В Лезгинском музыкально-драматическом театре им. С. Стальского состоялась премьера «водевиля» Ф.Беделахтула «Аюхар» («МАНЕКЕНЫ»).
Эта третья пьеса автора, поставленная на сцене родного театра. Как и предыдущие две пьесы «Димая» и «Часпар» («Граница»), новая пьеса затрагивает острые и злободневные проблемы современной жизни народа, самоопределяющегося в новых социально-политических, экономических и культурно-исторических реалиях. Насущные проблемы бытования народа, его культуры и нравственности решаются не только в столкновениях добра и зла, старого с новым, зарождающимися. В своих пьесах Ф.Беделахтул апеллирует к извечным этическим и культурно-историческим ценностям народа.
И здесь мы находим новые в лезгинской литературе мотивы мифологических элементов, вводимые автором в ткань повествования. В творчестве Ф.Беделахтула, в том числе в его пьесах, мифологическому и этнокультурному фону разворачивающихся событий способствует национально окрашенные составляющие текстов. Персонажи Ф.Беделахтула имеют особый антропонимический колорит, они живут и действуют в пространстве этноязыкового космоса родной стихии с самобытным песенно-фольклорным и музыкальным сопровождением.
Мифология как обращение к духам, сакральным знакам, явлениям архаических образов из прошлого, одновременное сосуществование и примирение на сцене истории и современности – все это не только удивительные и новаторские приемы творческого арсенала Беделахтула как драматурга, но и продуктивные эмоциональные элементы сценической фабулы его пьес.
Драматургии Беделахтула свойственно живое и нетривиальное обращение к современной жизни, к тем наиболее судьбоносным переменам общественной жизни, которые остро затрагивают моральные и эстетические устои социального быта, самосознания и менталитета народа.
Символична для творчества автора пьеса «Часпар» («Граница»), в которой он говорит о реальной территориально-географической границе, разделившей народ, всегда бывший единым. Но куда важнее граница духовная и морально-этническая, которая размывается на наших глазах, порождая уродливые феномены «новых» людей и реалий.
В новой пьесе Ф.Беделахтула мы видим, как у могущественных стен
Древней крепости произрос «экстрасенсорный» бизнес местного шарлатана Кабаша, который в своем салоне красоты превращает молодых людей в живых манекенов.
Искусство всегда символично, оно говорит нам языком художественного обобщения. В искусстве сценическом, как и в театральном исследовании жизни, автор и режиссер говорят каждый по-своему об одном и том же.
И когда художественная правда автора становится созвучной правде режиссера, мы получаем на сцене совершенное произведение искусства.
Конечно, нашим национальным театрам далеко до совершенства. Но заслуживает благодарного одобрения их целеустремленность в такие «нищие» для культуры времена стремиться к совершенствованию, к новаторским элементам и неординарным решениям. А их благо, текст пьесы, насыщенный историческими и мифологическими коллизиями предоставляет предостаточно.
В мире шарлатана Кабаша, дорвавшегося с «вселенскими» возможностями новых рыночных свобод до любых экспериментов ради денег, нет ничего святого. Для него и посланник небес Сакас, албанский воин времен Вагатана Храброго, - всего лишь замаскированный агент, вернувшийся за припрятанным в пресловутые советские времени золотом. Под стать такому отцу и выросший в этой атмосфере алчного накопительства безмозглый отпрыск Кекел, зацикленный только на смартфонах. Полные жизненной красы и страсти девушки, олицетворяющие собой национально-этическую устремленность к традиционным семейным ценностям – Кизия Бике и Гимиш Бике - становятся фатальными жертвами. Этах передряг. Они своей чистой женской душой, изнывающей без настоящих чувств и красок, в атмосфере затхлого и бессмертного чистогана, тянутая к светлому, но все-таки увязывают в сетях, сверхпрагматичного и мелочнорасчетливого света.
Жанр пьесы «Водевиль», обозначенный автором, конечно же, налагает на сценическую постановку некоторые особые подходы, которых, к сожалению, мы не увидели. Короткая комическая пьеса, которая должна исполняться в легком классическом французском стиле, на сцене театра , более походила на музыкальную комедию. Серьезность, трагичность, судьбоносность затронутых в пьесе проблем нравственно-эстетического порядка автор и режиссер все же смогли дополнить в определенной мере жизнерадостной музыкой, весельем, остроумным юмором, ироний и жизнеутверждающим пафосом оптимизма. А это и есть главные элементы водевиля!
Пьесу оживляли и делами зрелищным, приковывающим неособенное внимание и интерес зрителей все прогрессирующая в профессиональном отношении удивительная раскованность и притягательная игра засл.арт. РД Фаризат Зейналовай и Э. Карахановой (Гимиш Бике). Особый колорит в их игре придавало и чудесное исполнение ими песенных фрагментов.
Молодой артист Казбек Думаев (Сакас), играющий на сцене театра и трагическую роль Ашуг Саида, драматические роли и комические роли, демонстрирует свои безусловные актерские потенции от роли к роли. Очень понравился зрителям и другой молодой артист театра В.Сулейманов, раскрывающий свое актерство анализа комика весьма самоцветно и оригинально. Молодой актер сливается на сцене со своим персонажем, создавая у зрителей иллюзии реальных картин жизни.
Как всегда хорош на сцене нар. артист РД И. Рамазанов, тепло встречаемый зрителями. В игре актера, вызывающего у местной публики неотложный интерес, хотелось бы видеть былую зажигательную энергетику и воодушевленность.
В целом премьера удалась, зрители долго и благодарно аплодировали любимым артистам.