Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1060
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 18
Мугьманар: 18
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2013 » Июль » 5 » Найден проект памятника великому Хаджи-Давуду

20:28

Найден проект памятника великому Хаджи-Давуду


Найден проект памятника великому Хаджи-Давуду Найден проект памятника великому Хаджи-Давуду Найден проект памятника великому Хаджи-Давуду Найден проект памятника великому Хаджи-Давуду Найден проект памятника великому Хаджи-Давуду
Уникальный проект, изображающий Хаджи-Давуда Мюшкюрского, сохранившийся до настоящего времени был изготовлен известным скульптором Гейбатом Гейбатовым, еще в начале 90х годов, когда на Кавказе шли процессы возрождения национальной идентичности горских народов.

В те годы, крупный лезгинский исторический и государственный деятель в истории Южного Кавказа, организатор и руководитель антииранского восстания, правитель Ширвана – шейх Хаджи-Давуд стал олицетворением начала многих далеко идущих планов патриотического движения лезгинского народа. Именем Хаджи-Давуда назывались организации, движения, различные фонды и т.д., но история показало, что никому из них не удалось назвать даже одну улицу именем великого полководца у себя на родине в Южном Дагестане.



Человек, который сумел объединить разрозненные, неорганизованные восстания горцев северо-восточного Кавказа Хаджи-Давуд Мюшкюрский, превратив их в организованную, целенаправленную борьбу против уничтожения влияния Ирана на территории южных народов, сегодня, по сути, оказался брошенным, а его идеи не востребованы самими же лезгинами как бы скорбно это не звучало. Этот факт приходится отмечать с огромным сожалением. Идеям человека-реформатора, который создал лезгинскую государственность, боеспособную регулярную армию, сегодня не нашлось применения, нет даже патриотического клуба, чтобы назвать в его честь.
 
Шейх Хаджи-Давуд Мюшкюрский



Хаджи-Давуд Мюшкюрский, Хаджи бек, шейх Дауд, или хан лезгинский как называли его разные народы, был уроженцем Мюшкюрского магала, главой местного суннитского духовенства и происходил из зажиточной крестьянской семьи. В истории Хаджи-Давуд упоминается как духовный учитель Лезгистана. Лидер суннитского джамаата Хаджи-Давуд был глубоко верующим человеком, его уважали за справедливость и порядочность. После посещения мусульманских святынь в Мекке, он получил титул «хаджи», и с тех пор стал известен в истории лезгинского и других народов Дагестана под именем Хаджи-Давуд.

Он явился главным организатором и руководителем повстанческого движения. С именем Хаджи-Давуда связана практически вся история народно-освободительной борьбы на Восточном Кавказе в первой трети XVIII века. Великолепный оратор, богослов, шейх Хаджи-Давуд соединял в себе редкие дарования полководца, политика и управленца. Эти качества позволяли ему долгое время вести освободительную борьбу своего народа, когда могущественные державы, во чтобы то, ни стало, хотели подавить возглавляемое им движение, подчинить его своим интересам.

Шейх Хаджи-Давуд в своей борьбе, ставил главной целью полное освобождение от иноземного владычества и воссоздание на территории Ширвана самостоятельного суннитского государства. В этом шейх видел свою миссию, и в реализации поставленных им на этом пути задач Хаджи-Давуд проявлял незаурядные способности и таланты.
 
Фетва шейха Хаджи-Давуда


 
Русско-турецкие отношения обострились после занятия русскими Баку. Противостояние двух держав закончилось 12 июня 1724 года подписанием в Стамбуле мирного договора, по которому Османская империя признавала за Россией прикаспийские провинции, как добровольно уступленные Ираном территории, а Россия признала за Турцией Закавказье.

В Стамбульском договоре особое место занимал вопрос о Ширване, государство-ханстве ширванских лезгин во главе с Хаджи-Давудом. В силу исключительной важности этот вопрос начинался с первой статье Стамбульского договора. Согласно документу, был определен политический статус государства Хаджи-Давуда и определено его место пребывания - город Шемахи.

Из Стамбульского договора видно, что Россия и Турция официально признали созданное Хаджи-Давудом на освобожденных от персидских захватчиков землях суннитское лезгинское государство, с предоставлением ему внутренней автономии в виде отдельного ханства, которое становилось буферным государством между Россией и Турцией.

Сам Хаджи-Давуд Мюшкюрский никогда не признавал условий договора и всегда выступал против него, намереваясь создать независимое государство на всей территории Ширвана от Баку до Куры, и от Дербента до Куры. Понимая, что ему уготована роль послушника османского султана, он открыто заявил о своем несогласии с новыми границами, установленными этим договором, и всячески препятствовал их разграничении.

Пересмотр границ между Россией и Турцией затянулся на годы. Хаджи-Давуд, кроме Шабрана и Мюшкюра намеревался вернуть себе все ширванские земли, захваченные Россией, включая Дербент и Баку, и не намеревался находиться в зависимости от Турции и России. Этим землям и было суждено по замыслу шейха стать сильным суннитским государством на Юге. И государство, воссозданное Хаджи-Давудом, было важным этапом в политической истории народов Кавказа.

Хаджи-Давуд Мюшкюрский, человек начавший борьбу за освобождение лезгинских земель от вражеского ига, человек, определивший самые яркие периоды в истории лезгинского народа и воссоздании лезгинской государственности.

Хаджи-Давуд будучи самой влиятельной духовной и политической фигурой в Лезгистане распространял духовное учение, сущность которого сводилась к государственной практике норм Ислама. Хаджи-Давуд призывал народ к духовному очищению и проводил самостоятельную политику, свою независимую военную и политическую доктрину.

Сын Г.Гейбатова и представитель ФЛНКА Р.Гереев в мастерской скульптора



Шейх Хаджи-Давуд великая личность в истории Дагестана и Ширвана, роль которого еще исчерпывающе не определена и мало изучена историками. В нашей истории этот человек оставил огромный след как выдающийся политический деятель, полководец и воин. Шейх Хаджи-Давуд был очень авторитетным религиозным деятелем. Имам - духовный наставник, знаток мусульманского права, ярый сторонник Единобожия который вел целое поколение верующих людей по пути Корана и достоверной Сунны.

Хаджи-Давуд всегда был и остается верным сыном лезгинского народа, шейх – верой которого должен гордиться каждый верующий мусульманин, воин и реформатор, стоявший у истоков воссоздания лезгинской государственности.

Идеология движение Хаджи-Давуда, его политические реформы, приобретают сегодня актуальность в свете справедливых требований лезгинской общественности связанные с проблемами и разделенностью нашего народа.

 
Автор: Руслан Гереев
Источник: «ФЛНКА»









Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Лезгинская правда | Просмотров: 7429 | Добавил: LezGiYar | В материале упоминаются: Хаджи Давуд

avatar
1
ВЕЛИКИЙ ЧЕЛОВЕК,
avatar
2
настоящий герой Лезгинского народа.
avatar
3
Он то великий и он был справедлив, и он пошел против течения - и он потому велик!
А что мы сегодня можем предложить будущему, как кроме петушиться собственной панорамой?
avatar
4
там вообще не было течения.
в то время Лезгины (Албаны) попали в ситуацию когда произошел переворот в России (ТартАрии) к власти пришли Романовны (либералы немецкие и саксонские кланы)посмотрите только на имена генералов воевавших в Кавказской войне начиная с 17 века со стороны России. Кавказская война была отголоском этого переворота.
avatar