Главная » 2017»Сентябрь»17 » Алупанский язык (Аннотированное содержание Т. 9 «Истории лезгин»)
18:17
Алупанский язык (Аннотированное содержание Т. 9 «Истории лезгин»)
1. Язык и письмо. Язык письма.
Цивилизация каждого человеческого общества начинается с его оседлой земледельческой культуры. Зародыши этой культуры появляются с неолитовой революцией, т.е. когда собирательная культура заменяется культурой выращивания. Оседлость общества, его земледельческая и животноводческая культура коренным образом преобразует разумного человека, появляется необходимость проведения хозяйственных расчетов и в конечном итоге создается письменность, как высшая форма любого цивилизованного общества.
Существуют различные этапы развития письма и все они связаны с рисунками: сначала рисунки передавали целую картину с предполагаемым сюжетом, затем они передавали отдельные слова («ноги» - ‘ходить’, «рот» - ‘кушать’, ‘говорить’ и т.д.), а в дальнейшем, рисунки – это определенные слоги (силлабическое письмо) и, наконец, они соответствовали буквам (алфавитное письмо). Нас интересует та форма письменности, которая передает языковые особенности того общества (народа, племени), создавшего свою письменность. Это – силлабическое и алфавитное письма. В обоих случаях или слоги, или же буквы передают слова, из которых состоят предложения и целый текст письма. В самом начале развития письма, т.е. в слоговом письме, выражались наименование товаров в хозяйственных расчетах, «печати» с именем владельца товара и др. Постепенно письмо входит во все сферы человеческой деятельности, не оставаясь в рамках только хозяйственных расчетов, оно превращается как одно из основных средств общения людей между собой.
Такая письменная форма языка, несомненно, базируется на разговорную речь данного общества, а она многогранна. Гипотетически можно принимать ее диалектную разновидность, специфические термины, охватывающие различные сферы жизнедеятельности человека, древние слова на языке старшего поколения, заимствованные из языка соседних, не имеющих свою письменность, племен и др. Кроме того, все ли слоги в словах разговорной речи можно передать при помощи рисунков? Обычно рисунки передают открытые слоги – СГ (С – согласная, Г – гласная буквы), а как поступить в случае закрытых слогов – СГС? В индоевропейских языках часто встречаются слоги, где подряд идут согласные буквы – ССГ, СССГ (например, «грач», «вдруг» и др.). М. Вентрис, дешифровщик «минойского» линейного Б при помощи древнегреческого языка читает слоги письма «КА-КО», как «кхалкос» ‘медь’.
В слоговом письме каждый слог слов письма изображен рисунком, название которого начинается именно с этого слога. Следовательно, нужно подобрать рисунок такого предмета (животных, птиц, растений, частей тела и др.), который был бы легко нарисуем, знаком всем с известным названием. С другой стороны, один и тот же слог можно получить при помощи различных рисунков, название которых начинается с одним и тем же слогом. Такой случай приводит дешифровщика в затруднительное положение, когда он совершенно не знает ни древнего языка, ни другого языка-ключа, необходимого для раскрытия тайны этого древнего языка. Действительно, на первый взгляд, как можно получить один и тот же слог при помощи различных рисунков?
Следовательно, язык письма понятен для тех, кто пользуется (точнее воспользовался) им, причем древние люди писали на этом письме свои повседневные сообщения, информации, требования, а не для того, чтобы оставить их на размышление последующим поколениям. По этой же причине в языке письма могут иметь такие тонкости, которые давно исчезли вместе с их пользователями и современные дешифровщики абсолютно не могут их даже пофантазировать, так как они считают, что древний язык в течение 500-600 лет меняется до неузнаваемости, т.е. почти исчезает. Получается, что мы никогда не сможем достоверно узнать язык письма людей, создавших великолепные цивилизации древнего мира. Оказывается, положение не так пессимистичное, ведь М. Вентрис дешифровал «минойское» линейное «Б», Б. Грозный дешифровал хеттское письмо, а Ж.-Ф. Шампольон – египетское письмо, хотя другие формы «минойского» письма, дохеттское (хаттское) письмо остаются загадочными. Что касается дешифровки египетского языка, то близкое с ней знакомство явно показывает непригодность работ современных египтологов, последовавших Ж.-Ф. Шампольона.
Фиаско попыток дешифровки вообще иероглифического (рисуночно-слогового) письма заключается в неправильной интерпретации рисунков и абсолютное отсутствие акрофонической связи между текстом и названиями рисунков. Несмотря на это, существующие дешифровки иероглифического письма (особенно египетского) общеприняты, так как других более разумных дешифровок нет.
Некоторые ученые категорически против применения акрофонического метода для дешифровки иероглифического письма, хотя они признают акрофонию в качестве истоков происхождения той или иной письменности. Они утверждают, что многие рисунки на «Фестском диске» можно интерпретировать по-разному, названия некоторых предметов не ясны и даже с «ясными» знаками дело обстоит не совсем просто. В итоге ни один из 45 знаков «Фестского диска» не может быть назван с полной уверенностью.
Нами применен в качестве языка-ключа для дешифровки «Фестского диска» один из крупных языков кавказской семьи – лезгинский и пришли к поразительным результатам: не только идентифицированы все 45 рисунков «Фестского диска», получены слоги из их лезгинских названий, из слогов слова, а из слов предложения, понятные на лезгинском языке, но и уточнены названия некоторых рисунков, установлено лицевая и обратная стороны Диска, направление чтения текста и, самое главное, найдены вполне удовлетворительные ответы на самые тонкие вопросы – почему некоторые рисунки выделены черточкой («вирамой») внизу, почему на некоторых местах Диска имеются явные исправления. Кроме того, этим же языком-ключом дешифрованы и интерпретированы 140 образцов других форм «минойского» письма – «царские печати», линейное письмо «А», линейное письмо «Б», кипро-минойское письмо. Установлено, что критское письмо догреческого населения Балканского полуострова и Эгеиды, условно названное А. Эвансом «минойским», принадлежит пеласгам, язык которых удивительным образом сохранился в современном лезгинском языке. Невероятно, но факт на лицо!
