История любого народа и любого края таит в себе много трагических и героических моментов. Чем глубже копаешься в своих корнях, тем больше находишь интересного, непознанного в историческом процессе взаимодействия разных народов и традиций. Особенно активно процессы взаимовлияния происходили в периоды значительных батальных событий.
Одним из тяжелых судьбоносных периодов в истории народов Южного Дагестана был восьмой век нашей эры. В 739 году стотысячное войско наёмников арабского завоевателя Марвана ибн Мухаммада разрушительным огненным шквалом прошло от долины реки Самур (Магарамкентский и Курахский районы), вдоль западной стороны Самурского хребта (Агульский район) и до северных границ Лакского района, а с востока – до Табасаранского района, уничтожая и сжигая на своём пути всё, оставляя кровавый след и пепелище, опустошая села и ровняя их с землёй.
Путь, пройденный Марваном, пролегал через территории бывшего царства Лакза. Арабский автор Иакут пишет в «Книге завоеваний»: «Жители Лакза могущественны, сильны, многочисленны и более обширны территорией». За отказ платить налоги и отправился Марван в поход против царя Лакзов.
Войска Марвана, проходя через современные земли сёл Бедюка и Рига Агульского района, встретили сильный отпор жителей четырёх раннесредневековых городищ – Сарфун, Дамгал гур, Судайг и Кума, а также сопротивление крупного городища Гъогънаци, находящегося на месте современного селения Гирага.
Войска Марвана ибн Мухаммада опустошали земли нынешнего Агульского района, где находился, как пишет азербайджанский историк Аббас-Кули-ага Бакиханов в книге «Гюлистан и Иран», центр Кавказской Албании – Алпан, располагавшийся между двумя реками Албанус и Касса, откуда и вышли эраншахи, которые в честь своей родины назвали огромное и мощное государство, известное до нашей эры как Кавказская Албания, Аран, Агван. На той же территории находились центр царства ал-Лакза – Лаказ и раннесредневековые городища Гарражж и Гараккар.
Жители городищ Гарражжа и Лаказ после разорения карателями Марвана ушли беженцами, исповедующими язычество, в район нынешнего ущелья Могудере Хивского района и создали села Гарражж и Лака, а исповедующие иудаизм ушли в Курахский район и там создали село Гарражж.
Жители городища Гарраккар ушли на новые земли нынешнего Кулинского района и создали вместе с другими переселенцами с Буркиханских земель село Кули.
Знать Алпана еще при оккупации города воинами Марвана ушла на земли Азербайджана (нынешний Кубинский район), образовав село Алпан. Оставшиеся при капитуляции жители города после годичной оккупации ушли в Курахский район и создали село Герган.
Герган – это кладбище, где захоронены близкие люди беженцев, нынешнего села Гергана Курахского района, героически защищавшие свой родной Алпан от врагов, покушавшихся на их свободу на Буркиханской земле.
Многие жители ал-Лакза стали пленниками или воинами поработителей.
Марван в честь своей победы на высоте, где произошла ожесточенная схватка между лакзами и карателями Омейядов, построил башню, назвав её Гех-гюн (Ясный день). В стену башни вмонтирован резной камень (на снимке) с изображением солнца и куфическими надписями, прочитанными арабистом-востоковедом, профессором Амри Рзаевичем Шихсаидовым: «Эту башню построил устаз Мугаммад, сын Агмада, ради Лика Аллагьа Теааля».
В селении Тпиг от полководца Омейядов Марвана ибн Мухаммада осталась династия Марванар.
«В 747 г. в Хоросане началось восстание, возглавляемое бывшим рабом Абу Муслимом. Вылилось оно в настоящую гражданскую войну, охватившую весь Иран и Ирак. Основную массу восставших составляли иранские крестьяне, к которым присоединились иранские земледельцы – дехкане и весь черный люд. И на этой волне к власти пришла династия Аббасидов.
