Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1085
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 9
Мугьманар: 9
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2012 » Апрель » 30 » Лезгинский «холокост» и две модели развития народа

14:35

Лезгинский «холокост» и две модели развития народа


Лезгинский «холокост» и две модели развития народа
Лезгинам, будучи одним из трех крупных народов периода Кавказской войны, наряду с черкесами и чеченцами, суждено было в полной мере испытать на себе всю неоднозначную политику, с начала царских, следом советских и российских правителей. Кто-то в таком ходе исторического развития видит «расплату», за тот интеллектуальный вклад в формирование и распространении идеологии национально-освободительного движения горцев на Кавказе. Здесь, прежде всего, речь идет о тарикатской деятельности мюршида Муххамада аль-Яраги, который наверно впервые сформулировал идеологию свободного человека, в доступной и понятной для горца форме. Справедливости ради нужно отметить, что судьбы двух других ведущих этносов Кавказа сложились не менее драматично.

Лезгины являются автохтонным населением Северного Азербайджана и Южного Дагестана, что, в общем-то, ни кем не оспаривается. Большинство исследователей датируют возникновение первой лезгинской государственности — древнего государства Кавказкой Албании IV веком до н.э. В V-VI вв. как в качестве государственной религию многие албанцы-лезгины принимают христианство. Арабское нашествие, нанесло тяжёлый удар по лезгинской государственности, но не по культуре. Многие жители средневекового Лезгистана становятся известными мусульманскими учёными, поэтами и писателями. В феодальный период народы лезгинской группы образуют вольные общества и полузависимые ханства (Цахурское, Кубинское и др.).

По мнению ряда исследователей, до начала правления Фет-Али-хана Лезгинского, сплотившего под своей властью все лезгинские земли, лезгины, как многие другие народы Дагестана, называли друг друга по названию общества или селения, например: ахтынец, джарец, кубинец. Но, несмотря на это, всю свою долгую историю лезгины помнили о том, что они Единый народ. Ведь их объединял не только язык, но и литература — эпос о Шарвили, сказ об Абреке Кири Бубе и т.д. Причем, лезгинский эпос Шарвили был создан задолго до рождения грузинского поэта Шота Руставели, исследователи считают этот эпос одним из первых стихотворных сложений Кавказа. Помимо культурных аспектов лезгин объединял и схожий вид занятий: это отгонное скотоводство, ювелирное дело и, конечно, изготовление знаменитых на весь мир лезгинских ковров.

Как-то, в одной из своих публикаций известный лезгинский писатель Музаффар Меликмамедов отмечал, что согласно его подсчетам лезгины среди 180 народов России по уровню образования находятся на почетном пятом месте. В свою очередь профессор Амри Шихсаидов в своих трудах подчеркивал, что еще во время арабского нашествия в VII веке в Дагестане лезгины имели свою собственную независимую образовательную систему, которая насчитывала несколько десятков талантливых ученых. В подтверждении сказанного приведем некоторые цифры. В 1866-1890 годы половина 124-х дагестанцев получивших образование в Ставрополе были лезгинами,1868-78 годы из 47 дагестанцев окончивших Бакинское реальное училище 30 являлись лезгинами. В конце 60-х годов XIX века, когда начался процесс утверждения детей уважаемый дагестанцев в вузы Москвы, Петербурга, Харькова и в другие регионы России поток лезгинских детей оказался также выше. Помимо этого лезгины направляли своих детей на учебу также в Турцию.

В начале XX века лезгинские ученые, меценаты занимались открытием школ в Южном Дагестане и в Кубинской губернии Азербайджана. Как писали азербайджанские газеты того времени «Игбал», «Тезе хаят», «Ачыг сёз, в открытии школ особую активность демонстрировали Абдулла Эфенди, Хаджи Шекер эфенди, Хаджи Умид эфенди, Гаджи Расул, Джабраил эфенди, Гаджи Исхак ага, молла Хусейн, Мехди эфенди, Джанмирза эфенди, Али Солтан эфенди, Теймур эфенди, ученые Джарулла Асланов, Раджаб Амирханов. Амирханов во время работы в Баку сотрудничал газетами «Иттифаг», «Таза Хаят». В 1912-1913 годах он являлся спецпредставителем газет «Заря Дагестана» и «Мурманская газета», издававшихся в Петербурге по Баку и Южному Дагестану.

