В статье «Лезгинский след на тропах газавата» журналисты ФЛНКА пишут: «Одним из весьма спорных вопросов является степень участия лезгин в Кавказской войне и их причастность к горскому газавату против тирании своих же ханов и колониальной политики царизма. Для конкретики в первую очередь следует отметить, что существуют два основных мнения по поводу участия лезгин в Кавказской войне. Первое мнение утверждает, что лезгины практически не принимали участия и не оказали никакого влияния на ход Кавказской войны». Лезгины привыкли ко всевозможным обвинениям и фальсификациям в свой адрес. У нас даже выработался своеобразный иммунитет на подобные обвинения. Но авторам статьи все же хочу ответить.
Во первых есть и третье мнение. На одном русскоязычном сайте, созданном предположительно турецкими черкесами, размещено исследование по этнической географии Кавказа, проведенное турками. Там написано: « Основной опорой Имама Шамиля были Лезгины и Аварцы (меньше чем Лезгины), которые являются горными народами». И ниже: «Лезгины как и Чеченцы были самыми преданными сторонниками Имама Шамиля. В большом переселении Кавказцев которое прошло после Кавказской войны, участвовало небольшое количество лезгин, так как русские не оказывали на них большого давления».
Во вторых, в участии лезгин в Кавказской войне действительно много неясного и даже странного. Но эту тему надо изучать и исследовать, а не распространять досужие слухи и вымыслы. Возьмем к примеру период, предшествовавший Газавату. Русский историк Дубровин пишет: «Дагестанцы не оставляли своих намерений и приготовлялись, вместе с чеченцами, отстаивать свою стесненную независимость. Ших-Али-хан из Акуши отправил своих посланных к Абдул-беку эрсинскому, приглашая его в собрание и предлагая принять на себя возбуждение табасаранского народа к восстанию. Аварский Ахмет-хан отправил большую партию лезгин в помощь чеченцам и заготовлял на долгое время запасы соли из тарковских озер, не встречая в том препятствий со стороны шамхала» . Н.Ф. Дубровин. Дагестанские события 1818года. Предвижу возражение, мол в то время всех дагестанцев называли лезгинами, это сегодня самое популярное возражение. Да, к сожалению такая подмена понятий в прошлом действительно имело место, и сегодня слава наших предков бьет по нам же. Но в основном такая подмена происходила в более ранний период и в основном от азиатских народов – турков, персов, арабов. В XIXвеке если ястребы типа Потто и употребляли слово Лезгин вместо Дагестанца, то как эквивалент слов дикарь, туземец. А серьезные исследователи знали, где лезгины и где нелезгины. А Дубровин был академиком, и у него нет путаницы этнонимов. Но может он все-таки ошибся и в данном отрывке речь идет о табасаранцах, аварцах и других дагестанцах? Проверим, известно ли чеченцам о такой помощи. Оказывается хорошо известно, в хронологи чеченского народа, созданного на основе труда А.Айдамирова, написано:
1817 г. — Чеченцы обращаются к аварскому хану Нур-Мухамеду с просьбой оказать им помощь в борьбе с русским царем.
1817 г. — Чеченцы и отряд аварского хана Нур-Мухамеда предприняли неудачную попытку атаковать русский лагерь у крепости Грозной.
1818 г. август — Прибытие в Чечню 1000 аварцев и лезгин во главе с аварским ханом Нур-Мухамедом на помощь восставшим чеченцам. Сражение с отрядом Вельяминова в окрестностях Старого-Юрта.