На языке хаттской иероглифики, хурритской и урартской клинописи много слов, понятных на современном лезгинском языке. Письмо кавказских албанцев написано в древнелезгинском языке. Наконец, нами дешифровано 9 образцов египетской иероглифики, среди которых были крупные тексты – «стела Аменемхета», «Разговор разочарованного со своим Ба» и «Розеттский камень», и установлены слоговой характер египетского письма, вопреки утверждениям современных египтологов, и, что язык письма хорошо укладывается в рамки современных кавказских языков, в основном, лезгинской подгруппы.
Таким образом, срисовывается общая картина – догреческое население Балкан и Эгеиды (пеласги), мессопотамцы (хатты, хурриты и урартийцы), кавказские албанцы (лезгины) и древнейшее население Северной Африки (египтяне) говорили на родственных языках. Такой вывод подтверждается археологическими доказательствами, сведениями древних историков и мифологическими представлениями.
Археологические доказательства. Долгое время в исторических представлениях ученых господствовало убеждение, что самой древней цивилизацией на Земле была шумерская. Однако в ходе раскопок 1961-1965 гг, проведенных английским археологом Дж. Меллартом, были представлены убедительные доказательства, что именно Чатал-Хююгская культура Анатолии (Малой Азии) являлась первым очагом человеческой цивилизации. Именно здесь люди раннего неолита впервые научились выращивать злаки искусственно, вскапывая предварительно землю палками, а позже мотыгами, и сжинать первые хлеба. Самые ранние культурные слои здесь относятся к 7400 г. до н.э. Примерно, в VI тыс. до н.э. в результате вековых колебаний на всем Ближнем Востоке наступает длительная засушливая эпоха, поля центральной части Анатолии высыхают, гибнут Чатал-Хююгская и родственные ей культуры. Население древнейших культурных центров Анатолии вынуждены были переселяться на Балканский, Апеннинский полуострова, в Египет, в Закавказье и на Кавказ, в современный Афганистан и даже в Индию и частично осталось в Анатолии.
Другой пример. Археологи утверждают, что глина, из чего был изготовлен «Фестский диск», найденный в древнем городе Фест острова Крит, не критского, а малоазийского происхождения. Следовательно, предполагается, что он отправлен в город Фест из Малой Азии. Такой вывод согласуется с содержанием надписи на Диске – это письмо, отправленное одним царем другому, чтобы он немедленно отправляет надлежащую дань. Из текста видно, что такие письма были и раньше и второй царь долго задерживает необходимый долг и, очевидно, ответил, моль «Пусть не умирает, вернем да», на что на Диске имеется предложение: «Пусть не пошучивает со мной, сказав, "пусть не умирает”, а "пусть не умирает” скажет Кучуху». Кучух – божество клятвы («Гарант клятвы») хурритской мифологии: кто клялся, но не выполняет обещанное, Кучух его обязательно накажет. Этот факт также подтверждает, что критяне и малоазийцы говорили на одном и том же языке.
ДНК фараона Тутанхамона. Сенсационные результаты были получены в Центре генетических исследований, расположенном в Цюрихе, куда их египетские коллеги передали часть ДНК, извлеченной из мумии фараона Тутанхамона. Ученые сравнивали их по гаплогруппам (R1b1a2) – характерным набором фрагментов ДНК, которые передаются из поколения в поколение почти в неизменном виде. Они пришли к выводу, что общий предок Тутанхамона, имеющий гаплогруппу R1b1a2, жил на Кавказе около 9,5 тыс. лет назад.
Сведения из «Одиссея» Гомера. И.В. Машников прямо ставит вопрос: «Существовало ли во времена Троянской войны в районе Эгейского моря единое наречие, которое бы все народы европейского и малоазийского побережий свободно понимали?». В качестве утвердительного ответа он приводит следующие аргументы. В Троянской войне ахейцы с троянцами не только обмениваются обидными выкриками, но и свободно разговаривают. Более того, Одиссей, одевшись в лохмотья, идет на разведку в Трою. И никто не подозревал в нем иноземца. На подобную вылазку можно было отважиться, только владея фригийским в совершенстве, как троянец.
Царь Пелопс, по имени которого и получил свое название полуостров Пелопоннес, перебрался со своим народом в Европу из Малой Азии, откуда был изгнан царем Илом, основателем Трои. Зачинщиком Троянской войны – внуки Пелопса – Менелай и Агамемнон, защитником осажденной Трои – внуки Ила. Разве нельзя предположить, что внуки Пелопса и Ила говорили на одном языке – языке своих дедов? Действительно, Одиссей, возвращаясь из-под Трои и попадая к разным народам, не ощущает языкового барьера.
Мифологические представления. Основатели древнего города Вавилона говорили на одном языке. Они создавали великолепные дворцы, самые высокие башни, а это не понравилось богам. Они говорили: «Вот, что творят люди, когда они говорят на одном языке, когда они понимают друг друга. Они поднимаются так высоко на небеса, стремятся к богам». И они лишили людей от общего языка, люди начали говорить на разных языках, не понимали друг друга и разошлись по всему миру.
В 1994 году мы обнаружили одну книгу в виде 50 страниц фотокопии, написанную на языке и графикой кавказских албанцев. Из-за неизвестности автора и названия книги, мы ее условно называли «Алупанской книгой» и дешифровали при помощи того же лезгинского языка-ключа. Вот, что написано на ее первой странице: «Бог создал Итема (Адама). Десятый потомок Итема был Нугь (Ной). Третий сын Нугьа был Йафиз. У Йафиза было 8 сыновей. Его младший сын – Гьемер. У Гьемера было 3 сына. Его младший сын – Таргум. У Таргума было 8 сыновей. Его младший сын – Алуп. При разделении владений земли от нижнего до верхнего морей и от нижних до верхних гор были переданы Алупу». Мы полагаем, что здесь имеется в виду нижнее море – Средиземное, верхнее – Каспийское, нижние горы – Иранское нагорье, верхние – Кавказские горы, т.е. все население Малой и Передней Азии, Закавказья и Кавказа – потомки Алупа и, естественно, они говорили на одном и том же языке. Мы его называем Алупанским языком.
2. Возникновение мифов.
Согласно с дешифрованным нами образцам критского письма, догреческое население Балканского полуострова и Эгейского архипелага, условно названное А. Эвансом «минойским» в честь легендарного царя Крита Миноса, были пеласги. Сведения древних историков о пеласгах были настолько невероятными, что их считали легендой. Пеласг указал людям, как строить хижины и одеваться в свиньи кожи. Пеласг научил также жителей Аркадии питаться желудями, что переносит нас в мир преданий самой глубокой древности. Геродот пишет, что пеласги сначала молились богам, не называя их по имени. После того, как додонский прорицатель согласился принимать имена богов варварские, они при совершении жертвы называли богов по имени.
