В последних схватках с арабами на стороне Сасанидского Ирана выступает молодой албанский принц Джеваншир(616-669), сын Вараза, правителя феодального владения Гардман, расположенного первоначально в побережье реки одноименного названия.
В 623 году на территорию Албании вторгаются войска византийского императора Ираклия, а затем и войска его союзника хазарского кагана. Византийцы и хазары захватывают Нахичевань, Гянджу, Тифлис и другие города Кавказа.
В 628 году между Ираном и Византией заключается мирный договор, согласно которому Армения переходит под власть Византии, Грузия получает независимость, а Албания остается в зависимости от сасанидского Ирана. Император Ираклий со своим войском приходит в область Гардман, крестит Вараза Григора и всячески способствует строительству церквей по всей стране. Грузинские хроники сообщают, что император Ираклий крестил не только Вараза Григора, но и «весь его народ». Вараз Григор первым из Мехранидов получает титул князя всей Албании.
Ослабленный войнами с Византией, Иран с большим трудом сдерживает натиск арабов. В битвах с арабами участвуют и албанские войска, возглавляемые, как уже выше говорилось, сыном Вараза Григора Джеванширом (что в переводе с лез. яз. «молодой лев»,«джаван» - молодой, «шир» - лев). Албанский историк Моисей Каланкатуйский сообщает, что Джеваншир семь лет со своим отрядом участвует в этих войнах против арабов и показывает себя храбрым воином и талантливым военачальником.
В 636 году происходит очень важная для арабов битва между персами и арабами у древней столицы Сасанидов - Медаине. Вместе с 80-тысячной армией из Атропатены, под командованием сасанидского военачальника Рустама в сражении участвует и Джеваншир со своим отрядом.
Персидская армия терпит поражение, а отряд Джеваншира отходит в Атропатену. Исторические хроники описывают несколько ярких побед албано-лезгинской дружины Джеваншира и после этой битвы. Шахиншах Ирана Иездигерд, особо выделяя заслуги Джеваншира, «дал ему знамя и громкие трубы, два золотых дротика и золоченых щита, которые всегда носили перед ним. Он почитал его выше всех. Опоясал его золотым поясом, унизанным жемчугом, и мечом с золотой рукояткой, дал ему браслеты на руки и надел ему на голову прекрасный венец. Он дал ему также подвязки, осыпанные жемчугом, и много ниток жемчуга повесил на его шею». Приняв участие еще в нескольких сражениях, Джеваншир понимает, что дни Сасанидской державы сочтены и в том же году возвращается на родину.
Как пишет албанский историк, «в продолжении семи лет храбрый Джеваншир воевал в этих тягостных войнах. Получив 11 тяжелых ран, он простился с ними» и «вспомнив о самодержавии прежних албанских царей,… он задумал никому не подчинять своей участи».
Когда в 639 году остатки разбитых арабами сасанидских войск вторгаются в страну, Джеваншир в союзе с грузинами и владетелем области Сюник (Зангезур) ведет с ними затяжную войну. Историки отмечают проявленное им в этих сражениях мужество: «он лично поразил известного Гегмази, предводителя армии. Сам он и войско его с мечами в руках производили в них (персах) страшную свалку. Взяв у них много пленных, лошадей, мулов и много добычи, они возвратились. В горах они столкнулись еще раз. и в этот день победа удалась ему».
Персы хитростью захватывают в плен родных Джеваншира и вновь вторгаются в пределы Албании. В конце концов Джеванширу удается окончательно разбить персов. После этого Джеваншир женится на дочери сюникского князя. Однако, долго Джеванширу поддержать самостоятельность Албании не удается.
В 654 году арабы под командованием Салмана ибн-Рабия, полководца халифа Османа, вторгаются в Албанию и некоторые их отряды доходят даже до Кабалы, Шаки и Дербента. За Дербентом путь им преграждают хазары. Когда арабы выходят за пределы Дербента, население города запирает за ними ворота, а «хазарский хакан встретил их со своей конницей «, и четыре тысячи арабов оказываются перебитыми.
Как пишет видный специалист по истории Албании Камилла Тревер: «Арабы, видимо, были особенно заинтересованы в подчинении себе Албании, учитывая ее стратегическое положение между хазарами на севере и Атропатеной (которая все еще не была окончательно подчинена) на юге, торговые пути на ее территории, ведущие из Передней Азии на Северный Кавказ, на Волгу и в южнорусские степи, ее природные богатства, богатые металлами недра и пр.»
