Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1085
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 8
Мугьманар: 8
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2018 » Февраль » 26 » Алпес, Алуп, Аллах (метод разборки слов профессора Яралиева)

12:24

Алпес, Алуп, Аллах (метод разборки слов профессора Яралиева)


Алпес, Алуп, Аллах (метод разборки слов профессора Яралиева)
Профессор Ярали Яралиев

На этих примерах я предлагаю свой метод разборки слов.

Морфема «ал-» в лезгинском языке означает ‘верх, сверху, наверху, поверхность’.

Ала ‘находится на поверхности’: «Ал-а», где «ал» ‘наверху’, «а» ‘есть, имеется’ (таб., аг., рут. «а»; лезг. «йа» ‘есть, имеется’). В этом отношении думается, что слово «винел» позднее явление, исходной формой была «ванал», где «ван» - не ‘звук’, а божество урартийцев  Ван (Ванское государство, озеро Ван; Нахчивань – на чеченском языке «народ Вана»), что означает «верховный Ван». Считаю, что слова «гъил + ал = гълал», «рикI + ал = ркIал», «кьил + ал = кьлал» тагирджальского говора кубинского наречия древнее, чем «гъилел», «рикIел», «кьилел» и др.

Алагъун, алагъарун, алугъун, алудун ‘снять с поверхности, снимать кожуру, очищать поверхность’: «Ал-агъ-ун», где «ал» ‘на, сверху’, «агъ» непонятно, «ун» ‘делать’; «Ал-агъ-ар-ун», где «ар» - окончание множественного числа; «Ал-угъ-ун», где «угъ» можно сопоставить с рут. диал. «угъ сийин» ‘покрывать’ (с обратным значением) /1/; «Ал-уд-ун», где «уд» - лезгинское «утIа» ‘дальний’ (русское «удалить»). Сравните: «Галудун» («гал» - «галайвал» ‘последовательность, нормальное со-стояние’, «уд» ‘удалить’, «ун» ‘делать’); «Алатун» («ат» ‘уходить, отходить’; лезг. «атт» ‘приход’, хурр. «ит» ‘уходить, отходить’ /4/; азерб. «итилмəк» ‘убираться’ - заимствование); «Аладун» ‘переходить’; «АлатIун» ‘драть, отодрать’ («атI» ‘реза-ние’, «ал-атI-ун» ‘отрезать поверхность’); «Галатун» ‘а) отрываться, оторваться; б) уставать’ («гал-ат-ун» - а) уходить от последовательности; б) уходить от нормального состояния); «Аватун» ‘падать’ («ав» - рут. «абай» ‘вниз, внизу’, «ат» ‘отход, уход’, «ун» ‘делать’).

Аладарун ‘переливать через край’: «Ал-адар-ун», где «адар» - возможно, остаток слова «гадар» ‘бросание’;

Алажун ‘снимать, сдирать (кожу)’: «Ал-аж-ун», где «аж» идентично со второй частью слова «Х(и)к-аж-ун» ‘поднять’ (груз. «ацI-», мегр. «ечI-», ахв., тинд. «гьечI-», багв., чам. «гьецI-» ‘поднимать’);

Аламукьун ‘оставаться на поверхности’: «Ал-амукь-ун», где «амукь» ‘оставаться’;
Алахун ‘посыпать на поверхность’: «Ал-ах-ун», где «ах» непонятно;

Алахьун ‘переливаться через край’: «Ал-ахь-ун», где «ахь» идентично с второй частью слова «Ав-ахь» ‘течение, скольжение’, где «Ав» ‘есть, имеется’ (от «ава»), «ахь» ‘течь, течение’. Корень «ахь» перешел в азерб. «ах-маг» ‘течь’.

Алгун ‘надеть’: «Ал-г-ун», где «-г-» («*-гу-») – остаток от гунз., хварш. «гула», гин. «го-ра», беж. «гулал», цах. «гихес», лаз. «гедг-у», инг. «д-олла» ‘класть’. 

АлкIун ‘прилипать’: «Ал-кI-ун», где «ал» ‘на поверхность’, «кI» - остаток от «кIа», кото-рое можно идентифицировать с лезгинским «къа» ‘задержка’ («къун» ‘задержать’, мегр. «кIуна», егип. «кIун» ‘держать’), «ун» ‘делать’. Такую же интерпретацию имеет слово «Гал-кIун», которое понимается как «галайвал къун» ‘держать после-довательно’. Слово «галкIай» идентично с «гьалкъа», считающееся арабским. Мегрельское «кIуна», египетское «кIу(н)» ‘держать’ сохранились в лезгинских «Ал-кIун», «Гал-кIун»!