Важнейшее проявление всякой древней культуры – мифология. Миф – это не только баснословное предание о незапамятных временах, но и способ познания и освоения человеком окружающего мира. Пеласги, как и любое древнейшее общество, постепенно складывают свои мифы и легенды, начиная с самой примитивной формы и достигаясь до уровня высоко- и всесторонне развитой цивилизации. Когда греки появились на Балканском полуострове, у пеласгов были уже полностью сложившиеся космогонические представления, своя полноценная мифология с пантеоном богов, с их легендами, а греки их только заимствовали. Вся древнегреческая мифология, легенды, названия богов и их атрибуты (функции) были пеласгскими.
Письменность, как древнейшая форма любой цивилизации, создается носителями этой культуры на своем языке и на своих соображениях. В том числе письменность пеласгов, как высшая форма Критской цивилизации, создана пеласгами на пеласгском языке и при помощи придуманными ими же приемами. Причем, пеласгская (критская) письменность – первая письменность в Европе. Такими же первыми являются хаттская (протохеттская) иероглифика, шумерская, хурритская и урартская клинопись в Малой и Передней Азии и египетское письмо в Северной Африке. Эти письменности имеют свои древнейшие связи с бактрийской (Афганистан) и харрапской (Индия) цивилизациями. Это – так называемая, «единая средиземноморская культура» и именно на письменности этой культуры написана единая средиземноморская мифология. Самая древняя письменность этой единой средиземноморской культуры – это и есть пеласгская письменность и вполне вероятно, что самые древние мифологические анналы («книги»), входящие в основу Ветхого завета, написаны (помимо малоазийской клинописи) именно этой письменностью.
Следовательно, мифологические термины, названия богов, их атрибуты, легенды изначального Ветхого завета имеют пеласгское происхождение и объясняются на языке пеласгов. Названия богов не выдуманы, а имели теснейшие связи с их назначениями, творениями и ролями не только в космогонических представлениях, но и в обыденной жизни людей на земле. Если имя бога идентифицируется с Небом, то это название означает именно «Небо» на пеласгском языке. Если древнейшие «книги» на языке их создателей в дальнейшем переведены на другие языки, то многие термины и названия богов искажены по народной этимологии, или же они переведены на другие языки. Так как пеласгская письменность и вместе с ней вся мифология местного населения заимствованы пришлыми греками-ахейцами, первоначальные тексты этой мифологии были переведены в древнегреческий язык. Поэтому неудивительно, что древнейшие рукописи Ветхого завета известны только на древнегреческом языке, которые в дальнейшем переведены на еврейский язык.
Исходя из наших дешифровок, все формы пеласгской письменности имеют особенности, характерные для кавказской семьи языков, раскрываются при помощи языка-ключа лезгинской подгруппы. Многие пеласгские слова имеют древнелезгинскую основу. Следовательно, мифологические термины, пантеон божеств, этимологические объяснения названий богов, связанные с их идентифицируемыми объектами или же исходящие из их основных функциональных обязанностей, должны быть понятными и объяснимы при помощи родственного пеласгскому лезгинского языка.
Известный древнегреческий поэт Гесиод (VII в. до н.э.) в своей поэме «Теогония» представляет свою версию о происхождении богов, где, по мнению специалистов, ощущаются хаттское и хурритское влияние. Сам Гесиод называет автохтона древней Греции и островов Эгейского моря – Пеласгом. Поэтому, выдвинутая не только Гесиодом, но и другими древними авторами, мифологическая версия имеет пеласгское происхождение, хотя она представлена в ином, греческом ракурсе, т.е. с заменой имена некоторых персонажей на греческий лад. Тем не менее, среди них встречаются имена, этимологически объяснимые на кавказских языках, в т.ч. и на лезгинском языке. Только в этих объяснениях необходимо строго соблюдать золотое правило сравнительно-исторического языкознания - сравниваемые слова должны быть близкими и по форме, и по значению. Только внешнее сходство слов не доказывает их этимологического родства.
По этой, так называемой древнегреческой мифологии, из безграничного, темного Хаоса (беспорядка, неразберихи, смешения) произошли: богиня Земля – Гея, всеоживляющая Любовь – Эрос, вечный мрак – Эреб и темная ночь – Нюкту. От Ночи и Мрака произошли вечный свет – Эфир и радостный светлый день – Гемера. Земля Гея породила голубое Небо – Урана, а от Земли и Неба родились множество сыновей, дочерей, внуков: Титан – Океан, Солнце – Гелиос, Луна – Селена, коварный Крон – всепоглощающее время и др. Богиня Ночь родила в наказание Крону целый ряд ужасных богов: Таната ‘смерть’, Эриду ‘раздор’, Апату ‘обман’, Керр ‘уничтожение’. Гипнос – рой мрачных тяжелых видений и др. Из этих названий: Хаос – др.-греч. χάος от χαίνω ‘раскрываюсь’, Гея – греч. Γῆ ‘земля’, Эрос – др.-греч. Ἔρως ‘любовь’, Эреб – др.-греч. Ἔρεβος ‘мрак’, Нюкту – др.-греч. Νυκτός ‘ночь’, Эфир – др.-греч. αἰθήρ верхний слой воздуха’, Гемера – др.-греч. Ἡμέρα ‘день’, Уран – др.-греч. Οὐρανός ‘небо’, Океан – др.-греч Ὠκεανός ‘божество Океан’, Гелиос – др.-греч. Ἠέλιος ‘бог Солнце’, Селена – одно из божеств греческой мифологии, известное также под именем Ме́не (Мена), Крон – др.греч. Κρόνος ‘время’, Таната – др.-греч. Θάνατος ‘смерть’, Эриду – др.-греч. Ἔρις ‘борьба, ссора, раздор’, Апату – др.-греч. Ἀπάτη ‘богиня лжи, обмана’, Керр – др.-греч. ‘богиня насильственной смерти’, Гипнос – др.-греч. Ὕπνος ‘сон’.