Вот как описывает эти события чеченский историк Майрбек Вачагаев: «В 1817 году чеченцы обращаются к аварскому хану Нур-Мухамеду с просьбой оказать помощь в борьбе против «русского царя». Нур-Мухамед, на себе испытавший военные шаги А.П. Ермолова, приведшие к разорению многочисленных сел его ханства, попытался объединить разрозненные силы Дагестана, но его усилия оказались безуспешными. С небольшим отрядом аварцев он прибыл в Чечню. Главной задачей Нур-Мухамеда было помешать строительству крепости на р. Сунжа. Однако, несмотря на жестокую схватку отряда горцев с русскими войсками, цель не была достигнута…В августе 1818 года со стороны Чечни были предприняты новые атаки с целью прекращения строительства русскими сунженской линии. Нападение на строящуюся линию объединенного отряда горцев в количестве до 1000 человек (аварцев, лезгин и чеченцев), возглавляемых Б.Таймиевым и Нур-Магомедом оказалось неудачным… М. Вачагаев. Страницы истории. «Гроза Кавказа», Бейбулат Таймиев — один из лидеров чеченского сопротивления в период Кавказской войны. Вот тут отговорки «Лезгины или Дагестанцы» не помогают, уж чеченцы знали и знают дагестанцев хорошо. Идет ли речь в этих двух записях об одном и том же контингенте, неизвестно. Известно лишь, что Ахмад-хан Аварский и сам позже отправился в Чечню, присоединился к другому лидеру Чеченского народа Абдул-Кадыру Герменчукскому и там погиб. Читаем дальше Чеченскую хронологию:
1825 г. мая 24 — Общечеченский съезд в с. Майртуп. Избрание на съезде имамом Чечни Магомы (Магомета) Кудуклинского (из Дагестана), сподвижника Магомета Ярагского.
1825 г. июня 22 — По призыву Бейбулата и муллы Магомеда на помощь восставшим в Ичкерию прибыли отряды дагестанскихвольных обществ. «Хронология истории Чечено-Ингушетии» На основе труда А.Айдамирова.
Согласно чеченским источникам Магомед Кудуклинский был Лезгином, по Геничутлинскому он погиб в 1832 г. в с. Гимры вместе с первым Имамом. Геничутлинский X. Историко-биографические и исторические очерки . Возможно, его имеет в виду Аль-Карахи, когда пишет: «а среди них [книг, доставленных сыну автора] «Дары Мекки», которую переписал ал-Кудуки». Мухаммад Тахир Ал-Карахи. Блеск дагестанских шашек в некоторых Шамилевских битвах Глава о большом бедствии и великом несчастии для всего Дагестана, заключающихся в том, что Шамиль подпал под власть русских. Но что нам обо всем этом известно?
Перейдем к Кавказской войне. Кто призвал народ на Газават, кто назначил первого Имама Дагестана, всем хорошо известно, но о том, что делал Лезгинский народ, известно далеко не всем. Вот как описывает состояние Лезгин в тот период Боденштедт: «Как огонь в лесу, из аула в аул распространялось это учение, и вскоре вся кюринская округа находилась в состоянии возбуждения и смущения, которое обычно предшествует всенародному восстанию. Даже на севере Дагестана, где в это время находился генерал Ермолов со своими войсками, можно было услышать угрозы мюридов в адрес неверных». Боденштедт Фридрих Народы Кавказа и их освободительные войны против русских. В 1830 году первый Имам от проповедей и увещеваний переходит к действиям, начинается собственно Кавказская война. Дагестанцы (вначале только Дагестанцы) начинают наносит царским войскам удар за ударом. И все время рядом с Имамом его мудрый наставник, Устаз, а чуть позже и родственник, он даже участвует в некоторых походах воинов Газавата. Ну а куда делись те мюриды, о которых пишет Боденштедт, неужели они отпустили своего Шейха одного, а сами остались дома? К чести своей, участники и очевидцы Аль-Карахи, и Гаджи-Али, которые оставили нам бесценные описания тех событий, не делят Дагестанцев на нации, национализм не был присущ нашим предкам. Аль-Карахи вообще не упоминает ни один народ, а применительно к конкретным местам называет джамааты этих мест по по географическим названиям, или употребляет общие