Войска Омейядов были разбиты. Халиф Марван отступил от Каспия в Сирию, а затем бежал в Египет, где был убит самими аббасидами» (П.М. Золин, Энциклопедический фонд).
"Кровавый след", "пепелища", "каратели","ровняя с землей" и тд и тп. Красок писатель явно не жалел для своего опуса.Холокост, надо сказать, описан еврейскими историками в гораздо менее мрачных тонах чем данный "поход Марвана". Принцип, похоже, здесь не нов и он довольно прост - чем чудовищнее ложь, тем охотнее в него люди верят....
Сказок про исторических и доисторических захватчиков и в школе наслушался-начитался. А ура-патриоты - это сегодняшние и более чем реальные враги лезгинского народа. Правда, среди них много также и заблудших, летающих в облаках, в порыве высокопарной болтовни не ведающих, что они творят на самом деле. Бог им судья.
Боже упаси, что я смогу сделать Просила лишь для информативности, знаешь - значит вооружен А в национальной теме манипулировать чревато большими последствиями
Для информативности это те, кто видят врагов в инородцах, при этом забывая даже взглянуть на зеркало. и кто раз за разом пытается стрельнуть в прошлое своего народа из пистолета...
В самом деле лезгинские патриоты никогда не кричат "ура". Это вы обозначили своё презрительное отношение к людям, которые готовы отдавать, а некоторые уже отдали, жизнь за свой народ. Изучайте историю, а не вешайте ярлыки. А мы не готовы как обречённые, только молиться и ждать своей участи. Такое всевышний не говорил.
Не нужно пытаться рисовать "презрение" за других. К этим людям только безграничное чувство жалости, как безвременно ушедшим из жизни. Они могли бы сослужить немалую пользу своей семье, своему народу, стране..
Больше всего меня заводит то, как грузинские писатели описывают лезгин, то мы для них безжалостные варвары, то какие-то злодеи, то супер-пупер воины, то дикари из гор спустившие
7.Карамелька, как уроженец Курах.района никогда не слышал о существовании у нас села Герган, о старинном селе Гетегар слышал от покойного отца как и существовании в агульском селений Усуг тухума горских евреев. Стиль изложения исторических фактов данного автора смахивает на натуги известных агульских историков(отец+сын), внушавших всем Дагестанцам, что Мохаммад аль Ярали является агульцем, предки которого переселились в лезгинское село Вини Яраг. Сейчас "историков" развелось пруд пруди :-)
Уважаемые Аснар и Агьмед, мне кажется на самом деле вы говорите об одноми том же. Разьве человек не любящий, не уважающий свою семью и тухум может любить и уважать свой народ? А человек не любящий и не уважающий свой народ разьве может любить свою религию, свои исторические и культурные ценности? Если человек не патриот, то он не сможет служить ни своей семье, ни своему тухуму, ни своему народу, ни своей религии. Всё это звенья одной цепи. Прошу обоих меня простить.
Статья какая-то сумбурная, многие части требуют анализа на предмет фальсификаций/ неточностей. Еще один момент: как мог араб Марван назвать башню по-тюрски - Гех Гюн?Это где такое указано?
Вот мы наверно освежим и основательно обоснуем свою Лезги историю если бы по больше таких статей, вид наш историки не занимается если так и родим реально настоящий КНИГУ ИСТОРИЯ ЛЕЗГИН.Эта мечта наверно почти всех лезгин мира
Статья скорей художественный вымысел. Историческим фактом из всего написанного является то что поход был. Всё остальное нанизано на этот факт и является выдумкой автора. Но и смена династий тоже исторический факт.Документально подтвержденным фактом пока в истории Дагестана является шторм арабами города Муграгъ после семилетной блокады. Приэтом на стороне арабов выступи Ахты (Ахцегьар) и нынешния Куба В всех остальных случаях считается ислам Дагестанцы приняли добровольно.