Как видим, все эти мифологические персонажи имеют древнегреческую идентификацию (ведь мифология называется не пеласгская, а древнегреческая), хотя некоторые из них принято как название божества без этимологической разборки. Тем не менее, среди них имеются названия, имеющие лезгинские этимологические соответствия. Например, «Хаос» можно идентифицировать с лезгинским «хай» ‘разруха, разрушение’ (на кавказско-албанском языке «ха у/н/» ‘разрушать’); Гея – на кавказско-албанском языке «Гирда» ‘земной шар’; греческая богиня Селена называется также «Мене» («Мена»), что идентично с «Мен» ‘богиня Луны’ лезгинской мифологии; «Таната» можно отождествлять с лезгинским выражением «кьена тан» ‘убить надо, оставить мертвым’; Эриду – идентично с лезгинским «чаради» ‘раздор, другой, отдаленный’ (в греческом алфавите нет буквы «ч» и, видимо, в слове «эриду» она пропущена, как это часто наблюдается в этрусском письме); Апату – корень слова – «апат» идентичен с лезгинским «тапа(р)» ‘ложь, обман’ (в перевертыши); Керр – идентично с лезгинским «терг» ‘уничтожение’; Гипнос – корень слова «гипн», «гьипн» идентичен с лезгинским «йиф(и)н» ‘ночной’ /гипн = гьипн = гьиф(и)н = йиф(и)н/ (в пеласгском языке нет буквы «ф», она передается или через «п», или «в»).
Далее по мифологии: «Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети, как он сам выступил против своего отца. Он требовал от своей жены Реи каждого новорожденного ребенка и безжалостно их проглатывал. Рея не хотела потерять последнего ребенка. По совету своих родителей Урана-Неба и Геи-Земли она удалилась на остров Крит и там, в глубокой пещере, родила сына Зевса. Нимфы вскормили маленького Зевса молоком божественной козы Амалфеи». На «Фестском диске» имеется предложение: «Пусть умоляет Пятнистую Козу», а в мифологии современных лезгин «Коза» - символ храбрости, ее не приносят в жертву.
«Вырос и возмужал Зевс. Он восстал против своего отца и заставил его вернуть на свет проглоченных им детей – Гестию (богиню жертвенного огня домашнего очага), Деметру (богиню плодородия, Мать плодородия), Геру, Аида и Посейдона. Самый могущественный из них, громовержец Зевс, взял себе Небо, Посейдон – море, а Аид – подземное царство. Над всеми (людьми и богами) царит повелитель Неба Зевс».
Из этих персонажей:
Зевс ‘бог Небо; Небо’ (др.-инд. deva ‘бог’, dyaus ‘небо’, лат. deus ‘бог’, dies ‘день’, др.-греч. Ζευϛ) идентичен с лак., агул., таб. «зав», лезг. «цав», крыз. «зов» ‘небо’;
Деметра ‘Мать-Земля, Мать плодородия’ (букв. греч. δα, δη-γη ‘земля’, или Δημήτηρ – деметер; греч. γη ‘земля’, μητηρα ‘мать’). Это слово можно разбить на 3 части: «де», «мет» и «ра», где «де» ‘мать’ (лезг. диал.) и «-ра» - окончание повелительного наклонения глагола (лезг.). Слово «мет» требует разъяснений. Это слово в лезгинском языке встречается очень часто: «кьуру мет» ‘сухая земля’, «кире мет» ‘обожженная земля’, «рагьмет» - «рагьат» ‘спокойный, упокой’, «мет» ‘земля’. В именах собственных - Сеидмет, Гуьлмет, Гьаджимет и других «мет» переводится как ‘плод’ (сын царя Трои Ганимет был любимцем Зевса: лезг. «ккани мет» ‘любимый плод’). Возможно, «мейве» - видоизмененное «мет» ‘плод’. Следовательно, «Мет» ‘земля, плод, плодородная земля’ (лезг. «мед», «метI» ‘ягодная патока’ – сладкий продукт природы) и «Де метра» ‘Мать плодородия’ - ‘букв. Мать, дай плод, создавай плодородие’.
В лезгинском языке «мет» означает также ‘анат. колено’, а слово «колено» употребляется также и как ‘род, разветвление рода, родовое звено’. В этом смысле лезгинское «мет» идентично с кавказско-албанским «мидив» ‘род’; оно и лезгинское «мидйагъ» (диал. «мидегIа») ‘враг, истребитель рода’.
Гера ‘покровительница брака, охраняющая мать во время родов’ (др.-греч. Ἥρα, микен. e-ra ‘охранительница, госпожа’). Для идентификации этого слова, можно предложить следующую версию, исходя из микенского «ера». Корень этого слова - «ер», а «а» - повелительная форма глагола по лезгинской грамматике. Здесь «ер» можно принимать как слово «тер(г)» ‘уничтожение’ с обратным значением, т.е. ‘сохранение’ («т-» - отрицательный префикс лезгинского языка, показывающий обратное значение следующего слова: «авун» ‘делать’, «тавун» ‘не делать’), т.е. «ерг», «ерд», «ерди» ‘сохраненный, охраненный’ (о переходе «д» на «г» см. далее). Итак, «ер» ‘сохранение’, «тер» ‘не сохранение, уничтожение’.
Аид – бог подземного царства (др.-греч. Ἀΐδης ‘безвидный, невидный, ужасный’). Его можно идентифицировать с лезг. (гелханский говор) «гьайди» ‘тот мир’, агул. «ади» ‘внизу’.
Посейдон – бог морей (др.греч. Ποσειδῶν ‘трясущий землю’). Интересна этимология этого слова. По Платону, бог морей Посейдон поселился со своими детьми на острове Атлантида в Атлантическом океане за Гибралтаром. Остров Посейдон без труда, как и подобает богу, привел в благоустроенный вид, источил из земли два родника – один теплый, другой холодный, и заставил землю давать разнообразную и достаточную для жизни снед (обратите внимание на «-нед», т.е. «недин», ‘съедобное’ – Я.Я.). Это описание показывает, как бог Посейдон создал на острове самые благоприятные условия для жизни. Возможно, с этими деяниями связано имя этого бога – Посейдон, которое в египетском варианте читается как «Пусейдун», так как, согласно нашим дешифровкам, в египетском языке, как и в пеласгском, этрусском, кавказско-албанском и современном лезгинским языках, не было буквы «о». Тогда слово «пусейдун» можно разбить на три части: «пу», «сейд» и «ун», где «пу» ‘обильный’ (этр. «пул», лезг. «бул» ‘обильный’), «сейд» ‘блаженный, счастливый, удачный’ (араб.) и «ун» ‘делать’ (лезг. «ун», «авун» ‘делать’). Итак, «Посейдон» в транскрипции «Пусейдун» означает ‘делать благо в обилии’. Кстати, слово «Атлантида» в транскрипции «Ат(а)л ант ида» можно понять как ‘содействуем ради отца’, исходя из «ат» ‘отец’ (хурр.), «-ал» - окончание Местного V падежа лезгинской грамматики, «ант» ‘ради’ (греч.), «ида» ‘сделаем, совершим’ (лезг.).