Раджаб Амирхановым был подготовлен проект всеобщего образования народа. План назывался «Большой план Рей-Алифа». Он выдвигал идею, что только образованный и развивающий свою экономику народ может достичь счастливого будущего. Он создал в Баку общество «Помощь искоренению бедности и неграмотности», в Дагестане «Дагестанское издательское общество», в Ахты «Новое поколение», в Кубинской губернии Азербайджана «Священный меджлис». Эти общества собирали деньги для открытия лезгинских школ в Южном Дагестане и Северном Азербайджане, составляли учебники в национальном языке, привлекали молодежь к учебе, помогали газетному изданию, оказывали тесную помощь Ахтынскому и Бакинским театрам». В книге «История дагестанских лезгин» (А.К.Керимов, 2005 г.), автором приведен поименный список 356-ти кандидатов и докторов наук, работающих в семи Вузах Махачкалы. В настоящее время на территории РФ живут и трудятся по приблизительным подсчетам более двух тысяч кандидатов и докторов наук.

Однако, изначальное «временное» имперское административное деление лезгинского народа между Бакинской и Елизаветпольской губерниями и Дагестанской областью, сменилось таким же «временным» советским «дуализмом» между двумя, если выражаться терминологией этнолога Льва Гумилева «химерными государствами». «Государства - химеры» как известно по своей природе, склонны к конфронтации с «окружающей их средой». В этом смысле, такие аномальные административные образования, как «Дагестан» и «Азербайджан», с точки зрения существования у них исторических предпосылок к зарождению, обречены на продолжительную конфронтацию с «внешним миром». В тоже время, вклад лезгинского народа во всестороннее развитие этих «химерных» государств огромен. Кому то следующее утверждение может и показаться спорным, но такой вклад, по сути, продлевает существование самих «химер», в большей степени это применимо к Северному Лезгистану. Совсем другой вопрос, насколько это было осознанно.

Выбранный вектор развития лезгинского народа, условно можно обозначать как «коллективный индивидуализм». В основе которого, как нестранно лежит пресловутый «лезгинский индивидуализм» - искренняя убежденность в том, что в одиночку можно принести пользу больше своему народу, нежели работая в «команде». Что в свою очередь даже стало предметом обсуждения в научных кругах - была посвящена специальная передача на радио «Свобода». В дискуссии приняли участие профессор Сергей Арутюнов и кавказовед Абдулгамид Булатов. Сергей Арутюнов подчеркнул, что среди лезгин относительно других народов Дагестана высокий интеллектуальный ресурс.

«Во многих областях науки представители лезгинского народа достигли определенных успехов и внесли значительный вклад. И вообще у лезгин довольно давняя письменная культура, как-то в стереотип нации входит тяга к образованию, получению образования, к интеллектуальной карьере. Лезгины - это очень читающий и пишущий народ. Многие деятели обращаются к истории лезгин, к особенностям их культуры. И здесь есть несколько довольно фантастических, преувеличенных, не вполне строго научных представлений, которые, тем не менее, широко разделены. В народной лезгинской мифологии имеется название верховного божества Вара, Ра, как известно многим, именно таким слогом обозначалось божество Древнего Египта, что позволяет некоторым лезгинским ученым и околонаучным деятелям говорить о раизме как некоей исконной древней доисламской религии лезгинского народа. О тесных связях истоков лезгинской культуры с культурой Ближнего Востока древнего, в том числе древнеегипетской культурой и так далее. Строгого научного обоснования под собой все эти рассуждения, как правило, не имеют, но находят среди читающей публики достаточно большой патриотический отклик», - отметил он.

Ученые также попытались найти рациональное объяснение «установке» народа в своем развитии, на успех в области науки, образования, в противовес альтернативной «силовой» модели развития. Этнолог Сергей Арутюнов попытался объяснить это тем, что в отличие от аварцев, которые, по его мнению, были народом исключительно воинственными, полагавшиеся в значительной степени на силу своего оружия, установления своего доминирования на сопредельных территориях, у лезгин было меньше возможностей для такого военно-политического объединения и действия. По его мнению, именно это и обусловило, что в большей степени энергия лезгинского народа «ушла» в интеллектуальную и гуманитарную сферу. Касаясь существующего состояния разделенности лезгинского народа, профессор Сергей Арутюнов отметил, что граница и насильственное разделение народа не могло не отразиться на менталитете лезгин, которое стало своего рода маркером идентичности, приведя в качестве аналогичных примеров холокост евреев и геноцидом армян со стороны турков.