Хотя также является фактом почти двести лет военных действий между арабами и хазарами на территории нынешнего Дагестана. Приэтом некоторые Дагестанские общества выступали за хазар, а другие за арабов. Время от времени союзники менялись. Вряд ли сейчас это всё можно точно установить. Поэтому появятся статьи подобные данному. То есть художественные, но привязанные к какому нибудь историческому факту.
Очередной шизоидный бред, всем известно что война шла между арабами и хазарами, а большинство дагестанских обществ выступало на стороне арабов и принимало ислам в основном добровольно, ибо воспринимало арабов как освободителей от местных феодалов
Чех, чтобы понять освободители или захватчики изучай более близкую по времени историю. Историю взаимоотношений с Россией. Дело было примерно также. Но это было тысяча триста лет тому назад.
Лезгины смелый народ, во главе с Шарвили воевали против мусульман и не проиграли в статегическом плане. Когда соседние народы ходили в мечети, лезгины без боя взяли все пивнушки Дагестана и Азербайджана, а это того стоит. Сейчас Имам Дах запустит на бывшем Дербенском соковом заводе линию по производству вина и коньяка, а это ещё один гвоздь в крышку гроба мусульман.
Статья требует уточнения, во-первых, Абу-Муслим был Алиидом, во-вторых, Абу-Муслим был шахом, именно он привнес Ислам в КА, или автор намекает, что Абумуслим родом из Агульского р-на, где находился центр Кавказской Албании – Алпан, откуда и вышли эраншахи...?
Шарвили воевал против мусульман? Где вы только черпаете информацию? Были у нас полководцы воевавшие с арабами, но не Шарвили. Шарвили это эпос и события происходящие в нём случились долеко до прихода мусульман на наши земли.
Таки Шарвили принимал участие во всех значимых событиях лезгинского народа, а это борьба против арабских завоевателей, то бишь против Абу-Муслима, который как выяснилось оказался агульцем. Вот оказывается почему агульцы приписывают себе Магомеда Ярагского, который был потомком Абу-Муслима. Шарвили в образе каменного мальчика воевал против орд Тамерлана, лезгины его знают из пространной истории Маза как Эмир-Чопана, который также являлся потомком Абу-Муслима. Эти вероломные агульцы хотели из лезгин сделать мусульман, но пока Имам Дахом проводятся праздники Шарвили, им этого никогда не добиться.
Пусть армяне отмечают эпос Давид Сосунский, учавствовшего в реальных исторических событиях XVIII в., ещё известного как Хаджи-Давуд, а лезгины более древний народ, а значит и эпический народный герой Шарвили должен быть древнее.
Алейкум салам, давно не заходил на Черновик, кто ещё там под меня косит? О ваших предках турках не скажу, не знаю откуда вас цыган занесло, а мои предки лезгины пять тысяч лет вами правили, пока евреям вы в 1917 г. не продались. Мумин, не извиняйся, врачом конечно ты не будешь, но человеком быть обязан.
Давуд-Лох, все запаслись попкорном и ждём от тебя километровые портянки о 5тысяч. истории Лезгин, о борьбе Шарвили с арабскими и другими захватчиками, ну и много чего разного. Просвети нас древней историей Лезгин (мы на тебя рассчитываем) ,а то нам не интересно читать статьи агульского жюль верна. Ждёмс..
С историей лезгин конечно лоханули, а когда глаза открывают, получившие преференции начинают бухсовать. Я воздержусь от дальнейших комментариев, думающим достаточно и того, что написал.