выражения типа жители равнины. Почти нет названий народов Дагестана и у Гаджи-Али. А вот у Чичаговой они иногда проскальзывают. Во второй главе, описывая поездку Имама в Чечню, она пишет: «Сборным пунктом в эту экспедицию Чеченцы избрали Герменчук, самый большой Чеченский аул, имевший три мечети, из которых лучшая была построена на деньги, пожалованные Ермоловым. Г. Вельяминов счёл полезным показать на Чеченцах пример всему краю. Кази-Магомед убедил чеченцев укрепить селение и ждать прихода русских. Три тысячи человек чеченцев засели в Герменчук; имам лично привёл им на помощь восемьсот конных лезгин…приказано было зажечь их сакли…Мало помалу огонь охватывал сакли. Чеченцам предложено было положить оружие. Они отвечали: пощады не хотим, одной милости просим у русских: пусть дадут знать нашим семействам, что мы умерли, как жили, не покоряясь чужой власти. Тогда приказано было зажигать дома со всех концов…из дымящихся развалин выползли шесть раненых, чудом уцелевших лезгин, их отнесли на перевязку. Ни один чеченец не дался живым». Отговорки «Лезгины – не Лезгины» здесь тем более не работают. Да, Чичагова изредка путает даты. Но во первых она писала со слов третьего Имама, а он то уж точно знал, кто есть кто. Во вторых слово Лезгины она употребляет еще только два раза: «Предводительствуя Джарскими Лезгинами, он (Гамзат бек – автор) потерпел поражение в сшибках с нашими войсками». Гл. III., «Возмущение в Кубинской провинции в 1837 году, волнения в Табасаране и Каракайтахе, набег Лезгин в 1833 году (наверное опечатка вместо 1838 года – автор) на город Нуху, отвлекли наши войска от Северного Дагестана». Гл. V. Чичагова М.Н. Шамиль на Кавказе и в России. Комментарии излишни. К тому же описание этого сражения есть и у Торнау.
Проходят годы, истинным шахидом погибает первый Имам, за ним и второй. В Имамате вводится институт наибов, к Газавату удается привлечь и соседние народы. И тут лезгины на долгий период выпадают из истории Кавказской войны. До 1837 года об участии Лезгинов в Газавате нет сведений. Нет ни одного наиба Лезгина за исключением Атабека в Рутуле, на лезгинских землях не происходит ни одного сражения. Как это понять? Еще более странно то, что третий Имам и своих наибов к Лезгинам не посылает. К Ингушам посылает, к Черкесам посылает, к Осетинам посылает, а к Лезгинам ни наибов, ни воззваний, ни прокламаций, словно нас не существует. С чем это может быть связано? Что это, пресловутая национальная неприязнь? Нет, однозначно нет, не такой природы люди были. Но вот летом 1837 года войско Имама заблокировано в Телетле многократно превосходящими силами. Генерал Фези близок к успеху. И третий Имам через мухаджира, Шейха из Тагирджаля, передает руководителю весенних волнений в Кубе Гаджимагомеду из Хулуха письмо с повелением поднять восстание с целью отвлечь российские войска от Телетля. Проходит немногим более двух недель, и восстание готово. Да еще какое восстание, как пишет Али Албанви, царской администрации приходиться собрать группировку войск чуть ли не 60000 человек. Только, дорогие земляки, почему мы это называем восстанием. Никакое это не восстание, это война, полноценная война Лезгинского народа, длившаяся два года. Война, проведенная самостоятельно, со своими подъемами и спадами, после покорения равнины продолженная вольными обществами Самурской долины без никакой помощи со стороны. Разве количество сил Имамата до присоединения Чечни намного превосходило наши? Или сражений с Русскими за аналогичный период, в среднем если взять, в Имамате намного чаще происходили? Недаром третий Имам обращаясь к Ахтынцам сказал: «… сколько раз вы проливали кровь русских, до сих пор в такой войне вы были без помощников. Знайте же, что я и весь Дагестан ваши помощники», а он дипломатических уверток не знал, лишних слов никогда не говорил. Для сомневающихся приведу один документ.