Алтадун ‘намазывать’: «Ал-ттад-ун», где «ал» ‘сверху’, «ун» ‘делать’, а что означает «ттад»?. Морфема «ттад» имеется в словах: «къа-ттад-ун» ‘валяться, переворачиваться’ («къа» от «къwал» ‘бок’, «къаттадун» ‘переворачиваться с бока на бок’), «гал-ттад-ун» ‘качать, взбалтывать’ (морфема «гал» имеется в словах «гал-укь-ун», «гал-ту-гун» и др., но здесь нас интересует морфема «ттад»), «га-ттад-ун» ‘махать крыльями, тереться’, «а-ттад-ун» ‘шарить’, «ки-ттад-ун» («кттадун») ‘перемешивать’ и др. Если в этих словах имеется общая морфема, то они должны иметь и какое-то обобщающее значение. Мне кажется, что в словах «намазывать», «переворачиваться», «взбалтывать», «тереться», «перемешивать» общим является «круговое действие». На каратинском языке (из андийской группы) «диду» означа-ет ‘круг’ и морфема «ттад» вполне можно отождествлять с «диду». Каратинское «диду» ‘круг’ в лезгинском языке!

АлтIушун ‘толпиться, скопляться’: «Ал-тIуш-ун», где «тIуш» идентично с лезгинским «тIуш гун» ‘топтать’.

Алугун, Алугарун ‘опалиться; опаливать, обжигать’: «Ал-уг-ун» (в «Ал-уг-ар-ун» «ар» - окончание множественного числа), где «ал» ‘поверхность’, «уг» идентично с крыз. «угадж», агул. «угвас» ‘сгореть, жечь’, «ун» ‘делать’. Представляет интерес морфема «уг», которая, исходя из смысла слова, идентична с лезгинским «ккун» ‘го-реть’ (остатки «кк» и «г» идентичны). Слово «у-ккун» («уг» = «укк») можно пред-ставить как ‘слегка гореть’ (как «чIуьн», «цIуьн» - «уьчIуьн», «уьцIуьн»; «тIуьн» - «уьтIуьн»; «шехьун» - «ишехьун»). Русский «угарный газ» получается при непол-ном горении угля при недостатке кислорода. В слове «Ал-уг-а» ‘яичница на хлебе’ морфема «уг» можно понимать как ‘легкое поджаривание’. Морфема «уг» имеется также в слове «Р-уг-ун» ‘кипятить’, где «уг» ‘кипятить в медленном огне’, «р» - префикс повторения, «ун» ‘делать’, т.е. ‘долго кипятить в медленном огне’ («ру-гун» ‘кипятить’ отличается от «ругин» ‘пылить’). Идентичные диалектные слова «гур-г-ун» и «йур-г-ун» ‘кипятить’ содержат морфемы «гур» и «йур», где «гур» ‘сильно, обильно’ (кипятить на большом огне) и «йур» ‘энергично’ (на синайских палимпсестах по нашей дешифровке). К слову «гур» турки добавили «лу» и получили тюркское «гурлу», как и в случае к арабскому «акъил» добавили «лы» и получили тюркское «агъыллы». Морфема «йур» имеется в словах «йур-гъан», идентичное с лезгинским «йур-къан» ‘держать, сохранять энергию’, «йур-гъун» в транскрипции «йур-къун» ‘удержание, замедление энергии’, «йур-гъа» (о лошади) ‘энергичный’, «йургъ» ‘сильный дождь’. 

Алукьун ‘падать’: «Ал-укь-ун», где «укь» идентично с лезгинским «акь» («акьун» ‘уда-риться’). Следовательно, «укь-ун» ‘слегка удариться’. 

АлукIун ‘одеваться’: «Ал-укI-ун», где «укI» идентичен с авар. лит. «йукъарухан» ‘порт-ной’, диал. «рекIел» («-екI-»), агул. «кунар», арч. «кIоб» ‘одежда’, бежт. «гукIал», дарг. диал. «кикIес» ‘одевать’ /1/.