Сын Зевса - Аполлон, имя которого имеет пеласгскую транскрипцию «Апалун», - бог солнечных лучей (первоначально). Данные греческого языка не позволяют раскрыть этимологию этого имени, что свидетельствует о неиндоевропейском происхождении образа (он по прозвищу «Феб» - др.-греч. Φοῖβος Фе́бос ‘лучезарный, сияющий’). Он в этрусском письме – «Аплу» (сокращенное от «Ап/а/лу/н/»), хеттском письме - «Апелюн» (заимствовано от хаттов). Этимологию пеласгского слова «Апалун» можно определить из его составных частей – «апал» и «ун», где «ун» на лезгинском языке означает ‘делать, совершать’. Первую часть, т.е. «апал» мы обнаруживаем в русском языке – «опалить», «палить» (заимствовано). Действительно, одно из воздействий солнечных лучей, в современном понимании ультрафиолетового спектра солнечных лучей, является загорать поверхность кожи, что можно понимать и как «опалить». Лезгинский вариант русского «опалить» - это «алугун», а лезгинский вариант русского «загар» не сохранился.
На одной критской «царской печати» написано: «ЛукIава(н) сура Апалуна(н) рагъ кку(й)» (‘В могиле Лукава пусть горит солнце Апалуна’). Пеласгское (лезгинское) «Рагъ» - ‘Солнце’ у египтян самый верховный (общеегипетский) бог «Ра» ‘Солнце’. Бог Солнца в хурритской мифологии «Шимиге» тоже находит свою этимологию в современном лезгинском языке, а именно первая часть этого слова «шими» идентична с лезгинским «чими» ‘жаркий, теплый; жара, тепло’, а вторая часть – «-ге» входит в состав лезгинского «геце» ‘передай’ или же идентична с «ке» ‘дай’ на языке детей гелхенского говора. Следовательно, «Шимиге» - это ‘дай тепло, передай тепло’. В названии бога Солнца урартской мифологии «Шивини» произошло незначительное изменение: буква «м» заменена буквой «в», что также понимается как «чимини», т.е. ‘и тепло’, исходя из лезгинского языка.
Интересна этимология слова «Демиург» ‘создатель мира’ (греч. δημι-ουργός ‘мастер, созидатель,; букв. творящий для народа’). Чтобы объяснить этимологию этого слова, его разделим на три части: «деми», «ур» и «г». Первая часть идентична с кавказско-албанским «дене» (диал. лезг. «дуьне») ‘мир’, вторая часть «ур» ‘создавший, творивший, делавший’, т.е. «Демиур» в прямом смысле означает ‘создавший мир, творивший мир’. Также представляет интерес происхождение последней буквы «г». Согласно лезгинской грамматике «дуьне ур» ‘создатель мира’ правильнее было бы называть «дуьне урди» (в сокращенном виде «дуьне урд») ‘тот, кто создал мир’. Окончание образования причастия прошедшего времени «-ди» в ахтынском диалекте лезгинского языка переходит в форму «-зи», т.е. «дуьне урзи» (сокращенно «дуьне урз»). Оказывается, при переходе пеласгского окончания «-д» на греческий язык оно превращается в «-г», т.е. «демиург». Например, слово «хирург», считающееся греческим («хирос» ‘рука’, «ургон» ‘делать’, т.е. ‘руками делать’) имеет также и лезгинскую этимологию: «хир» («хил») ‘рука’, «ур» ‘совершивший, делавший’, а «-ург» (лезгинский «урд») ‘тот, кто совершает. делает’. Итак, «хирург» - ‘тот, кто делает рукой’. Такое же объяснение имеют этнонимы «пеласг» и «лазг» («лезг»). Первоначальная форма слова «пеласг» можно представить как «ппеласдин», т.е. ‘Верховного Аса’ (лезг. «ппел» ‘лоб; перен. верх’; Ас – верховный бог пеласгов), в сокращенном виде - «Ппел Асд» и в греческом варианте – «Пеласг». Слово «лезги» («лазг») можно представить как «лазди» (сокращенно «лазд») ‘белый’. Действительно, лезгины – люди светлого цвета лица (вспомните А. Бакиханова «легзи» ‘белый’). Кстати, «этруски» - ‘русые’ («этрус» - священные русые; «русский» от лезгинского «русу» ‘русый’).
3. Библейская родословная
Библейская мифология в современном понимании – это иудаистическая мифология, сложившаяся в I тыс. до н.э. у древних евреев. Однако, сама иудаистическая мифология – эти библейские тексты, собранные и обработанные европейскими компиляторами в довольно поздний период. Большинство этих библейских текстов (сотворение мира, в т.ч. человека, утрата человеком первоначального «рая», потоп и др.) было древним переводом Ветхого завета на греческий язык. Первоначальный же источник ветхозаветных текстов были религиозные произведения шумеро-аккадских, хатто-хурритских, египетских и «минойских» (пеласгских) мифологий. Итак, малоазийская мифологическая литература сначала переведена на греческий язык и с греческого на древнееврейский. Естественно, в процессе этих переводов малоазийские названия богов, мифологические термины получили греческие и, позднее, еврейские толкования.
Возьмем слово «Библия», означающее ‘книги’ на древнегреческом языке. Естественно, в таком далеком прошлом, когда возникло слово «библия», «книги» были написаны не на бумаге (она появилась в 105 г. н.э.), а на папирусе или на пергаменте. Папирус, как писчий материал, возник в Египте (с III тыс. до н.э.), а пергамент – в Малой Азии (примерно 1500 г. до н.э.). На «царских печатях» Критского Кносса (II тыс. до н.э.) были следы папируса, и критское линейное письмо «А» было написано не только на глине и камне, но и на писчем материале, отличном от глины и камня. Слова «папирус» и «библос» употреблялись и в греческом языке (Геродот, Теофаст, Страбон, Гомер, Эсхил), но они не являются греческого происхождения, и это способствовало их смешению.
