20:28
Национальный вопрос в Азербайджане
Азербайджан многонациональная страна. Хотя мнения специалистов насчет точного числа проживающих в стране национальностей и этнических групп расходятся, но то что их больше двадцати, не вызывает сомнения. Данная ситуация должна стать неоспоримом фактором внутренней политики, чего к сожалению, мы не наблюдаем. Этому есть как субъективные, так и объективные причины.Завоевание Азербайджаном государственной независимости как в начале, так и в конце ХХ века сопровождалось всплеском тюркского самосознания. Это было вполне объяснимо, хотя причины несколько отличались. До конца XIX –начала ХХ века азербайджанцы в большинстве считали себя мусульманами не имея национальное самосознание. А в советское время Москва уже пыталась искоренить результаты первого возрождения самосознания. Азербайджанские тюрки были превращены в этнос, предки которого были то мидийцами, то Кавказскими албанами, позже ассимилированные тюркскими завоевателями. Ослабление режима в конце 1980-х гг. позволил азербайджанским тюркам во весь голос заявить о своем этническом происхождении. И вполне был понятен тот романтизм, который охватил титульный этнос республики. Нетюркские народы Азербайджана отнеслись к этому вполне понятливо и дали нам некоторый временный карт-бланш. Но идет уже 23-й год нашей независимости и уже пора более реалистично и ответственно относиться к полиэтнической палитре страны. Какова ситуация в стране в сфере национальной политики, уважении национальных прав? Долгое время у нас существовал (и существует) комплекс, мешающий откровенно освещать данную проблему. Но игнорирование проблемы лишь усугубляет ее, пора уже смело говорить об этом, иначе может быть поздно.
Существующая власть, привыкшая нарушать все человеческие права и свободы, с неуважением относится и к национальным правам. И делает это не из-за какой-либо тюркизма или пантюркизма, как некоторые ошибочно (или провокационно) преподносят. Наша власть свободна от всяких предрассудков, -измов. Она не пытается преднамеренно ассимилировать меньшинства (ей это не к чему), просто игнорирует всякие права, даже тогда, когда тактические соображение предсказывают другой подход. В стране не созданы минимальные условия для сохранения и развития национальной идентичности нетюркских этносов. Трудно, если вообще возможно, указать деталь внутренной политики, который учитывал полиэтнизм страны. Нет не только отдельных телеканалов и радиостанций на языках этих народов, отсутствуют даже передачи на общественном телерадио. Газеты, выпускаемые этническими активистами, лишены государственной поддержки и выходят не последовательно. Но это – полбеды, если учитывать судьбу двух главных редакторов газеты «Толыши садо», Новрузали Мамедова и Гилала Мамедова. Первый из двух однофамильцев был осужден «за шпионаж в пользу Ирана» и погиб в застенках, а второй арестован из-за «подозрения» в том же, еще за «хранение наркотиков». В целом, можно констатировать немало грубых нарушений и игнорирования национальных прав властями, но это займет слишком много места.
Обычно, если власть нарушает права, то взоры обращаются на оппозицию с желанием узнать ее взгляды на проблему. Какова же позиция азербайджанской оппозиции в национальном вопросе? В течение четверти века после возникновения политической борьбы в Азербайджане, отношение оппозиции к данному вопросу оставлял двоякое впечатление. С одной стороны, именно она была носителем тюркского возрождения титульной нации, хотя нетюркские народы довольно активно участвовали в национально-освободительном движении. С другой стороны, кратковременное правление оппозиции будучи по сути демократическим, запомнился признанием и уважением прав национальных меньшинств. Был издан соответствующий указ Эльчибея, Закон «О государственном языке» признавал за национальными меньшинствами право учебы на родном языке. Возникли многочисленные национальные культурные центры, кружки, организации, которые функционировали без каких-либо ограничения или давления со стороны правительства НФА-Мусават. Но данные завоевания были уничтожены после свержения демократов. И после этого оппозиция не особенно утруждала себя национальным вопросом. Хотя некоторые его представители и пытались заполнить вакуум. В этом вопросе особенно отличался Хикмет Гаджизаде, один из главных идеологов Партии Мусават. Еще в середине 90-х гг. в одном из своих интервью Хикмет бей высказал поистине революционную для того времени мысль: «тюркский шовинизм является главной опасностью для территориальной целостности Азербайджана».
Но, к сожалению, оппозиция, к которой принадлежит и автор этих строк, не была такой же революционной и долгое время была молчалива в этом вопросе. Особое сожаление вызывает молчание оппозиции во время расправы над профессором Новрузали Мамедовым и его семьей. Воспользовавшись случаем, я лично приношу свои извинения супруге Новрузали муаллима Марьям ханум, единственному выживщему члену семьи Мамедовых. Не сомневаюсь, наступит день, когда она возвратится из эмиграции на Родину и у трапа самолета ее встретит президент демократического Азербайджана и тоже извинится.
К счастью, в отличие от власти оппозиция более склонна к пересмотру своей позиции. Это мы наблюдали во время ареста Гилала Мамедова. Сначала Мусават, чуть позже почти все политические силы выступили с однозначным осуждением незаконного ареста талышского ученого. И нарушив многолетнее табу, прямо указали, что причиной ареста является его правозащитная деятельность как национального активиста.
Это хоть и вдохновляет, но недостаточно. Демократические силы обязаны больше работать с представителями национальностей, интересоваться проблемами, познакомиться их чаяниями. Оппозиция всегда более ответственно относилась к будушему страны, а от справедливой национальной политики это будущее зависит больше всего. Да, большинство наших оппозиционных сил считают своей идеологией мусаватизм, одним из фундаментальных принципов которого является тюркизм. Но, не следует забывать, что одним из принципов, а не исключительный принцип. В программе Мусават указываются 10 фундаментальных принципов, совокупность которых и составляет мусаватизм. Тюркизм без других девяти принципов уже не мусаватизм, что-то другое, скорее всего, шовинизм. При этом еще раз не следует забывать, что та актуальность тюркизма, который имел первоочередную необходимость в составе инородной империи для сохранения национальной идентичности азербайджанских тюрков, с завоеванием независимости отходит на второй план.
Тюрки являются самым многочисленным этносом Азербайджана, которых принято назвать титульной нацией. Но это вовсе не прерогатива и преимущество, а ответственность. Они носят ответственность за формирование внутренной политики, в том числе и национальной политики. Невозможно создать свободный и процветающий Азербайджан, если граждане нетюрского происхождения, число которых по приблизительным оценкам около 1,5 миллиона, будут лишены национальных прав и свобод. Как говорил М.Э.Расулзаде: «Свобода – общемировое понятие. Если хоть один человек, хоть один народ останется в неволе, то миру не видать настоящую свободу и безопасность». Если это правда в отношении всего мира, а это правда, то тем более неоспоримо в отношении маленького Азербайджана.
Ядигар Садыгов
Источник: Перейти
Ниже приведены схожие материалы:
Категория: Лезгины в Азербайджане |
Просмотров: 5155 |
Добавил: muradlek
| В материале упоминаются:
|