Алуф ‘шалаш, хижина’ (гелхенский говор): «Ал-уф», где «уф» идентично с «уп»: дарг. диал «убкабиршес» ‘скрывать’ /1/ (с русск. «упаковать» идентифицируется с трудом). Алуфан ‘укрытие’ (гелхенский говор).

Алух ‘одежда’: «Ал-ух», «ух» см. «укI».

Алцифун ‘отстаивать, осаждение осадков’: «Ал-циф-ун», где «циф» идентично с уб. «за-фа-тI» ‘отделять’, лат. separo, separare ‘отделять’, англ. sift ‘просеивать’ (англий-ский язык считается сравнительно молодым, но его слова могут быть заимствованы из более древних языков; англ. sift совпадает с лезгинским «саф» ‘сито’), мегр. «цируа», лаз. «о-нциру» ‘просеивать’. Лит. лезг. «алцифун» и кубинского наречия – «элчифун», в которых «чиф» и «циф» - ‘туман’, понимаются как ‘рассеивающийся’. 

Алцумун ‘вешать, взвешивать’: «Ал-цум-ун», где «цум» идентично с груз. «цIона», мегр. «цIонуа», лаз «о-цIон-у» /2/, рут. «гьацун», «эцун» /1/, таб. «ебцуб», лак. «б-уцин» ‘вешать, взвешивать’ /2/.

Алцурун ‘заманить, привлекать обманом’. На первый взгляд здесь «ал» ‘поверхность’ не подходит, но это не так. Морфема «цур» идентично с «цурцIун» ‘таять, растаивать’ (куб. наречие; лит. лезг. «цIурун» ‘таять’), которое употребляется также в значении ‘умягчить, делать послушным’ (лезг. «цуьрц» ‘молодая, мягкая ветвь’). Следовательно, «Ал-цур-ун» ‘делать внешнее (на вид) растаивание (согласие)’.

Алчудун ‘наматывать, заворачивать’: «Ал-ччуд-ун», где морфема «ччуд» идентична со сван. «ли-чIоне» ‘заворачивать, обвертывать’ /2/ и второй частью лит. лезг. «Ку-ччуд-ун» ‘похоронить’. См. также сван. «ли-шдхьв-и» («-шд-»), лак. «учлан» ‘хоронить’.

Алчукун ‘наматывать, обвивать’: «Ал-ччук-ун», где морфема «ччук» идентчна с второй частью слова «Ку-ччук-ун» ‘похоронить’ (куб. нар.; лит. лезг. «куччудун»). Эта морфема встречается также в «Гал-ччук-ун» ‘закутывать, надевать’. В последнем слове идентификация морфемы «гал» со словом «галайвал» ‘последовательность’ не подходит. В кубинском наречии «Ккал-ччуг-ун» («ккал-ччук-ун») морфема «ккал» ‘корова’ также не подходит, а остальная часть этого слова «-ччуг-ун» идентична с лезгинским «ччугун» ‘тянуть, обивать, натягивать; носить, переносить («дерт ччугун», «кеф ччугун»); медленно делать, тянуть («шикил ччугун»)’. Слова «галччугун» и «ккалччугун» идентичны с русским «кольчуга» - военная рубашка из металлических колец, при котором «гал» («ккал») понимается как «хъал» ‘панцырь’ (лезг. «хъалхъас» ‘черепаха’). Тогда «хъалччугун» - тянуть (на себя) "пан-цырь”. 

Следовательно, «гал» или «ккал» - одежда, но такая идентификация нельзя применять для слов «Гал-ттуг-ун», «Ккал-ттуг-ун» ‘гонять’. В последних словах общая часть «ттугун» понимается как ‘не давать’ («гун» ‘давать’, «тту-» - отрица-тельный префикс), что позволяет нам морфемы «гал» и «ккал» идентифицировать с чеч. «къайладара», агул. «гуланас», крыз. «гулхьийидж» ‘исчезнуть’, агул. диал. «гьалганас» ‘спасаться бегством’ /1/.

Таким образом, из различных значений одной и той же морфемы мы подбираем такое значение, которое согласуется со смыслом всего слова, куда входит данная морфема. Те-перь переходим к интерпретации имен, указанных в заглавии статьи.

Алпес (Албес) ‘Бог’: «Ал-пес», где «ал» ‘сверху, на, наверху’, «пес» ‘действовать’ (уд.), причем слово «действовать» понимаем в более широком смысле этого слова. Сле-довательно, «Алпес» - действующий на нас (управляющий нас) небесное божество.