Уважаемое комментаторы для лезгин реальная история прямо сейчас надо на сегодняшный день и он эта история Лезги нам не обходим как вода и как воздух, как вы не хотите понят вместе с нашими Лезги историками.Ну ужели во всех архивах мира нет информация про этот известный нации вид у нас историй более 5-тысячный лет??? Все в наших руках нам от этих наших миллиардеров всякие подарки не нужны пуст эти деньги вложит на восстоновление наш родимой истории без фальши и они эти человечики останется на вечно в лезги истирии. История должен написано у нас на вечно если не сейчас на книге то никогда.......как можно жить без историй что за народ? Собраться вес наш лезги историки с нашими буржуями течение год-два-три с помощью РАН и ДАГНАУЧЦЕНТР или не зависимо от этих нежелателей выпустит книга про наш историй.Чего делает эти историки АШихсаидовЗакаряевАликберовМазановСефербеков ДГУ ПЕД-е МЕД-е многие историки преподователи Лезгины. И эти скитальцы отстанет от нас и пустую разговоры про истории Дага перестанет и они будет наш история изучат как свой,ни все ждут этого так как они знают реальная история у нас у ЛЕЗГИН, ТОЛЬКО НА БУМАГЕ НЕТ и книги нет!!!
Таривердиев для поднятия национального духа почитай книгу про нашу историю "Кавказская Албания - Лезгистан", написанная профессором Дагестанского Педагогического института Абдурагимовым.
Таривердиев, ты правильно пишешь, что надо собраться всем лезгинам, но только без придворных историков и их новых хозяев, типа Яралиева, ибо они скрывают Историю Лезгин. Ты думаешь почему Яралиев ежегодно тратит большие деньги на празднование мифического Шарвили, когда у нас есть реальные, один из которых стал армянским национальным героем Давид-беком Сосунским? Отвечу, чтобы лезгины предали забвению реальных исторических лиц, а Шарвили отождествляли с Имам Дахом. Многие лезгины клюнули на еврейскую удочку, некоторые даже обожествляют Ярика, который между прочим качает деньги на землях принадлежащих потомкам Хаджи-Давуда. А теперь ваш выход, защитники Имам Даха!
Ну начнем с того, что пишите вы бред сивой кобылы, ибо ничем не подтверждено, а Имам дала защищать не надо, народ так и так все прекрасно видит, а таким как ты нужно обязательно подтверждать
Когда цыгане называют себя албанцами, ещё можно понять, так как доедали остатки после лезгин, но только из-за этого причислять себя к Лезгинскому народу - это уже чересчур.
Pacman MP, дешёвый фраер, ты на кого попер троллина leggi, он же Али Кабиров потомок наиба Шамиля, он же Али-Баба, потомок брата наиба Шамиля, самозванец ты и гореть тебе в Аду.
Любой человек, который назвал себя сыном не своего отца совершил куфр. И кто притязает на то, что ему не принадлежит, то он не из нас и пусть готовит себе место в аду. И кто назвал человека кафиром или сказал ему: О враг Аллаха, − а это на самом деле не так, то это вернется к нему” [аль-Бухари 6045, Муслим 61] От Саад бин Аби Вакаса, да будет доволен им Аллагь, передается, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Кто будет утверждать, что некий человек является его отцом, зная, что тот не является его отцом, Рай для него является запретным»[1]. Также, от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллагь, передается, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Не отказывайтесь от своих отцов. А кто отказался от своего отца, тот проявил куфр (неверие)»[2].
leggi, ты даже не имеешь мужества признаться в очевидном проколе, когда под другим ником Али Кабиров написал то же самое слово "жуванбур", думая, что первое сообщение не прошло, и ещё 3,14д.расом ты любишь себя называть с Али Бабаевым. Твое поведение хамить под чужими именами понятно, вспомни как на фб под ником Лезгин Лезгигинов обзывал последними словами Айтберова, а потом от испуга удалил пост вместе с коментами, тебя даже лезгинские женщины обвинили в трусости. Какой хозяин такие и тролли, идите поклоняйтесь своему цыганскому барону, памятник которому установили в Дербенте.
ЦЕНЗУРА Из-за того что написал "жуванбур " и Али и спустя 6часов я, это один человек по твоему?,может ещё кто напишет так это тоже я чтоли ? А вот "живанбур" или "жвиванбур" как ты написал это прокол.Мечтаешь стать Лезгином изучай правописание Ещё незнающих никаких фб и Лезгиновичей там,чё скрывать .