www.ateney.ru.

[size=10]Что это был за народ – пелазги, который жил на Балканах в доклассическую эпоху?
По авторитетному свидетельству Гомера, Гесиода, Геродота, Эсхила и других античных авторов, пелазги (пеласги) были коренным и древнейшим этносом Эллады. Их имя происходило от легендарного гиперборейца Пелазга (лат. Pelasgus) – прародителя и первого человека. Его потомки имели обширное царство, включавшее Фессалию, Халкидику, Додону и Аргос. Во времена их расцвета сама Эллада называлась Пеласгией.
После Троянской войны (ок. 1200 до н. э.), вторжения на Балканы дорийцев и крушения микенского мира
пелазги колонизовали часть Апеннинского полуострова между рекой Арно и Тибром. Здесь они вступили во взаимодействие с тирренами, выходцами из Малой Азии, жившими некоторое время на острове Сардиния. На Апеннинах пелазги и тиррены основали новую цивилизацию, которую позже стали называть этрусской по одному из самоназваний древних племен-колонизаторов.

Начиная с середины XIX века в отечественной науке сложилась теория, согласно которой пелазги, наряду
с этрусками, венетами и фракийцами, были предками славяно-русов. Ее родоначальником был выдающийся археолог, президент «Общества истории и древностей российских» А. Д. Чертков (1789-1858). В своих трудах: «Очерк древнейшей истории протославян» (1851), «О переселении фракийских племен за Дунай» (1851), «О языке пелазгов» (1855) и др. он доказывал родственность упомянутых племен и читал этрусские (пелазгийские) надписи по-славянски.

В наше время уже на основе новых научных данных эту линию развивает академик Ю. А. Шилов,
автор фундаментального исследования «Прародина ариев» (1995) и популярных книг «Пути Ариев» (1996), «Праистория Руси» (1999), «Святыни» (2001) и других. Шилов особое место уделяет древнейшей индоевропейской цивилизации – Аратте (Оратте), откуда, по его мнению, вышли праславяне-пелазги, связанные с историей Трои и всей Троады. «Пелазгия – тождественна Гиперборее», легендарной стране, расположенной к северо-востоку от Балкан. В XVII-XI веках до нашей эры большая часть праславянских племен, которые известны как венеды, лелеги, брежане переселились из Троады в Этрурию, получив здесь имя этрусков. Венеты стали продвигаться далее на север, к Прибалтике и левобережью Дуная, а этруски фактически заложили основу римско-эллинистической цивилизации. По мнению Шилова, «и Греция, и Рим вырастали на плечах истинного патриарха не только европейской, но и всемирной цивилизации – Аратты [Пелазгии-Троады]» (с. 267).

Одним из главных доказательств высокой культуры пелазгов было наличие у них собственной письменности,
а точнее – линейного письма. Тема это весьма сложная, требующая специальных знаний, подробных ссылок и комментариев. Поэтому здесь мы ограничимся лишь общим утверждением о том, что классическому греческому языку на Балканах предшествовала значительно более ранняя устная и письменная языковая культура (так называемая пелазгийская, праиллирийская, палеобалканская), восходящая к древнейшим цивилизациям.
avatar
2
А это http://video.mail.ru/mail/veles113/107/349.html на просмотр роликов на тему "Этруски. Тайна славянской цивилизации".
avatar
3
На сайте засели ЦЕНЗУРА. Почему не публикуете меня?
avatar