При халифе Али междоусобицы сильно ослабляют халифат, и Джеваншир, воспользовавшись этим, перестает платить ему дань. Независимости Албании теперь непосредственно угрожают хазары и византийцы. Джеваншир вынужден искать пути сближения с Византией. Он обменивается с византийским императором Константином II письмами и несколько раз с ним встречается. Джеваншир предлагает Константину II принять албанский народ под свое покровительство и византийский император с большой радостью принимает это предложение. Он шлет Джеванширу от византийского двора драгоценные дары, называя Джаваншира властителем Гардмана и князем Албании.
Как пишет албанский историк: «Он послал ему в дар великолепные подарки - серебряные престолы с вырезанными позолоченными спинками, златотканые одежды, жемчугом осыпанный меч со своей поясницы… Он отдал ему из рода в род все села и пределы агванских царей». Политика сближения с Византией в это время, очевидно, была оправдана. Границы ее, как пишет албанский историк Калантакуйский, теперь простираются от «пределов Иберии до ворот хонов и до реки Аракса».
Через два года после заключения договора с Византией Албания подвергается нашествию хазар. Хазары доходят до Куры, где объединенные войска албанских (лезгинских) племен наносят им поражение и заставляют их уйти за пределы Албании. Через несколько лет хазары внезапно повторяют свой набег и на этот раз доходят до Аракса. Джеваншир вынужден идти на переговоры с хазарами. На берегу Куры происходит его встреча с хазарским правителем. Встреча завершается заключением мирного договора, по которому хазары возвращают пленных, а Джеваншир берет в жены дочь хазарского хакана.
Ослабление Византии в борьбе с арабами позволяет Джеванширу выйти из под ее зависимости и, как пишет албанский историк, «подчиниться игу властителя Юга». В 667 году он отправляется на переговоры в столицу халифата. Халиф встречает его с торжественностью, соответствующей его рангу и официально признает его князем Албании.
Дипломатический талант Джеваншира и его личные качества позволяют наладить с халифом дружеские отношения. Через три года после этого Джеваншир получает приглашение от халифа приехать в Дамаск, на этот раз в качестве посредника в его переговорах с императором Византии. Джаваншир блестяще справляется с обязанностями посредника. Обе договаривающиеся стороны удовлетворены результатами переговоров. После этого халиф соглашается с предложением Джеваншира снизить подати, которые были наложены на Албанию, на одну треть. Халиф подчиняет Джеванширу княжество Сюник и просит принять в управление Атропатену. От последнего предложения Джеваншир отказывается.
Домой Джеваншир возвращается с дорогими и диковинными дарами. Вместе с общепринятыми тогда подарками, такими как дворцовое оружие и дорогие одежды, Джеваншир увозит домой слона и заморских говорящих попугаев. Сближение Джеваншира с мусульманским халифатом стало поворотным пунктом в истории албано – лезгинских народов, в процессе исламизации страны. Может быть, этот шаг и послужил причиной организации заговора прохристиански настроенных феодалов против своего властителя.
Джеваншир умирает в 669 г. от тяжелых ран, нанесенных ему одним из участников этого заговора. Джеваншир вошел в историю лезгин как выдающийся полководец и мудрый государственный деятель, который в очень тяжелое для страны время смог восстановить и сохранить независимость страны, и как талантливый дипломат, умеющий мирным путем разрешать проблемы, возникающие в его взаимоотношениях с арабами, византийцами и хазарами.
Джеваншир много сделал для развития материальной и духовной культуры лезгинской Албании, чему в большой степени способствовали его связи с Халифатом и Византией. При нем жил и работал выдающийся албанский историк Моисей Каланкатуйский. Очевидно, по указанию Джеваншира им была написана «История Албании», в которой, кроме трудов предшествовавших ему историков, были использованы материалы дворцовых архивов, предоставленные в его распоряжение. Здесь, например, приводятся письма Вачагана к епископам, письмо Джеваншира к византийскому императору Константину, письмо Константина к Джеванширу и др.