«Бывают такие события в истории, которые становятся определенными маркерами идентичности. Они исторически часто ситуативны и являются эпизодами, но они оставляют настолько глубокий след в сознании народа, что в дальнейшем откладываются на его самоидентификации. Например, холост у евреев, геноцид 1915 года у армян. У лезгин сейчас во многом болевой точкой стало разделение народа между двумя государствами».

Однако в своих попытках, описать выбранную модель развития, ученые мужи не коснулись ее эффективности в той части, где могла бы потребоваться консолидация интеллектуальных ресурсов, для преодоления состояния разделенности народа, ведь в таком состоянии так или иначе лезгины пребывают вот уже двести лет. В тоже время на примере других, схожих по своему этнополитическому статусу народов можно утверждать, что в современном глобализирующемся мире, однобокое развитие общества вредно и даже ущербно. Пример двух выше упомянутых древних народов любопытен еще и потому, что они относительно лезгин смогли отстоять свои национальные государственные образования. В свою очередь успешность интеллектуального вектора развития как нам кажется, напрямую связана с невозможностью выдвижения лидера посредством селективного отбора внутри самого социума. В одном из своих последних интервью отчасти этой темы коснулся академик и философ Абдусалам Гусейнов. Академик во главу угла ставит коллективный разум лезгин, нежели разум отдельных успешных индивидов (политиков).

«Есть разум отдельных людей. А есть разум народа. И если посмотреть на поведение лезгин в разных исторических ситуациях, то я нахожу его в высшей степени разумным. Во всяком случае, коллективный разум лезгин намного выше разума многих (а может быть и всех) отдельных людей, которые выступали от его имени и брались спасти его. Отдельный вопрос о лидере. Мне почему-то кажется, что в психологии лезгин есть нечто такое, что не приемлет единого лидера. А может быть и нет той ситуации, когда такой лидер требуется», - утверждает философ.

Приходиться констатировать, что положение лезгинского народа за последние двадцать лет не претерпело существенных изменений. Сегодня в лезгинском обществе актуальны все те же проблемы что двадцать и даже сорок лет назад. Возможно, сегодня лезгинскому народу предстоит пересмотреть свои приоритеты на следующие двести лет – кто знает? Ведь, наиболее верной моделью развития народа, может считаться лишь та модель, которую смело можно признать, как наиболее эффективной для решения главных проблем народа.



Алихан Амрахов, ФЛНКА







Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Лезгинская правда | Просмотров: 5010 | Добавил: ЗлойМод | В материале упоминаются: лезгинские новости, лезгияр, лезгины

avatar
1
Народу нужен лидер!
avatar
2
Хочу обратиться ко всем лезгинам на сайте, кто читает и участвует в дискуссии. Давайте проведем анализ и по размышляем вместе "спустимся с небес на землю" то есть будем размышлять не эмоциями а разумом.
Хочу внести третий план и не стоит слушать и опираться на чьи выводы и филосовские измышления. Мы сами можем анализировать свою ситуацию и делать выводы, за, против, что и почему...
Ждем лидера. Кто этот лидер в моем понимании (и почему я против лидера в нашем движении на сейчас и на сегодня). Кто даст мне гарантию, что даже если завтра у нас появится лидер"волшебник" и призвав нас мы обьединимся (и кто заметил из нас по некоторым дискуссиям, что разность у нас выше нашей "головы") объединение не будет массовым и начав борьбу за воссоединение (а враг у нас очень серьезный- друзья и не стоит его недооценивать) что в один из дней лидера могут "устранить" он же не "железный человек" и что наше объединение и наша консолидация будет опять ждать лидера? Нет друзья, наш ЛИДЕР на сегодняшний день это наше объединение.
1 построение диаспор и организации через начальные ячейки по городам россии.
2 начало построения экономического подъема лезгинских сел с построением джамоатов и выдвижения лидеров сельских общин.
3 объединение этих структур под единым центром объединенного лезгинского совета.
4 теперь лидер, которого можно поставить после начала всех этих действий. На этот актив их будет хоть "отбавляй" . Так что если на лидера будет покушение, а сил противодействующих нам как бы все знаете очень много и в случае потери лидера, система не будет поражена и новый будет тут же готов занят его место.
Так что братья наш лидер это организованность и консолидациь, а герой он появится и не заставит нас ждать.
avatar
3
как не стыдно называть это Холокостом ? вы вообще знаете что такое Холокст ? автор оскорбляет память 6 миллинов убитых евреев
avatar