История Ислама в Ахтах
На момент прихода мусульман в Южный Дагестан, Ахты находился во вражде с хазарами, контролировавшими село Микрах, что ныне в Докузпаринском районе. Дойдя до Самурской долины, мусульмане взяли село Каракюре и двинулись далее к Микраху. Ахтынский правитель Дарвишайи из династии Шахбани, завидев в мусульманах союзников в деле подавления хазар Микраха, принял Ислам и совместно с ними взял город[2]. Ахтынский правитель Дарвишайи добровольно подчинился наместнику халифа в Дербенте эмиру Абу-Муслиму аль-Масламе, после чего обратил ахтынцев в Ислам. Тот самый Абу-Муслим основал позже в Ахтах известную мечеть, просуществовавшую вплоть до конца XIX века.[3]
После принятия Ислама ахтынцы пребывали в составе Исламского Халифата до той поры, как позиции мусульман на Восточном Кавказе ослабли из-за завоевательных набегов монголо-татар. Монгольские захватчики, низвергнув власть мусульман на побережье Каспия, не стали покорять нагорный Дагестан. Таким образом, оказавшись вне Халифата, горцы остались предоставленными самим себе. Политическая картина в горах Южного Дагестана в тот период была представлена независимыми сельскими общинами, к XV- XVI векам скооперировавшимися в вольные общества. Так, 17 сёл бассейна реки Ахтычай и средней части Самурской долины объединились в Ахтыпаринское вольное общество. Просуществовало это государственное образование до 1839 года. Правовая система в обществе представляла собой разграничение секторов судебной власти между Шариатом и адатами. Уголовные дела, гражданские дела большей сложности регулировались Шариатским правом, простые гражданские дела — с помощью адатов. Шариатским судом ведали ученые кадии и эфенди, а адатским судом — старейшины влиятельных тухумов.
В 1734 году в Самурскую долину во главе огромной армии вторгся персидский полководец Надир-шах. Одной из целей, преследуемых этим походом, была шиитизация местного суннитского населения. Для достижения этой цели Надир-шах прибегал к средневековым изуверствам: на окраине села собирал маленьких детей, а затем приказывал затаптывать их лошадьми. Однако даже столь сильное давление не возымело должного действия и ахтынцы не отступились от своей религии.
Отдельную страницу в истории Ахтов занимает русско-кавказское противостояние. Как известно, в XIX веке царские войска усилили натиск на Кавказ с целью покорения горцев. В 1837 году вспыхнуло Кубинское восстание, объединившее всех лезгин по обе стороны Самура против колониальной политики русских. Предводителем ахтынцев являлся тогда Шейх-Мулла из Ахтов. Однако в сражении у Аджиахура, произошедшем 4 июля 1838 года, объединённые войска вольных обществ Южного Дагестана потерпели поражение, а в 1839 году Ахты захватили русские войска.[4] Вольные общества были ликвидированы, а на их месте образован Самурский округ. На тот момент главой Ахтыпаринского вольного общества являлся Мирза Али аль-Ахты — кадий и известный богослов, учёный и поэт, прозванный современниками «сокровищницей знаний», и являвшийся учеником небезызвестного Мухаммада аль-Яраги, а позже и учителем Гасана Алкадари.
Хотелось бы в данной статье упомянуть о распространенном в наши дни мифе о предательстве ахтынцами имама Шамиля и показать несостоятельность данного суждения. Сообщается, что в 1848 году имам Шамиль предпринял поход на Ахты с целью освобождения Самурской долины. Побудили имама Шамиля к этому доводы цахурского наиба Даниял-бека, который обратился в письме к имаму со следующими строками: «Мир вам. Затем. До сих пор дела наши идут так, как мы хотели. Рутульцы уже в наших руках. Потом жители Ахтов и других краев желают перейти на нашу сторону и приглашают нас к себе. Многие ахтынцы и жители других селений уже перешли к нам. Со стороны врагов слышны противоречивые известия. Мы отправимся к подступам Ахтов, внимая к их просьбам. А вообще население очень хочет, чтобы вы приехали к нам». Доподлинно известно, что при подходе сил Шамиля к Ахтам, жители села подняли мятеж и активно поддержали мюридов, оказывая помощь в провизии и провианте, а также сформировали добровольческие отряды. Известный исламский ученый тех лет, кадий и секретарь имама Шамиля Мухаммед-Тахир аль-Карахи отмечал: «ахтынцы приняли его (имама Шамиля) очень радушно». Затем он пишет: «Войска спустились в Ахты и нашли местных жителей обрадованными приходу имама, горящим желанием встретиться с ним. Были рады даже женщины и дети». По прибытии в Ахты, Шамиль созвал ахтынцев и выступил перед ними с речью: «Вы народ храбрый, сколько раз вы проливали кровь русских и снимали с них одежду, и до сих пор в такой войне вы были без помощника. Знайте же, что я и весь Дагестан ваши помощники. Необходимо вытащить эту змею (русских) из сердца вашего и удалить врага нашего и среди вас». Ахтынцам понравились его наставления и обворожительные слова. Они ответили: «Мы клянемся умереть перед тобой и сражаться с врагами».[5] Но из-за тактических просчётов войскам имама не удалось взять верх над русскими и вскоре мюриды отступили.
