Главная » 2019»Март»18 » Выдающаяся драматическая актриса и певица (Эксклюзивные фотографии)
07:36
Выдающаяся драматическая актриса и певица (Эксклюзивные фотографии)
К 90-летию народной артистки Дагестана Дурии Рагимовой
Ни в Южном Дагестане, ни в Северном Азербайджане нет ни одного человека, который не знает народную артистку Дагестана Дурию Рагимову и не почитает ее таланта. Потому что прожитая ею жизнь достойна стать примером. Чтобы в этом убедиться, достаточно на мгновение взглянуть на ее жизненный путь.
Истоки творчества
Рагимова Дурия Гюльбабаевна родилась 25 марта 1929 года в селе Кимиль Кубинского района Азербайджанской Республики в семье учителя. Ее отец очень любил песни, музыку. Он играл на таре, а дети пели песни под его аккомпанемент. Так отец Дурии впервые пробудил в сердце дочери желание стать артисткой. В годы учебы в школе Дурия принимала участие в районных и республиканских музыкальных фестивалях, где занимала первые места.
С детства Дурия мечтала стать артисткой. Но судьба привела ее в Кубинское педучилище. Здесь преподавателями музыки были Эждер Герейханов (1920-1959) и Фетулла Рагимханов (1924-1999), которые впоследствии стали известными лезгинскими композиторами. Эти люди еще больше укрепили желание Дурии стать артисткой. В педучилище вместе с ней учился и Асеф Мехман, будущий талантливый лезгинский поэт и композитор. Первые его песни исполнила Дурия Рагимова. После окончания педучилища Дурия работает учителем в детдоме. Позже она становится директором дома культуры Кубинского района. Однако это не принесло ей духовного удовлетворения. Ее интересовало только одно актерское ремесло. В 1960 году она поступила в Кубинский государственный драматический театр им. А. Бакиханова. В годы работы в этом театре она исполнила более 30 ролей. В 1962 году Кубинский госдрамтеатр был закрыт, и в связи с приглашением министерства культуры Дагестана Д. Рагимова вместе со своей семьей переезжает в Дагестан и здесь начинает работать сначала в радиокомитете, а потом в Лезгинском государственном театре имени Сулеймана Стальского.
26 лет на сцене Лезгинского театра
В Лезгинском театре Д. Рагимова проработала 26 лет, исполнив более 50 ролей и выступив несколько сот раз с сольными концертными программами перед зрителями. Каждый концерт, каждую роль Д. Рагимовой зрители приветствовали с восторгом. До сих пор ее Сарбике, Дилавер, Лале, Периханум, Шахсенем и десятки других созданных ею образов остались в памяти зрителей. Первой исполненной ею ролью в Лезгинском театре был образ Лютфи в пьесе «Штраф 30 копеек» Ш. Киямова и М. Фархата в постановке режиссера Б. Айдаева. Позднее она исполнила роли Сарбике, Гюльнар, Дилавер, Лале, Периханум и др. Важное место в галерее созданных ею образов занимает образ Периханум.
Образ Периханум
Основоположник Лезгинского театра, первый его драматург, актер и режиссер Идрис Шамхалов (1880-1944) в 1929 году поставил на сцене театра свою пьесу «Периханум», которая в течение нескольких десятков лет не выходила из театрального репертуара. Эта пьеса передавалась несколькими поколениями актеров.
В 1973 году по поручению главного режиссера Б. Айдаева она была вновь поставлена на сцене Лезгинского театра. В этот раз главную роль в ней исполнила Д. Рагимова. Большой успех и одобрение имел образ Периханум в исполнении актрисы. Поэт и публицист Азиз Алем с восхищением отозвался об образе Периханум в газете «Коммунист», которая выходила на лезгинском языке: «Образ Периханум – это ключ в мир прошлых событий. Периханум Д. Рагимовой – цветок, не сломленный градом, не смешавшийся с грязью, сохранивший чистоту. Несмотря на все несчастья, эта хрупкая и красивая женщина сумела сохранить свою честь, быть сильной и смелой, даже ценой жизни, ценой отрешения от своих детей. Это верная, преданная дочь – она даже не смотрит на влюбленного в нее купца Муслима; она жизнелюбива – стоя на коленях, она умоляет брата поверить в ее невиновность; она не изменяет мужу – визир убивает ее детей, кровью детей она пишет письмо Али-хану (не каждый на это способен), но сама она седеет; тяжело ступая, с растрепанными волосами, она одиноко идет по лесу, хватается за деревья, но она не потеряла духа; как она меняется, когда, придя во двор к отцу вместе с Аличубаном, в образе пастуха Мамеда, видит своего мужа и заставивших ее страдать Нине-кари и визира! Опираясь на посох, Дурия – Мамед – Периханум запела высоким и сильным голосом. Как и в других сценах, здесь талантливая актриса сумела психологически воспроизвести роль своей героини: во-первых, она вновь обрела родителей и мужа; во-вторых, она знает: настало время Нине-кари и визиру заплатить за свои злодеяния. Поэтому мы понимаем ее радость. Образ Периханум – большой успех Д. Рагимовой, и он надолго останется в сердцах зрителей».
