Критический взгляд: разница между книгой и фильмом
Вчера мы печатали материал, посвященный книге Э.Стурви «Буба — в горах его сердце», и говорили о фильме поставленного по мотивам этой повести. В данной статье проводится анализ сюжетной линии книги с образами картины. Фильм и художественное произведение неразрывно связаны между собой прежде всего историческими событиями, имевшими место в конце XIX — начале XX веков на севере Азербайджана и юге Дагестана. Повесть и фильм весьма и весьма поучительны, особенно для молодежи, за которой — будущее!
Взгляд в книгу
Документальная повесть «Буба — в горах его сердце», где добротно и колоритно описано жизнь героя, на мой взгляд, недостаточно объемно отражена в экранизации. Даже несмотря на то, что в фильме заняты профессиональные актеры, среди которых присутствуют и три народных артиста. Народные. Именно присутствуют, а не играют. Отдельные сцены явно растянуты, несколько примитивны, не убедительны, вследствие чего с натяжкой воспринимаются зрителем. А жаль.
Жаль потому, что сама тема, тема любви и борьбы выходца из народа, всегда актуальна и всегда привлекательна. К сожалению, в последнее время мы часто сталкиваемся с таким явлением — на высоте художественное произведение, а вот воплощение на экране… Или же наоборот. Такое несоответствие, несоответствие постановки фильма с уровнем художественного произведения в наши дни встречается, увы, все чаще и чаще. И, думается, виновны в данном процессе не режиссеры, не актеры, а наше беспокойное, сумасшедшее время, наша современная эпоха, которая торопится всегда, везде и во всем успеть. И в этой спешке мы невосполнимо теряем что-то ценное, безвозвратно утраченное, которому поначалу не придаем никакого значения.
А позже, осознав, сокрушаемся. Относительно недавно, несколько лет назад, мы стали зрителями художественного фильма «Дронго», снятого по мотивам романов народного писателя Азербайджана Чингиза Абдуллаева. Поклонники творчества этого всемирно известного азербайджанского писателя, я уверен, были тоже несколько разочарованы постановкой сериала. Роман одно, фильм — другое. Роман — глубже, тоньше, увлекательней, чем его изображение на экране.
С «Бубой» Этибара Стурви, по-моему, произошло то же самое. Красивый, несколько грустный тон повествования литературного произведения приманивает читателя, заставляет его отбросить все посторонние дела и прочитать хотя бы еще одну страницу. Потому что интересно — что будет дальше? А вот при просмотре фильма те же читатели не могут понять — что именно упущено в экранизации? Может быть, убедительность взаимоотношений героев? Слишком много сцен, причем довольно громких, с изображением сельской местности, где надо или не надо блеют бараны, к месту или не к месту ржут лошади и уж совсем некстати чирикают птахи. Нужна ли была данная перенасыщенность, вроде доказывающая, что действие на самом деле происходит в какой-то горной деревушке? Не слишком ли перестарался режиссер, вводя нас, зрителей, в цветущий сад с тяжелым сердцем? Ведь «Буба» это драма с трагическим концом, а не веселый рассказ с благополучным завершением. Не на сто процентов убеждают сцены драки и убийства. Ощущение такое, что герои вовсе не дерутся как надо, а имитируют потасовку.
Мало крови, мало остроты, которыми изобилует сама книга, сама повесть. Есть кадры в фильме, больше похожие на отдельные акты театральной постановки. Все вышеперечисленные упущения сегодня свойственны азербайджанскому кинематографу. Именно кинематографу, а не литературе. А это потому, что у нас мало профессионалов, окончивших ВГИК или ГИТИС. И с каждым годом их все меньше и меньше. А наши отечественные вузы пока еще не обладают узкопрофильными специальностями на соответствующем уровне. Но как бы там ни было, мы имеем дело с фактом, с завершившимся фактом. Фактом постановки фильма, снятого по литературно-художественному произведению.
Ценность фильма, а в первую очередь повести Э.Стурви «Буба — в горах его сердце», на мой взгляд, заключается в попытке показа широкой читательской и зрительской аудитории определенного исторического отрезка времени, напрямую связанного с именем героя своего народа. Да, говорит повесть, а затем и художественная лента, был такой удалец, живший на рубеже XIX-XX веков на территориях Севера Азербайджана и юга Дагестана Кири Буба, который, не зная страха, бросил вызов не только нравственным, но и политическим проблемам того времени. Самое удивительное в том, что в повести автор не стремился показать своего персонажа из ряда вон выходящим, не совсем обычным.
Как раз наоборот. По замыслу писателя, Буба — самая заурядная личность, самый обыкновенный парень, самый простой представитель своей эпохи. Но он преображается, когда сталкивается с социальной несправедливостью. Он влюблен, чувствует взаимность. Именно чувствует, потому что нравственное начало горянки не может дать ей право говорить открыто о своих чувствах. Здесь уместно было бы привести цитату из Расула Гамзатова: «Горянка — это образец нравственности». Если в «Ромео и Джульетте» к трагедии молодых приводит непримиримая вражда двух семей — Монтекки и Капулетти, то в «Бубе» плачевный финал достигает своей кульминации именно из-за социального неравенства. Он беден, она богата. А виной тому — эпоха.
Впрочем, если бегло бросить взгляд в прошлое, то мы увидим массу примеров, когда в любовном треугольнике решающую роль играет неравенство, отчужденность имущего класса от неимущего. Так было прежде, так есть сегодня, так будет и в будущем. Пока существует человечество, равенства никогда не будет. Даже если на Земле останутся всего два человека — будь это двое мужчин или две женщины, или же — мужчина и женщина, — все равно, равенства как своих ушей, никто, никогда не увидит. Потому что один из двоих всегда в ПОДЧИНЕНИИ другого.
Но мы опять отвлеклись…
Резюмируя сказанное выше о книге и фильме «Буба — в горах его сердце», можно прийти к логическому заключению. Буба действительно являлся историческим лицом, ярким представителем горделивого лезгинского народа. Он родился, жил и геройски погиб. Его деяние до сих пор помнят старожилы, а громкое имя у все на устах… Он воплошал в себе образ неприступных кавказских гор. А эхо в горах — очень долгое. В доказательство хочу привести слова автора, выведенные в аннотацию книги. «У каждого времени — свои герои, говорили мудрецы. Буба был героем, не только победившим проблемы своей эпохи, но и опередившим свое время. Его успехи во многом были обусловлены тем, что осознание им жизни опережало реалии тех лет, и благодаря этому поведение его врагов было ясно ему как никому. И, как результат, народ гордился его именем, личностью, на него ровнялись как при жизни, так и после его гибели».