Обсуждение темы моей годовой работы прошло живо, весело и интересно. Два часа обсуждали мои упущения, - в некотором смысле они объективны, по причине нехватки времени.
Чтобы понять каков современный дагестанец и его политические пристрастия, поведение и сознание мне пришлось углубиться в пласты истории. Но начал я с последней трети 19 в., далее советский период, постсоветский период и современное состояние. На основе социологических исследований. Предварительные данные говорят за то, что дагестанцев мало интересует этнический фактор в высшем политическом олимпе, но тем не менее большинство из них против этно-дуумвирата - правления исключительно представителей двух многочисленных народов Дагестана.
Коснулись в связи с этим и Даниялова Абдурахмана, чья роль в цементировании этой политической модели поистине неоценима. Хотя мне порекомендовали не увлекаться межэтническим взаимодействием. Как стало известно (из архивной работы Ахмеда Ибрагимовича Османова - экс-директор Института истории и свидетельств Шахрудина Шамхалова в разное время работавший на высших должностях и предс. правительства РД, близкого друга А.Даниялова) Даниялов никакую роль в спасении дагестанцев от репрессий не сыграл и сыграть не мог.
Об этом спрашивал у него Ш.Шамхалов, которому тот сказал, что если бы даже он с таким вопросом (спасения дагестанцев от репрессий) обратился бы к Сталину и высшему руководству страны, то оно бы его не поняло и вряд ли прислушалось бы. А.Османов же никаких документальных данных (писем, переписок, воспоминаний) о намерении Центра репрессировать дагестанский народ и тем более о спасительной роли первого секретаря Дагобкома в архивах не обнаружил.
Численность аварцев и без малочисленных народов была бы крупной и поэтому необходимости укрупнять его с этой целью не было. Аварский народ и так был укрупнен до войны. А мы имеем дело с 1959 годом, когда разукрупнили лезгинский народ.
Почему, если аварский народ для численного превосходства и доступа к власти и так имел все возможности? Этот вопрос остается частично открытым, если дистанцироваться от эмоциональных гипотез и предположений.
Именно в 1959 году Даниялов (по заказу Центра или своим волюнтаристским политическим актом??) прибыв в Рутул накануне выборов убедил рутульцев и первого секретаря райкома (ему то сделать было это легко, учитывая политическую культуру советского периода и строгое единоначалие и коммунистическую вертикаль) записываться отдельным кодом. А заодно этому примеру последовали цахуры, агулы и табасаранцы.
Этно-дуумвират остается патриархальной, родо-племенной системой политической структуры Дагестана, ярким означающим дагестанской политической культуры. Непонятно как он родился. Был ли это заговор за спиной политической бюрократии Кремля, или это было совместным решением для достижения шаткого мира в республике, которая совсем недавно оправилась от мятежных настроений. Вероятно, Даиялову и Ко удалось убедить Кремль, политбюро (Хрущева?) в том, что численное превосходство в условиях полиэтничного Дагестана и есть парадигма политического управления. И никто противиться этому не будет из дагестанцев.
Что до экономического и социального развития - в то время было важным сохранить стабильность. Но сейчас, этно-дуумвират безнадежно устарел. Госсовет и то был демократичней, патерналистский Дагестан с его президентом тоже система не годная. Дагестан должен быть джамаатский. Только не те джамааты, которые были у нас в Средневековье, а модернизированные, восседающие в Палате национальностей.
А Этно-Дуумвират, на мой взгляд, влияет на социальное самочувствие дагестанских народов и вызывает эффект выключенности народов от политического процесса и активного участия в политической жизни, не говоря уже влияния на него. Соц опрос также говорит за это. Пора эту систему сменять.
Даниялов сделал то, что ему прошептали тогда из Баку. Уж очень хотелось первому секретарю Бакинского Обкома КПСС, предкам нынешнего презика цIапашей поглатить и растворить лезгин в среде кочевников. Для этого нужно было максимально отдалить родственные народы лезгин друг от друга. Поставленная задача была выполнена на все 100. Тем более что Сталин всячески поддерживал кочевников огузов, кьажаров, хемшилов и так далее одарив их чужими землями, чужой историей и культурой. Сегодня эта политика актуальна как никогда. Азербайджан как огня боится национального вопроса и предпринимает многое чтобы превратить всеми правдами и неправдами в мононациональное государство. И всю омерзительность этой политики мы испытываем на себе, когда разрушаются целые поселения лезгин, выгоняют из домов и так далее. И где то лет через 20 лет лезгины разделять участь Хиналугцев и Удин, которых Бакинские власти используют при каждом разговоре про "ТОЛЕРАНТСВО", как в зоопарке выставляют редкие виды животных.
Для нас это самый важный период истории,которое следует изучать и исследовать,чтобы разобраться,почему мы имеем то,что имеем сейчас,к чему должны стремиться и каким образом.За хорошую работу взялся Ханжан,удачи тебе.