Пергамент получили из овечьей (бараньей) или козьей шкуры. Отождествление слова «пергамент» с названием города Пергам, возможно, случайное, так как слово «пергам» идентично с гелхенским «перхам» - внешний слой кожи (оно напоминает русское «перхот»). Почти такое же значение мы находим в слове «библия», если его рассматривать в транскрипции «биб лия(р)» с редукцией буквы «р». Первая часть этого слова «биб» идентична с лезгинским (диал.) «бирбичI» ‘записка’ и табасаранским «бикIуб» ‘писать’, а вторая часть, т.е. «лия(р)», означает на лезгинском языке ‘кожи’ («ли» - кожа крупного рогатого скота, «-яр» - окончание множественного числа; в лезгинском языке в окончаниях множественного число «-ар», «-ер» буква «р» произносится мягко и почти не слышна). Итак, слово «библия» имеет лезгиноязычную этимологию, и оно означает ‘написанные кожи’. Это говорит о том, что не только малоазийцы, но и пеласги писали свои анналы на коже.
Что говорится о создании человека в Библейской Родословной в иудаистическом варианте? В Энциклопедии «Мифы народов мира» читаем (статья «Адам»): «…и не было человека для возделывания земли. И создал бог Яхве человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою жизнью…, но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел бог Яхве на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал бог Яхве из ребра, взятого у человека, жену…». Далее: «И человек познал Еву, жену свою, и она зачала и родила Каина и сказала: приобрела я мужа вместе с богом. И она еще родила брата его, Авеля». После убийства Авеля своим братом Каином, Адам не приближался в течение 130 лет к своей жене. Ангел сказал им, что у них родится третий сын по имени Сиф, который будет иметь многочисленное потомство».
Какова этимология этих имен: Адам, Ева, Каин, Авель и Сиф?
Адам – первый человек на Земле (евр. «’адам» ‘человек’; «’адамагь» ‘земля’). Он по лезгинской мифологии называется «Адем», что идентично с лезгинским «иттем», агул. «идеми», рут. «едеми» ‘человек’. Следует отметить, что в исходных вариантах Ветхого Завета «Адам» не только ‘человек’, но и ‘мужчина’ и ‘муж’. Лезгинское «иттем» как раз переводится ‘человек, мужчина, муж’. Обращает на себя внимание первые гласные буквы в словах «Адем» и «иттем». В лезгинском языке «а» означает ‘тот’, а «и» - ‘этот’. Тогда можно предположить, что «аттем» («Адем») ‘тот (древний) человек’ и «иттем» ‘этот (современный) человек’.
Ева (Хавва) – жена первого человека (евр. «Хавва» - «хай» ‘жизнь’). В Энциклопедии «Мифы народов мира» сказано (статья «Ева»): «В сказаниях о сотворении человека, в т.ч. и в версии о сотворении женщины из ребра мужчины имя «Ева» не названо; в рассказе о Каине и Авеле Ева – имя их матери». «Мать» на ахтынском диалекте лезгинского языка, на пеласгском языке и на языке кавказских албанцев – «хай», «хайа».
Каин и Авель (Каин, евр. qájin, от арамейского и арабского корня qjn, «ковать», греческое Κάιν; Авель, евр. hébel, этимология неясна; греч. Άβελ), согласно ветхозаветному преданию, сыновья первой человеческой пары – Адама и Хаввы. Каин стал земледельцем, а Авель – пастырем овец. «И было по прошествии дней, принес Каин из плодов земли дар богу. И Авель принес также из первородных стада своего и из тука их. И призрел бог на Авеля и на жертву его, а на Каина и на жертву его не призрел. И разгневался Каин сильно, и поникло лицо его… И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его». Некоторые ученые связывают библейское предание о Каине и Авеле с месопотамскими сюжетами о споре пастуха и земледельца.
В мусульманской мифологии сыновья Адама, соответствующие Каину и Авелю, Кабил и Хабил. Тот, чья жертва не была принята Аллахом (Кабил) убил другого (Хабила). Предполагают, что имя «Каин» происходит от глагола qānā, «приобрести», а арабское «Кабил» - от глагола qabila, принимать» (лезгинская форма «кьабула»). В эфиопской «Книге Адама» имя Каин связывается с глаголом qinne, «завидовать», «ревновать». В «Житии Адама» рассказывается, как Каин, родившись, сразу же вырос, побежал и принес траву, поэтому его называли Каин, от евр. qāne, «камыш». «Книга юбилеев» и армянская «Смерть Адама» связывают имя Авеля с глаголом‘ābāl, «носить траур».
Мы предполагаем, что имя «Каин» связано с лезгинским (арабским?) словом «хаин» - «предатель», «убийца», что вполне соответствует его поступку. Непонятно, почему такое явное сходство (Каин – Хаин) не указано в арабской мифологии, наоборот, «Каин» заменено на «Кабил» со значением «принимать».
В Новом завете Авель – первый мученик, первый гонимый праведник, с него начинается ряд невинно убитых. Этот образ может быть олицетворением начала борьбы между братьями, начала человеческого жертвоприношения богам, начала человеческой смерти. Образ Авеля как невинной жертвы, первого праведника развивается последующей христианской традицией, рассматривающей Авеля во многих отношениях как прообраз Иисуса Христа (пастырь овец; человек, приносивший праведную жертву; человек, претерпевший насильственную смерть). Исходя из вышеизложенного, мы думаем, что этимология слова «Авель» связана с лезгинскими (кавказско-албанскими) словами «авал» - «начало», «впервые» и «авалун» - «начинать» (арабское «äвäла» - «впервые, вначале», хотя арабский вариант идентификации этого слова отсутствует в Энциклопедии).
Сиф – третий сын Адама и Хаввы (евр. Šēth, греч. Σηθ; этимология неясна); от него происходят все народы. Книга Бытия содержит народную этимологию имени Сиф от глагола šyt, «ставить», «основывать».