Приводится также элегия придворного поэта Давтака на смерть Джеваншира, в которой он оплакивает своего покровителя и проклинает убийц. В заключении поэмы он пишет: Он был нам светильником истинного мира, был кормчим – укротителем бурных волн, - храбрый Джеваншир, рассеивавший сонмы врагов!». Каланкатуйский пишет, что Джеваншир построил в Барде и в других городах много дворцов и храмов.
Вскоре после смерти Джеваншира Албания покоряется арабами и лезгиноязычные народы на низменной ее части постепенно принимают мусульманство, в отличии от горных районов где процессы исламизации затянулись на целые столетия.
( Тут автор немножко пропустил слово турки но я добавлю ) Вскоре после смерти Джеваншира Албания покоряется арабами и по позже турками и лезгиноязычные народы на низменной ее части постепенно принимают мусульманство, в отличии от горных районов где процессы исламизации затянулись на целые столетия несколько. ДА ОЧЕНЬ ТРОГАТЕЛЬНО И ИНТЕРЕСНО, КАК НАРОД ХРИСТИАН ПРЕВРАТИЛИ МУСУЛЬМАНСТВО, МНЕ ИНТЕРЕСНО КАК ДУМАЮТ НАШИ БРАТЦЫ ЛЕЗГИНЫ ?????
Альтаир ты похож на тролля. Нет... нет... Он Альтаир ляпнул)) Сам ты таракан непонятного происхождения. Скажи спасибо Месропу Маштоцу за "Грабар" (древнеармянский) и Мовсесу Каланкатуаци (кстати армянский историк), который написал (на Грабаре) «ИСТОРИЯ СТРАНЫ АЛУАНК». Еще на досуге можешь расширять познания http://www.vehi.net/istoriya/armenia/kagantv/index.html и поднимать свой патриотизм :). Удачи.
императоры имеющие армянское происхождение, правили Византийской империей с 395 до 1204 гг., на протяжении восьми веков. И Ираклий один из них так, что можете гордиться тем, что на ряду с Киевской Русью Албанцы то же приняли христианскую веру от армян (тогда еще христианство была едина и не делилось на разные церкви)
Альтаир не зря вам Лезгины назвали лошадиный навозы ( есть такой пословиц азеру хот сколько хочешь вари в кастрюльке серавно уши остается серой ) автор имел виду, как варвары были, так и варвары остались, не учились и не хотите учится.
Армяне еще и тупые не понимают смысла сообщений, чтож ничего удивительного они трусы боятся отобрать у Турции свои родные земли которые они сдали Туркам, трусы и позор ваши потомки вам не простят))).
как можно после прочтения этой статьи взять и нагло на армян сходу "касить"? (речь идёт об альтроиле)
невооруженным взглядом видно что ты тюрское дерьмо!!! в противном случае не стал бы провоцировать на пустом месте лезгин на армян, это, если есть у тебя такое понятие, не по "горски", а чисто веками отработанное кочевое турецкое понятие.. лови плевок в свой адрес потомок белых или чёрных баранов,это тебе лучше знать!!!
просьба к Администрации сайта:таких провокаторов следует держать под контроль, потому что они как минимум портят имидж Ваш..
Я бы предложил вынести вотум недоверия к этому альтроилью.
Нам неприятно, когда армяно-азербайджанское противостояние вытесняет проблемы лезгин и на этом фоне лезгинам вешают всякие ярлыки. Альтаир лезгин и имеет свою точку зрение на какую нибудь информацию, что касается его выпадов и нелицеприятные высказывания, то считаю этого не должно быть.
В данном случае надо быть одноглазым циклопом, чтобы не увидеть явную провокацию, а с Вашей стороны Уважаемая Администрация,происходит своего рода закрытие глаз на такие вещи.
Здесь оригинал статьи, у нее концовка немного другая http://www.proza.ru/2012/03/04/1706 :
«Вскоре после смерти Джеваншира Албания покоряется арабами и лезгиноязычные народы на низменной ее части постепенно принимают мусульманство, в отличии от горных районов где процессы исламизации затянутся на целые столетия».
11 Альтаир (Сегодня 12:15) Армяне шестерки азеров они наши враги. раз азеры ЦЕНЗУРА то и армяне ЦЕНЗУРА. и нечему тут удивляться).