Рапорт командира 19 пехотной дивизии ген.-л. Фезе командиру отдельного Кавказского корпуса о военных действиях против Алтыпаринского, Докузпаринского, Ахтынского и Рутульского обществ.
5 июля 1838 г.
Сборищем горцев из общества Алтыпаринского, Докузпаринского, Ахтынского и Рутульского имел я двухдневное сражение 3 и 4 числа сего месяца.
Прибыв 3 числа в урочище, называемое Аджи-Ахур, где между высокими скалами и Самуром дорога превращается вдруг в узкую тропинку, нашел я горцев в значительных [182] силах в позиции, укрепленной окопами и завалами в нескольких линиях: правый фланг их опирался на утесистую вершину Каракюринской горы, и пролегая вниз по крутой покатости левым флангом, примкнул к р. Самуру, которую в сем месте никак переехать не можно.
Неприступную эту позицию горцев атаковал я тотчас, усиленным левым флангом… 106 вышинам и несмотря на упорную защиту и выгоды местоположения, которое позволило им свалить на нас обломки скал и бросать каменья.
Пехота штыками и спешившаяся конница саблями и пиками вытеснила неприятеля постепенно из всех линий, окопов и завалов. Лезгины, получая подкрепление с беспримерным исступлением неоднократно пытались исторгнуть обратно из рук наших занятую линию и позицию, но будучи всегда отбитыми, взяли наконец новую позицию на противоположных высотах.
По прибытии через ночь новых подкреплений, они 4 числа еще до рассвета, атаковали наш левый фланг, стараясь его через утесистую вершину Каракюринской горы обхватить, но пехота наша в свою очередь напала на них и, штыками прогнав из одной позиции в другую, овладела всеми новыми завалами, за коими неприятель защищался с чрезвычайною стоикостию и потом по всей линии мы обратили его в бегство и преследовали на несколько верст, по направлениям к сел. Кара-Кюри и вверх по долине Самура.
Левый фланг занял кутаны каракюринские и забрал много имущества и скота. Около полудни сражение казалось оконченным; но ободрившись новыми подкреплениями лезгины наступали опять сильными массами на самых верхних высотах на наш левый фланг, однако все жесточайшие их нападения продолжавшиеся до позднего вечера, равно и ночная атака отражаемы были с большим для них уроном. Многочисленные горцы, собравшиеся в числе до 4 тыс. человек, искусно предводительствуемых Рутульским Бек-Ага и Ахтинским Шейх-Мулла, вступали с нами беспрестанно в рукопашный бой, могли быть преодолеваемы только отважною храбростью наших войск, а особенно е. с. кн. Варшавского полка.
Для приобретения сих успехов содействовали мне в особенности Куринского егерского полка подполк. Борзуль и ген. штаба кап. Ден, который, управляя лично одной из атакующих колонн, при взятии завала 4 числа получил две раны: ружейною пулею и камнем.
При отчаянном сопротивлении неприятеля, потеря наша в сем двухдневном сражении не могла быть маловажна. Мы потеряли убитыми двух обер-офицеров и 47 нижних чинов, ранеными: обер-офицеров 3 и нижних чинов 71 и контуженными камнями 29, а сверх того и несколько милиционеров. Потеря горцев была чрезвычайно велика и может простираться до 600 человек; убитых со стороны их много осталось на местах. Пленных, хотя и взяли мы, но они дабы не оставаться живыми в наших руках кинжалами рубились до последней капли крови. Мы отбили у неприятеля 1 значок, много оружия и несколько лошадей.
И еще. Конечно, «партии мира» имелись во всех обществах, но ни один джамаат не противодействовал воюющим, воевал весь народ (все народы), за исключением Удин. Приведу выдержку из еще одного документа:
Из "Журнала о военных действиях главного отряда против горцев Самурской долины с 27 мая по 12 июня.”
12 июня 1839 г.