В разных апокрифических книгах об Адаме рассказывается, как после убийства Авеля Каином Адам не приближался в течение 130 лет (он жил 930 лет) к своей жене. Явившийся после этого ангел сообщил ему, что у них с Евой (Хаввой) родится сын, который будет иметь многочисленное потомство. Судья по этой информации, только Сифу приписывается «многочисленное потомство». По-видимому, в отличие от Адама (который сотворен богом «искусственно»), Сиф является «настоящим» человеком, у которого будет многочисленное потомство (ведь Авель был убит, а Каин не имел сыновей; по другой версии потомство Каина погибло при потопе). Этот мысль наталкивает нас к лезгинскому слову «сифте» («первый», «ранний») и кавказско-албанскому «сиф» («первоначальный»). Следовательно, Сиф – первый родоначальник всех народов. Оно идентично также с лезгинским «сив» ‘рот’, употребляемое в значении ‘начало’ («рекъин сив» ‘начало дороги’, «вацIун сив» ‘начало реки’).
По Ветхозаветной Родословной десятый потомок Адама – Ной и он имел три сына – Сим, Хам и Иафет (Яфет, Яфиз). Ной – герой повествования о всемирном потопе, Сим, Хам и Иафет – родоначальники всего послепотопного человечества.
Ной – евр. Noah, Noax ‘покой, успокоение’, в Библии соотнесено с глагольным корнем NHM ‘успокаивающий’. Еврейская форма этого имени (Noax) напоминает лезгинское «нуагъ» («нwагъ») ‘слеза, слезы’. По мифу, Бог решил наслать на людей за их развращение потоп. Бог повелел Ною построить ковчек, взять туда членов своей семьи и по паре животных каждого вида. Непрерывный дождь продолжается 40 дней и ночей, высокие горы покрываются водой, и все живущее на земле гибнет. По окончании потопа ковчек прибывает к горам Араратским (по современным представлениям, речь идет об Урарту).
В Книге Зогар (основной и самой известной из каббалистической литературы), где потоп изложен в еврейской традиции, рассказывается, что Ной, выйдя из ковчега на сушу, заплакал при виде всеобщего опустошения, причиненного потопом, и воскликнул: «Творец, тебя называют милосердным. Ты должен быть проявить милосердие по отношению к своему творению…». Этот эпизод может быть назван «слёзы Ноя», в знак незаслуженного наказания всех живых существ, из-за грехов людей. Ведь это – легенда, возникшая с таянием льдов после последнего оледенения.
Сим, Хам и Иафет – сыновья Ноя (Сим – ивр. Шем ‘имя, титул’, Хам – ивр., греч. Хам ‘горячий’, Иафет – этимология отсутствует). Согласно аггаде, где библейские тексты снабжены обширными комментариями и толкованиями, Сим, Хам и Иафет получили имена, соответствующие будущим свойствам их потомков: «Шем» означает ‘имя, слава’ (они признаны прославлять имя божье), «Хам» ‘жаркий’ (они населяют жаркие страны), «Иафет» - они одарены способностью ко всем искусствам и владеют прекрасными языками.
Этимологию слов «сим» и «хам» можно уловить из следующего библейского рассказа: «Однажды, когда Ной опьянел и лежал обнажённым в своём шатре, его сын Хам увидел «наготу отца своего», и, оставив отца обнажённым, поспешил рассказать об этом двум своим братьям. Сим же и Иафет взяли одежду, подошли к отцу так, чтобы не видеть его наготу, и покрыли его. За проявленное непочтение Ной проклял Хама и его потомков, объявив, что те будут рабами Сима и Иафета. Двух других своих сыновей Ной благословил». Поступок Хама – хамский (грубый, наглый). Слово «хам» в лезгинском языке – ‘необработанный, необученный, неопытный’ (по Гюльмагомедову это слово персидское). Очевидно, на поступок Хама его старший брат Сим очень рассердился, разгневался. На многих кавказских языках «сим» - ‘гнев’ (авар., анд., кар., ахв., багв., тинд., чам., ботл., год., цез., хварш., бежт., гунз., гин., дарг. «сим», «сими», «симо», «симе», «семи» ‘гнев’).
Интересна этимология слова «иафет» («йафет», «йафиз»). Лезгинский вариант этого слова можно представить в его транскрипции
Лезгины интересный народ, ни прошлого не могут найти своего ни в будущее не хотят заглянуть - топчутся на месте. Интересна логика тех, кто себя называет "МЫ" которые назвали общий язык Кавказа "АЛУПанским" , это наверное РАН Азербайджана старается (сами забыли из кого они в азеров превратились, большая половина народа это ассимилированные албанцы). Не понятен и смысл, если кавказская Албания происходит от имени Алупа, то что за веры придерживаюсь предки лезгин?! Вся земля принадлежит Аллаху и земля лезгин тоже была землёй Божьей и Кюреаи вроде на сайте высказывался, что Алпан это Бог древних леков, а Алпания-"албания" (по латински) не означает ничего и не переводится с их языка как белая или ещё какая, это всего лишь звучание, фразеологизм в произношение других языков и нечего там искать корни. Вот здесь приводили доводы и по поводу агванского письма и что там без каких либо доказательств видно что этот язык расшифровывается с языка лезгинской группы, "со слов Кюреви" (я не особо сведущь в ваших делах истории, - читал... ), вот только решился написать и задать я вопросом : почему лезгины не ищут свою веру и Бога древних лезгин?! Ведь Ваша Алпанская государственность "сама" говорит об этом в своём названии, и пусть другие докажут потом что это не так, (пусть роют землю и ищут артефакты и доказательства и тот же умник салманов-пусть роет зубами вплоть до палеозойскойй эры-везде присутствие и следы сотворенного) Лезгины веру приняли не только когда арабы пришли или христианство, - предки лезгин веру несут с древнейших времен а язык, он на то и язык, чтоб трасформироваться, мы все не по языку скрепляемся а по Вере в Бога. Из за вас лезгин и другие братские народы не могут найти свои корни... Я честно не понимаю ни ваших учёных ни бизнесменов ни лидеров ваших вообще, что вы за народ такой, ничего найти не можете и не собиретесь никак в стаю, - хоть орлов, хоть волков. По ходу у вас никогда ничего не получится, думаете не тем местом наверное. (это не оскорбление, просто смотрю со стороны на вас и рождаются такие ассоциации, что вам ни наука, ни ученье, ни разум ни развитие, не нужны в помошь, только "ветряные мельницы" вращающейся лапши вам подавай на уши развешивать -без обид)
......вы с стороны правильно заметили, спасибо что вам не безразлично лезги народ,ну эта называется ПЛОД ещё не созрел и говорит: ВСЁ СВОЮ ВРЕМЯ.И в наших улицах будет праздники. ПО ЭТОМУ ВЫ ПРАВИЛЬНО ЗАМЕТИЛИ Увж. Lekilakz ЖДЁМС!!! Эта не везучий нация(в мире их достаточна)когда человеческий и природные факторы для лезги народа соединится(обе стороны)тогда что .....все ровно что то должны изменится у лезги нации и к тому идут
Уваж .Lekilakz мы к этому давно готова у нас все ест и народ готов НУ.... соседи незнам ли подержит ли коли нет ли???. Еще действует Даняловщина к тому лезгинофоб АРГ (усрамся ну не разрешу Лекам соединится) в огонь масло подкидоваеть так что много проблем возникает СПАСИБО ЧТО ВЫ ЗАМЕТИЛИ НАШ ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ и 100 ЛЕТ вам жизнь и вашему роду....