Альтаир джан, судя по твоему суждению, раз твоя соседка ЦЕНЗУРА(уважаемая Редакция, я сам слежу за своими постами, сам и заЦЕНЗИРИРУЮ, не буду отвлекать Вас . Вы не против?) и она каждый день ЦЕНЗУРА И ЦЕНЗУРА, то и ты выходишь по этому раскладу настоящим ЦЕНЗУРА от этого тебе ЦЕНЗУРА никуда не деться ЦЕНЗУРА. И удивляться как ты говоришь нечему тут. Понял ЦЕНЗУРА?
он такой же как твой. я говорю есть исторические параллели. родились по моему в одном и том же регионе, боевые действия похожи, указывается ездили в Дамаск, убили после предательства свои же... мне не когда этим заниматься но что то тут не то...
Можно было бы не реагировать на последнее сообщение некого Михаила. Даже более того. Обрадоваться - как здорово он "сделал" их...
Но!...
Первым делом Михаил извиняется перед администратором. Ну и понятно. Имеем дело с очень образованным, просвещенным и культурным человеком. Конечно культурный человек должен был еще извиниться и перед читателями. Но зачем?
Если читатель армянин то он обрадуется. Если читатель лезгин то промолчит. Если читатель азербайджанец (т.е. тюрок) то пусть "взрывается" в ярости. Главное что он себя там узнал.
И самое важное что "ПРАВДУ МАТКУ" вот так, извиняясь сперва успел передать администратору.
А что имеем на самом деле?
1. Конечно и безусловно в лице Михаила мы имеем патриота своей Родины, начитанного, умного, но фактически не воспитанного и ограниченного (в гуманитарном плане) молодого человека.
2. Фильм я не видел и возможно там действительно "низачто" турецкое правосудие исходя из каких-то низменных побуждений вот так расправляется с человеком, который не только не преступник, но и просто благородный человек. И этот человек не выдерживает унижения и неопределенности и срывается...
И что?
Может ли на основе этого эпизода делать такие далеко идущие и самое главное унизительные и оскорбительные выводы?
Неужели кто-то может утверждать что армянские прокуроры и судьи не спят ночью и только думают как рано утром побыстрее пойти на работу и сделать что-то возвышенное и милосердное?
Неужели армянское правосудие человеколюбивое а вот турецкое нет?
Неужели не понятно, что в фильме этим эпизодом режисер и автор фильма усилил внутренние переживания этого осужденного и показал что думают очень многие осужденные в минуту унижения и растерянности, но видимо никогда не осмеливаются это выразить в лицо этим прокурорам и судьям?
Неужели не понятно, что делать такие выводы нельзя никому, ну конечно кроме этого конкретного осужденного, т.к ему действительно очень плохо и он потерял равновесие...
Я решаюсь от имени армян принести извинение всем тем кто был оскорблен не словами героя этого фильма, а тем что кто-то от имени армян посмел этот эпизод показать с нескрываемым обвинением в адрес турков и тюрков.
И хочу особенно отметить, что мне плевать что думают и как реагируют оскорбленные тюрки и турки, если они не примут мое извинение, т.к. не принять значит уподобиться Михаилу...
А я не уважаю ни армян и ни тюрков и никого, если они хамы, недалекие люди, люди с неисправимо искаженной психикой и идеологией.
Я слежу за комментариями... и если они или точнее кое-кто из них пишут так как Вы то это совершенно не является основанием для культурного человека уподобиться хамам... Потом я себе не позволю извиняться за Вас... я извиняюсь за армян которых Вы подставили... Наш народ позиционирует себя как культурный народ и не к лицу ни одному его патриоту нарушать это позиционирование... Было бы намного лучше если бы Вы тоже извинились...
не пишите этого дерьма на лезгинском сайте,,, Вы думали вы собаки будете оскорблять лезгин а мы... Горская этика относится только к тем кто ведет себя достойно а позорным шакалам "плеть" и презрение,
К сожалению, История стала ареной политической борьбы. Можно быть за или против чего-то, но надо понимать что при этом происходит на самом деле.
В Истории Древней Албании замешаны в первую очередь интересы самого народа этой страны, армян, грузин, персов, арабов, византийцев и естественно тюрков.
К большому сожалению, в силу каких-то причин наследники народов Древней Албании сегодня не участвуют в изучении Истории свой страны в той степени насколько вовлечены в это дело армяне, грузины, тюрки. И соответственно не могут защищать не только саму Историю но и политические последствия этой истории.
Уверен что является фактом, что защитником Истории Древней Албании нынче выступают в первую очередь тюрки Азербайджана. И в этом ничего плохого бы не было, если бы не были некоторые причины, которые политизируют это дело.
Если бы ученные представляющие интересы тюрков Азербайджана были бы ученными с Большой Буквы и не преследовали кроме чисто научных задач и иных, то в принципе ничего страшного не было бы. Но совершенно очевидно, что тюрки Азербайджана хотят "приватизировать" Историю Древней Албании и отуречить ее. Они хотят указать, что даже в период неандертальцев уже тут были тюрки.
Я сам уверен что тюрки были и тогда... в период неандертальцев. Но они были не организованным фоном на огромном пространстве и не могли быть наследниками Древней Албании. Их этнический фон не являлся генератором культуры и политики... Они просто жили в соседстве с более организованными народами и пользовались их культурным уровнем.
И в этом на самом деле ничего плохого нет. В конце концов все народы так становились на ноги. Кто-то чуть раньше а кто-то чуть позже.
Ведь в семье младшего ребенка любят не меньше чем старшего. И младший ребенок действительно имеет право на жизнь и на достойную жизнь.
И в этом плане я уверен что нет никакой необходимости тюркам все время доказывать что они намного старше чем это на самом деле.
Я думаю что возраст народа считают не с момента формирования генов, а с момента, когда этот народ сформировал некую культурную и еще лучше политическую общность. В этом плане конечно же тюрки молоды.
Но народы Древней Албании старше. И этот факт никто не отрицает.
И вот тут появляется политика. Формирующийся народ под именем азербайджанцы (это тюрки самого Азербайджана) проживая на этой территории пытаются Историю края приписать себе чтобы выступать как наследники Древней Албании. Ведь если младший сын в семье родился после того как семья потеряла дом (государственность), то естественно ему в материальном плане мало что остается.
А тут как нарочно соседи... и в первую очередь армяне...
Как отшить армян? Как доказать что территории на которые имеют виды армяне (не зависимо от того обоснованные или не обоснованные виды) принадлежат азербайджанцам?
Ну как же. Азербайжанцы - это как раз и есть наследники Древней Албании. И понятие азербайджанцы в себе несет и то, что азербайджанцами являются и тюрки, и лезгины, и талыши и т.д.
Если это так и действительно в понятие АЗЕРБАДЖАНЕЦ входит "кровь" этих народов, то действительно азербайджанцы правы в отстаивании свой Истории.
Но проблема в том, что этнос АЗЕРБАЙДЖАНЕЦ тем не менее не сформировался еще. Как мне кажется. Но точно идет его формирование на наших глазах...
Ведь лезгин (а вы почитайте в комментах как они называют тюрков своей страны) не считает себя азербайджанцем. Талыш так не считает. Ну кроме тюрков в Азербайджане никто себя азербайджанцами не считают если речь идет об этносе а не о гражданстве.
Это на самом деле проблема.
Ведь лозунг отца-Алиева "Одна нация - два государства" в вопросе отношений с Турцией как раз и говорит об этом. Ну лезгин никак не может себя считать тюрком. И тут армяне не причем. Ну не согласен он, этот лезгин.
С другой стороны в Армении и в Азербайджане имеются мощные школы историков. У армян еще и История есть в рукописях своих и чужих...
А когда армяне совершенно справедливо отказываются признавать наследство за азербайджанцами-тюрками, то автоматически тянут одеяло на себя за счет интересов и коренных народов и наследников Древней Албании.
И это в первую очередь сразу замечают ученные Азербайджана. И начинается визг. Им отвечает армянский визг.
А я вот что думаю. В прошлом году население двух деревень на границе с Россией отказались принять азербайджанское гражданство и были вынуждены просто переселиться в Дагестан. Они там жили несколько поколений и действительно по бумагам это территория принадлежит Азербайджанской Республике. Но проблема в том, что если бы азербайджанцы Азербайджана были бы наследниками Древней Албании, то совершенно ненормально что они позволили бы себе выгнать лезгин из своих же деревень.
Кто-то попытается спорить? Напрасно. Если бы жители этих деревень были бы азербайджанцами, то Азербайджан имел 2 варианта действий:
1. уговорить их остаться дома. Я не сомневаюсь что уговаривали. Но видимо жители этих деревень не считали себя азербайджанцами и тюркам верить не могли.
2. если бы был этнос АЗЕРБАЙДЖАНЕЦ в котором есть место и тюрку и лезгину и талышу, и при этом жители деревень не согласны жить в Азербайджане (по непониманию и своей ограниченности), то Азербайджан не должен был их выселять из собственных домов а должен был предложить России обмен территорий.
То что азербайджанское общество не взорвалось в митингах и протестах что людей выселили из собственных домов и лишили их кладбищ своих отцов и дедов говорит что тем не менее под понятием АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ЭТНОС надо понимать разновидность ТЮРСКОГО ЭТНОСА и который не несет в себе наследия народов Древней Албании.
Это на самом деле огромный позор Азербайджанскому обществу что вот так просто выкинули людей из своей Родины. Несмотря на то что деревню на границе двух стран, тем не менее они жили прямо в середине своей Родины, которая разделена между чужими народами. Я не прав?
P.S. Я думаю историческая драка еще долго продолжится. Но совершенно точно уже видно, что если коренные жители Древней Албании не будут сами защищать свою историю, то они не имеют будущего в плане государственности и нормального развития своего этноса. Возможно, очень сильные национальные корни позволят на бытовом уровне сохранять свою идентичность, но при этом патриоты этого народа будут объявлениями искать тех кто знает их же собственный язык чтобы переводить материалы.
На неадеквата альтатира не надо обращать внимание (но я склонен что он вовсе не лезгин) и цель его стравить неплохие отношения лезгин и армян.
Некто не надо косить под армянина и писать извинения от лица армян. Тут были оскорбления остальное была ответная реакция. Азербайджан незаконорожденное образование кстати название этой временной страны сворованно у персов. Что касается азери или азербайджанцев можно прочитать см.ниже http://www.bvahan.com/armenianway/AW/Ashot_Egiazarian/Asatrian/azari/main.html С Албанией мы не были врагами и они не были нам врагами, наоборот были братские отношения. Про границы посмотри тут http://www.armenian-history.com/Karabakh/Borders_Caucasian_Albania_and_Armenia.htm
Հարելի Արեն։ Եթե Ձեզ թվում է, որ ես «кошу» ապա Դուք սխալվում եք։ Ես իսկապես համոզված եմ, որ ամոթ և ամոթ Միխաիլին։ Ցավալի է որ ակնհայտը թողաց Դուք պաշտպանում են գավառականունյունը և մեծամտությունը։
Тюрки это целая языковая семья. Враги армян не тюрки в целом, а конкретно тюрки "Азербайджана" и тюрки находящиеся сейчасв Западной Армении (Турции), которые называют себя турками. Что касается коренные они или нет, то ответ ясен НЕТ! Пришли и дестабилизировали весь регион.
Некто Ես հակված եմ պատասխանել հարվածին հարվածով: Մի հոգի կա սադրիչ կարծում եմ չի վրիպել ձեր աչքից (ալտատիր): Միքաելին չգիտեմ և ինչպես հասկացա նա պատասխանել է նրա վիրավորանքներին (դրան հասնում է):
Альтаир, ты самый настоящий провокатор лезгинского народа, ты позоришь лезгин. От того, что ты тут хамишь всех подряд это не в пользу лезгин. Если какой то армянин тебя сильно обидел, то это не значит, что надо кидаться на всех как бешеная собака.Админ, уберите этого провокатора, если вы хотите сохранить честь лезгинского портала.
Мне плевать на ваше мнение.НИ один тараканише меня не способен обидеть вы достали тут всех своим хамством скотством и свинством, так что лезгинам плевать что о них думают амрянские тупые тролли которых только можно презирать. вы свора вонючих собак
Aren===Некто вот что скажите ?? нашьет коммента № 34 35 он уже пряма касается вам, ( по этому их назвали лошадиный навозы )древни историки например Греческие и Римские, или Армянские Анания Ширакаци, Мовсес Хоренаци они для чего писали ?? как вы думаете?? для того что этот туфта,тут не туфтил и не топтал свои грязни сапогами историю Кавказа, как их правительство который переписывают историю по другому как им выгодна и полезна специально заблуждают народ, хотя он читал и понял кто откуда пришли и куда идут.