Говоря об образе Периханум Д. Рагимовой нельзя не упомянуть еще об одном. Актриса исполнила эту роль свыше 800 раз. Это тоже подчеркивает важность образа Д. Рагимовой.
Образ Шахсенем
В 1977 году в спектакле оперы известного композитора Зульфикара Гаджибекова «Ашуг Гариб» Д. Рагимовой поручили роль Шахсенем. Исполнять этот образ было нелегко. Здесь кроме актерского таланта, требовались также способности оперной певицы, знание восточной музыки, особенности мугама. Д. Рагимова обладала всеми этими качествами. Знания по восточной музыке, приобретенные в Кубе у выдающихся композиторов Эждера Герейханова, Фетуллаха Рагимханова и у других мастеров очень пригодились ей во время подготовки к спектаклю. Поэтому она смогла создать образ Шахсенем своеобразно и красиво. Ее Шахсенем была умной и мудрой девушкой. Она была преданная своей любви и на этом пути преодолевала все препятствия, все барьеры. Актриса особенно акцентировала на этом в своем образе, и ее игре были присущи естественность и динамичность.
Республиканская газета «Коммунист» об этом спектакле написала: «Опера «Ашуг Гариб» З. Гаджибекова, поставленная на сцене госдрамтеатра им. С. Стальского, произвела на зрителей приятное впечатление. Главные роли в пьесе исполнили: народная артистка Дагестана Дурия Рагимова и артист Абдул Габибов. Они вместе с другими исполнителями ролей сумели передать зрителям богатство музыки и песен, глубину и бурность чувств героев».
* * *
В годы работы Д. Рагимовой в Лезгинском театре она участвовала во многих постановках Б. Айдаева. Годы работы Б. Айдаева в Лезгинском театре оказались для него весьма плодотворными и после него театр не смог добиться прежней славы. Эти годы Д. Рагимова считала самыми счастливыми в своей жизни. Она исполнила роль Дилавер в спектакле «Казимагомед», Элизы – в спектакле «Скупой», Дильбер – в спектакле «Ашуг Саид», Шафаг – в спектакле «В ночь лунного затмения», Марьям – в спектакле «Намус», Шахсенем – в спектакле «Ашуг Гариб» и десятки других ролей в постановках Б. Айдаева. Созданным ею образам были характерны такие качества, как лиризм, динамизм, простота и естественность. Актриса исполнила ряд ролей и в постановках талантливого лезгинского режиссера М.-Г. Рамазанова, продолжившего традиции Б. Айдаева в Лезгинском театре. Среди них роль Гюльтекин в спектакле «Айдын», Реване в спектакле «Легенда о любви», Реганы в спектакле «Король Лир» и др. Далее мы отдельно поговорим о двух ролях Д. Рагимовой – Реганы и Гюльтекин.
Образ Реганы
В 1980 году режиссер М.-Г. Рамазанов в спектакле трагедии В. Шекспира «Король Лир» Д. Рагимовой поручил роль Реганы. Это была непростая роль. Актриса блестяще передала отрицательные черты своей героини – двуличие, жадность к богатству, ее жестокость к отцу. Особенно мастерски она сыграла сцену, где отвернутый дочерью Гонерильей отец приходит к Регане. Зрители восторженно приветствовали этот спектакль и образ Реганы в исполнении Д. Рагимовой.
Образ Гюльтекин
После трагедии «Король Лир» М.-Г. Рамазанов поставил на сцене Лезгинского театра пьесу Джафара Джабарлы «Айдын». Роль главной героини Гюльтекин в этом спектакле исполнила Д. Рагимова. Гюльтекин Дурии – чистосердечная женщина, которая вступила на грязный путь только для того, чтобы помочь самому любимому человеку на земле – Айдыну. Эта честная женщина попадает под влияние Девлет-бека и становится несчастной. Последнюю сцену, где Гюльтекин выпивает яд и приходит к Айдыну, Дурия сыграла особенно впечатляюще. Образ Гюльтекин тоже занял важное место среди созданных Д. Рагимовой образов.
* * *
Народ и государство высоко оценили сценический труд Дурии Рагимовой. В 1965 году она была удостоена почетного звания заслуженной артистки Дагестана, в 1977 году – звания народной артистки Дагестана. В 1986 году Д. Рагимова была награждена орденом «Дружбы народов». Несколько раз ее избирали депутатом городского и районного Советов народных депутатов города Дербента и Дербентского района.
В 1989 году Дурия Рагимова ушла из Лезгинского театра в связи с некоторыми негативными событиями, произошедшими в этом театре. Журналист В. Савзиханов в лезгинской газете «Самур», выходившей в Баку, об этом написал: «Услышав, что Д. Рагимова ушла на пенсию и больше не работает в Лезгинском театре, я не поверил своим ушам. На какую пенсию? Разве артист – это шахтер или колхозник? Разве в драматургии нет больше персонажей, изображающих поседевших матерей?». После ухода из Лезгинского театра Дурия Рагимова долгое время работала в Государственном азербайджанском театре в Дербенте. Актриса не могла бросить сцену. «Я не мыслю жизни без сцены», – говорила она.
Выдающаяся актриса умерла 29 марта 2014 года в Дербенте.