Я вам таривердиев так скажу. Есть такой анекдот про лезгин, что когда Аллах спрашивал у народов их желания, то спросив у евреев что они хотят, те ответили: Господь дай нам ту первую мысль которая приходит на ум лезгин а, когда они во времени маха рукой, говорят, "почему мы не сделали раньше это, ведь к нам пришла мысль..." Мы, - сказали евреи, - хотим эту мысль. К чему я это, а к тому, что вам если Аллах что то пошлет, как манную небесную вы и этим не воспользуйтесь, потому что у вас такой хасият, что вы всегда смотрите на других, что они подумают о вас, не имея собственного мнения. Это от того, что вы не поддерживаете друг друга, так как у вас нет идеи, мысли, вас не учат ваши эпосы и оставшийся в народе клич вашего героя, вы не верите не во что, - плывёте просто по течению и все. Это говорит о том, что не в государстве дело и не в объединении двух сторон, а в том, что в каждом времени, нужно строить свои планы идеи мечты, использовать каждый возможный момент для роста, продвижения наработок для народа и передавать это из поколения в поколение. У вас нет собственного "Я". Вам враги не нужны, вы сами себя уничтожите.
5Lekilakz *Вам враги не нужны, вы сами себя уничтожите.*--------------А вот хияр тебе и твоим кураторам.Не дождетесь. Мы еще на ваших поминках танцевать будем.Я тут много раз писал: У наших врагов-тоже есть враги. Так вот:Враги ваши уже обозначились . ОНИ.враги ваши,осведомлены о наших планах,проектах, идеях на все 100%.А что вы не можете въехать в наши идеи-так это прекрасно!Значит мы,ЛЕЗГИНЫ,перестали щелкать клювами. Говорю ВСЕМ: Мы,ЛЕЗГИНЫ,камешек собрали,осталось только рогатки изготовить. Для этого необходимо ,чтобы события созревали,независящие от нас. Ин ша АЛЛАГь, очень скоро издадим Клич Шарвили и в первый раз, после многих веков БЕСПРАВИЯ,станцуем танец боя-БОЕВУЮ ЛЕЗГИНКУ !
Да братцы у лезгин накопилась и продолжает накопление положительная потенциал старания к свободе ( лезгинам нельзя сказать что они не свободный нам нужна своя государства),эта хорошо(или плохо) что другие не замечают наши внутренняя желание и мечта.Нам нужны мирном путем решат не разрушая дома и сохраняя свою природы Если с кровью то вес Кавказ будет в крови у нас места такое проклятые и сверх стратегический. Мировая война может (без ядерного), втянутся туда Россия Иран Турция Армения(первый очередь) Азербайджан Грузия Турмения? Казахстан? Если с согласием мирового общества убрать с миром этот не нужный колючий проволоку между нами а дальше мир будет на этом Кавказе
Когда и в каком виде эта открытые узнает в мировом обществе и узаконит что вес мир узнал. Кто должен с этим заниматься, ну ужели у ФЛНКА нет такое возможность и выход к каким та(мировом) институтам надо подключит всех кто относится к этому делу ЭТА ЖЕ ОТНОСИТСЯ К КУЛЬТУРЕ НАШЕГО НАРОДА если нет или не достаточная доказательства то надо отказаться или довести до ума.Да ЛЕКЛАКЗ ты прав стха......
Славный народ эти алупанцы, оказывается. Я и не знал. Да что я - простой смертный, ни один историк о них не знал. Они, эти алупанцы, оказывается, и Еву, и Адама породила. Но хитрые: умудрились все это свалить на евреев и остаться незамеченным. Или эти алупанцы и есть евреи?!... Но с этим термином "алупанец" надо ещё поработать: спереди или сзади какую-нибудь букву добавить - вдруг звучание ещё интереснее получится?!
Почерк или след у лакца РАМАЗАНА САЛМАНОВА(может он и ест) обязательно находит изянку или косяк или зхры у ЛЕЗГИН шибка хитро умный бесполезный ну много знающий. КЮРЕВИ откуда ты на наши головы свалился шибка и не ординарно грамотный. Нет да нет ты выскачка из кустов и с своей подлый критикой. Эта твой зад(или рот) просит что та с шариками начала виде буквы З и и КОНЕЦ с буквы кривой Ы чтобы ты гы гы кал....... УРОД ТЫ ХОЧЕШЬ ЛЕЗГИ ИСТОРИЮ ПОХАБИТЬ ДАВАЙ ПРОДОЛЖАЙ .
Кюреви . Коли ты появился ,то напомню тебе , что когда ты собирался захлопнуть эту работу и закрыть тему - я тебя тогда так и назвал з-ец . Если это тебе не подходит то придумай для себя что нибудь другое . Можешь на сайте быть просто кукарекой ....
В этои статье Всё написано правильно кроме рассказа о том что пророк Нух опьянел от вина и лежал голым это выдумка. По древней истории труки и персы произошли от Нуха так вот лезгины табасараны удины лазы это туранские народы . Мы всегда отличались от народов северного Дагестана и кавказа тем что у нас нет чистого кавкасионого типажа но мы близки к ним но турки всегда были ниже ростом чем русы у нас в большинстве люди среднего роста и темноволосые а русы светловосы и высокорослые как например аварцы или чеченцы и другие персидские народы