27 мая, м. Карганов с вверенной ему табасаранской и кюринской милицией выступил из лагеря, который он занимал на левом берегу Самура, против Хазров, к границам Ахтынского общества. На следующий день он был встречен [198] лезгинами, в числе 400 человек на перевале хребта, который тянется до левого берега Самура, они хотели преградить ему дорогу, но были сбиты и опрокинуты к сел. Хила, где засевши в строениях были подкреплены жителями их соседних деревень, которых число час от часа увеличивалось. Не видя возможность выбить силою лезгин из дер. Хила, м. Карганов отступил на перевал хребта. В этом деле урон милиционеров состоял из одного убитого, 4 раненых и 14 лошадей. Несколько тел неприятельских осталось на поле сражения.
Действие сие заслуживает особенного внимания потому, что поселило теперь вражду между кюринцами и ахтынцами, с которыми первые были всегда в сношениях хороших, и в достижении столь важного результата должно отдать полную справедливость м. Карганову. Офицер сей своими способностями и храбростью приобрел полное доверие кюринцев и казикумухцев и влиянием своим без содействия наших войск умел их ввести в бой с соседями, с которыми прежде они были в связях и которых они даже боялись.
Но это уже под конец войны, 1839 году. Но вот 2 июня 1839 года Аджи ахур (ЧIвей хурар) взят в последний раз, царские войска входят в Ахты, а со стороны Закатал в Рутул, война завершена, мы побеждены. И снова на «Лезгинском фронте» на долгие годы затишье. Лезгистан в Имамат не входит, хотя есть мухаджиры в Имамате: «И он послал мухаджира, храбреца Бук Мухаммеда ал-Гумуки, наиба Мукарура с людьми из его наибства и мухаджиров Гази Гумука и Ахди». Глава о набеге Бук Мухаммеда. «…остановились в селении Цуриб — местожительстве мухаджиров Ахди, расположенном между Кинсыром и Каралялем». Глава о большом бедствии и великом несчастии для всего Дагестана, заключающихся в том, что Шамиль подпал под власть русских. Мухаммад Тахир Ал-Карахи. Блеск дагестанских шашек в некоторых Шамилевских битвах. Но к нам никто не приходит. Ничего не требуют. Даже помощи продовольствием от нас не хотят. Даже разбойник Хаджи-Мурад, безобразничавший по всему Дагестану, нас ни разу не грабит. Чем это объяснить? И только осенью 1848 года сам третий Имам со всем войском является в Ахты. Вот как описывает эти события Аль-Карахи: «Войска спустились в Ахди и нашли местных жителей обрадованными приходу имама, горящими желанием встретиться с ним. Были рады даже женщины и дети.
Войска имама осадили крепость, бывшую в Ахди, и сражались против нее. Жители Ахди наиболее сильно [по сравнению с другими войсками имама] сражались и атаковали крепость, в связи с чем множество из них было убито. Некоторые же из жителей Ахди, отступники, находились в крепости среди русских.
Имам приказал кривому Мухаммеду Эфенди ал-Хуми направиться к тем спускавшимся [русским] с 20 товарищами имама для битвы с ними и отражения их. И народ пошел против тех, даже женщины и дети». Глава о нападении на Ахди.
Может я невнимательно читал его хронику, но таких слов Аль-Карахи не удостаивает ни один другой джамаат. И Гаджи-Али не удостаивает. И третий Имам нигде больше таких слов не говорит. И наконец, самое интересное. Закат Имамата, последние дни войны. Имам с горсткой самых преданных сторонников окружен со всех сторон, выхода нет. «…к вечеру Шамиль узнал от карахца, что чохцы покорились и русские заняли укрепление… Некоторые предлагали Шамилю ехать в Табасаран». Гаджи-Али. Сказание очевидца о Шамиле. А у Чичаговой «…искать убежища в обществе Южного Дагестана». А как это понимать? Так что нам свою историю изучать и изучать, мы еще очень много не знаем. А «многие лезгинские общественные деятели» пусть избегают всего сомнительного, и не только в истории.
Да примет Всевышний благие деяния всех, о ком я упомянул в этой статье. И да сделает нас, их недостойных потомков, благоразумными.