В 1877 году ахтынцы приняли участие в Шариатском восстании Чечни и Дагестана, при котором была временно свергнута власть царской администрации, а также блокирована Ахтынская крепость с русским гарнизоном. На сельском сходе ахтынцы приняли решение избрать Самурским ханом местного жителя Кази Ахмед-бека. Но из-за неэнергичных мер восстание вскоре было подавлено, а его лидеры — казнены.[6] Что примечательно, царские власти не вмешивались в судебные порядки местного населения, Шариат практиковался и в составе Российской империи, вплоть до образования СССР.
По свидетельствам современников, в 1882 году Ахты являлся вторым по величине населённым пунктом Дагестана, уступая лишь своему старшему брату - Дербенту. В Ахтах тогда насчитывалось 16 мечетей и 20 медресе. К сожалению, в 1899 году по причине обветшания была снесена древняя Джума-мечеть, построенная, как было указано выше, ещё в VIII веке эмиром Абу Муслимом. Камень с арабской вязью от той мечети можно увидеть ныне в Ахтынском краеведческом музее. На месте разрушенной мечети была воздвигнута новая.
Настоящим испытанием для верующих ахтынцев стал приход советской власти. Привычное для населения шариатское право было сменено властями на светские законы нового государства. Масло в огонь подливал и тот факт, что государство было не просто светским и атеистским, но и откровенно враждебным к религии. Набожные мусульмане получали ярлык «фанатиков», соблюдение требований Ислама всячески гонялось властями, а в Ахтах, в целях антирелигиозной пропаганды, были установлены радиодинамики. Для создания образа солидарности местного населения с политикой властей были открыты общества безбожников, проводивших подрывную и агитационную деятельность среди мусульман. Многочисленные ахтынские мечети были закрыты, а Джума-мечеть передана под музей. Вскоре, не выдержав подобного давления, народ Южного Дагестана поднялся на Газават. Первыми из ахтынских селений, примкнувших к восстанию, были жители Хнова и Фия. Повстанцы взяли село Борч, но отрядами из села Шиназ и райцентра Ахты восстание было подавлено.
В 1937 году советскими властями был предпринят новый акт вандализма. Для стирания идентичности местного населения, потери людьми исторической памяти и сведения на нет достижений предыдущих поколений, власти уничтожили все архивы, документы и книги, находившиеся у местного населения. Причём, это была необязательно религиозная литература. Уничтожались любые письмена. К примеру, была уничтожена богатая домашняя библиотека правителя Ахтов Мирзы Али аль-Ахты, насчитывавшая 500 томов книг.
Все эти меры были предприняты для формирования атеистического общества, гармонирующего с новыми общественными порядками. Однако насильно навязываемая и абсолютно чуждая горцам идеология не приживалась. Жители села хранили Ислам в своих сердцах, о чём свидетельствуют ахтынские кладбища, на которых можно обнаружить могильные камни 50-х, 60-х годов XX века с арабской вязью.
После развала СССР рухнула и идеология коммунизма. Местное население, за годы Советской власти привыкшее к светским порядкам, вновь потеряло социальные ориентиры. Ценности потребительского общества, идеология либеральной вседозволенности и безнаказанности, занявшие место коммунизма, тянули вниз как метрополии, так и население окраин. В условиях упадка морали и нравственности единственным спасением являлся Ислам.
И вот в 1992 году в Ахтах происходит знаменательное событие: впервые после долгих лет советской власти над аульскими кварталами проносится долгожданный азан! Сердца верующих переполнились радостью. Это знаковое событие явилось знамением возрождения духовности общества, столь упорно отчуждаемой безбожными властями. Этот миг освежает в памяти крылатую фразу покорного раба Аллаха, Шейха Мухаммада Эфенди аль-Яраги – «Какая разница, кто наш враг, если с нами Аллах?!» - История показывает, как бы ни были могущественны безбожники, их старания тщетны, если они идут против воли Всевышнего. И действительно, несмотря на все испытания и невзгоды, удивительным образом преображаются Ахты. В поисках правильного пути и спасения от аморальности и бескультурья современные ахтынцы всё сильнее приобщаются к религии. Открываются новые исламские магазины, удовлетворяющие растущие духовные потребности населения. В этом году в Ахтах, на ярус ниже Джума-мечети, открылась новая религиозная школа - медресе. Всё чаще можно увидеть женщин в платках. В представлении всё большего количества людей главой ахтынского общества становится имам Джума-мечети, к которому обращаются за помощью и советами. Все больше молодежи интересуются религией, становясь движущей силой религиозного возрождения села. Все это свидетельствует о пробуждении веры в сердцах ахтынцев, и это не может не радовать. И очень хочется верить, что старания наших отцов, пронесших для нас через все эти тяжкие испытания очаг веры, не станут напрасными, и дай Аллах, над Ахтами, как и всеми горами Лезгистана, скоро вновь разовьется знамя Ислама — знамя мира и справедливости. Иншаа-Ллах.
Самуржуь, ИА «Аль-Лезгистан»Ниже приведены схожие материалы: