Великий русский критик В. Г. Белинский об актерском искусстве писал: «…Он, словно чародей какой-нибудь, мановением руки, взором, звуком голоса, по воле своей, заставляет и плакать и смеяться послушную ему толпу; он возбуждает в ней благородные чувства, высокие помыслы; он рождает в ней любовь к добру и отвращение от зла... Велико его призвание, высок его подвиг, – и как ему не смотреть с благоговейным уважением и на искусство, которому он служит, и на самого себя, которого возвышает служение искусству...».
Одним из таких актеров, посвятивший всю свою жизнь Лезгинскому театру, является народный артист Дагестана Шихабдуллах Закерьяев.
Закерьяев Шихабдуллах Казанбекович родился 4 апреля 1938 года в селении Стал-Казмаляр нынешнего Сулеймана-Стальского района в семье учителя. В 1957 году окончил среднюю школу и был призван в ряды Советской Армии. В 1960 году демобилизовался и тогда же поступил на актерский факультет Азербайджанского театрального института имени М.-А. Алиева. В 1964 году, окончив вуз, пришел в Лезгинский театр и с тех пор беспрерывно продолжает там работать.
Творчество
Начиная с первых дней работы в театре, Ш. Закерьяев проявил себя творчески мыслящим и влюбленным в сцену актером. Знания, полученные в стенах института, вместе с природными данными актера, стали основой для создания ярких и запоминающихся образов в спектаклях по пьесам из классической и современной драматургии.
Большими творческими достижениями артиста были признаны созданные им на сцене Лезгинского театра образы: Платона Кречета в одноименном спектакле по пьесе А. Корнейчука, Автила в «Алмасе» Дж. Джабарлы, Германа в «Разбойниках» Ф. Шиллера, Эффенди Капиева в «Сулеймане Стальском»З. Эфендиева и Б. Айдаева, князя Пантиашвили в «Хануме» А. Цагарели, композитора Негмата в «Ласточке моей весны» 3. Фатхуллина, хирурга ГаибаСатыбалдиева в «Убийце» Уйгуна, Санасара в «Парижском женихе» А. Папаяна, НажмудинаГоцинского в «Горцах» по пьесе Р. Фатуева, инженера
Сурхайбека в «Айдыне» Дж. Джабарлы, Гасанкули-бека в «Мешеди Ибаде» У. Гаджибекова, Таганова в «Минном поле» Т. Миннулина, Лембита в «Блудном сыне» Э. Раннета, Мартироса в «Чести» А. Ширванзаде, Герцога Альбанского в «Короле Лире» У. Шекспира и др. Они прославили актера и сделали популярным в народе. Постепенно, от роли к роли, повышалось его мастерство. Сценическим образам актера Ш. Закерьяева всегда присущи естественность, жизненность, динамизм и яркая внешняя выразительность.
Творческий путь актера Ш. Закерьяева – это путь артиста, который с годами стал вдумчивым, высокопрофессиональным мастером сцены. Его удивительная органика и выразительность поражают зрителей. Он всегда ищет суть роли, играет вдохновенно, несмотря на полувековой стаж работы, до сих пор не потерял интереса даже к малым ролям. Какую бы роль ни исполнял, в драмах или опереттах, комедиях или трагедиях, его образы привлекательны пластичностью и жизненностью, он искусно раскрывает перед зрителями духовный мир своих героев. На протяжении долгого творческого пути актер сыграл на сцене Лезгинского театра больше ста ролей в разных жанрах.
В последние годы актер пополнил свой репертуар новыми ролями: Дядька в «Медее» Еврипида, Монах в «Каменном госте» А. С. Пушкина, Иса в «Горянке» Р. Гамзатова, Тигран Гулоян в «Белых флагах» Н. Думбадзе, Пиргасан в «Зиярате» А. Исмаилова, Король в «Коте в сапогах» С. Прокофьевой и Г. Сапгира, Селимхан в «Искорках любви» Г. Омарова, Султан в «Молле Насреддине» А. Курбанова, Темиго Монтаго в «Жене но контракту» А. Айларова, Ата в «Ах, эти лунные ночи» А. Атаева, Аллахкули в «Ашуге Саиде» Т. Хурюгского и К. Меджидова, Рамалдан в «Трех днях» А. Исмаилова, Али в «Каплях дождя» З. Салимгереевой.
Среди них особенно выделяется образ Рамалдана в спектакле «Три дня» по пьесе народного писателя Дагестана Абдуселима Исмаилова, своей психологической убедительностью и художественной совершенностью.
Коллега Ш. Закарьяева, заслуженный артист Дагестана Эдуард Багишев отмечает: «Проследите за Шихабдуллахом Закерьяевым на сцене в любой роли, попробуйте найти хоть одно мгновенье, где бы актер позволил себе выйти из образа своего героя. Он может находиться вне фокуса внимания зрителя и тем не менее будет активно жить жизнью образа, потому что вне этого он не мыслит существования на сцене!»
Ш. Закерьяев успешно совмещает творческую деятельность с общественной работой. Его всегда волнуют интересы театра и коллектива. С 1976 года он является уполномоченным Союза театральных деятелей Республики Дагестан по Лезгинскому театру, членом художественного совета и председателем ревизионной комиссии горкома профсоюза работников культуры города Дербент.
Заслуги актера перед дагестанской культурой достойно оценены. Он неоднократно награждался почетными грамотами Министерства культуры РД. В 1978 году награжден значком «Отличник культурного шефства над селом» Министерства культуры СССР и ЦК профсоюза работников культуры. В 1997 году ему присвоено почетное звание «Заслуженный артист Республики Дагестан», а в 2015 году актер стал «Народным артистом Республики Дагестан». В 2011 году награжден почетной грамотой Министерства культуры Российской Федерации и профсоюза работников культуры России, а также почетной грамотой рескома профсоюза работников культуры РД.
В этом году исполняется 80 лет со дня рождения Шихабдуллаха Закерьяева. Желаем ему здоровья, бодрости духа и всего наилучшего. Уверены, что и впредь ему будут сопутствовать успех и непреходящая любовь зрителей.
Сцена из спектакля «Убийца» по пьесе узбекского драматурга Уйгуна. Ш. Закерьяев в образе хирурга Гаиба Сатыбалдиева.1972 г.
Сцена из спектакля «Намус» по пьесе А.Ширванзаде. Д.Рагимова в роли Марьям, М. Мирзабеков в роли Сейрана, Ш. Закерьяев в роли Мартироса. 1979 г.
Коллектив Лезгинского театра. 1985 г.
Сцена из спектакля «Каменный мальчик» по пьесе А. С. Пушкина. Ш. Закерьяев в образе Монаха.1999 г.
Сцена из спектакля «Ашуг Саид» по пьесе Т. Хрюгского и К. Меджидова. Ш. Закерьяев в образе Аллахкули. 2012 г.
Сцена из спектакля «Манекены» по пьесе Ф. Бадалова. Ш. Закерьяев в образе Политика. 2014 г.
После спектакля «Три дня» по пьесе А. Исмаилова. Ш. Закерьяев в образе Рамалдана.2014 г.