Алуп ‘покровитель’: «Ал-уп», где «ал» ‘наверху, сверху’, «уп» ‘покрывать’ (дарг. диал «убкабиршес» ‘скрывать’ /1/, русск. «упаковать», хотя «у» - приставка, «паковать» - корень слова). Покровитель лезгиноязычных народов Алуп, прочитанный нами в «Алупанской книге», встречается в пеласгском (критском) письме. На одной из царских печатей написано иероглифическим письмом «Лукав Алупа умунарай» (Пусть душа Лукава упокоит Алуп), т.е. Алуп обожествлен.

Аллах ‘Бог исламской религии’. В древнеарабской мифологии Аллах – создатель мира и людей, глава и отец богов /5/. «Главным образом Мухаммед проповедовал о том, что Бог является единым для всех. Он все создал во Вселенной, ему и должны под-чиняться все, живущие на земле, независимо от национальности. …Мухаммед был знаком с Ветхим и Новым заветами… Свою миссию Мухаммед видел не в том, чтобы изобретать для арабов нового Бога (как многие думают и сейчас), а в том, чтобы открыть им того же единственного Бога, в которого верили как иудеи, так и христиане» /6/. Первую часть имени «Ал-лах» («Ал-лагь») можно представить как арабский артикль  «ал-» («əл-»), употребляемый для введения следующего слова в родительный падеж (напр., «Баб ал-Абваб» ‘ворота ворот’; Əбд əл-Əли ‘букв. раб Али’; Əбд əл-Һəсəн ‘букв. раб Гасана’) или же для отличия имен собственных от нарицательных существительных: Əл-Һарис, Əл-Һəсəн, Əл-Һүсейн /7/. Этимологи-ческая разборка слова «ал-Лах» («ал-Лагь»), исходя из арабского языка, мне не встречалась. Однако это слово в виде «Аллах» вполне этимологизируется, исходя из лезгинского языка. Оно состоит из двух частей (морфем): «ал» ‘сверху, наверху; верховный’, а «лах» - ‘глубокий старик’ (лезг. «лах-лах», пеласг. «лах» - ‘глубокий старик’ /8/). Значит, Бог Лах – самый старейший из известных богов, «глава и отец богов»

Как видим, обилие в лезгинском языке однослоговых слов, состоящих 1-3 букв, является уникальной особенностью и свидетельством его глубокой древности, лежащей в основе единого праязыка. Существование пранарода и праязыка Е.А. Бокарев относит к эпохе энеолита (не позднее III тыс. до н.э.) /9/. Е.А. Крупнов /10/ также убедительно, на археологическом материале, доказывает, что в III тыс. до н.э. на Северном Кавказе существовала единая этническая среда с общим праязыком и общими чертами культуры. «Любопытно отметить, - пишет Г.А. Климов /11/, что для реконструкции такого праязыка оказалось достаточно материалов одной лишь обширной лезгинской подгруппы кавказских языков» (выделено мной – Я.Я.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Комри Б., Халилов М. Словарь языков и диалектов народов Северного Кавказа. Лейп-цик-Махачкала, 2010.
2. Климов Г.А., Халилов М.Ш. Словарь кавказских языков. Сопоставление основной лек-сики. М., 2003.
3. Хайдаков С.М. Сравнительно-сопоставительный словарь дагестанских языков. М., 1973.
4. Nikolayev S. L., Starostin S.A. A North Caucasian Etymological Dictionary. M., 1994. 
5. Мифы народов мира. Энциклопедия. ТТ. !-2. М., 1992.
6. Мизун Ю.В., Мизун Ю.Г. Тайны богов и религий. М., 1999, с. 483.
7. Мəммəдов Ə. Ҹ.  Əрəб дилинин гыса лүғəти. Бакы. 1988 (на азербайджанском языке).
8. Яралиев Я.А., Османов Н.О. Дешифровка критской письменности. История лезгин. Т. 2. М., 2009.
9. Бокарев Е.А. Введение в сравнительно-историческое изучение дагестанских языков. Махачкала. 1961.
10. Крупнов Е.И. Древнейшая культура Кавказа и Кавказская этническая общность (к проблеме происхождения коренных народов Кавказа). «Советская археология», 1964, № 1, ч. 4.
11. Климов Г.А. Кавказские языки. М., 1965.








Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Исторические материалы | Просмотров: 3216 | Добавил: Jurnalist | В материале упоминаются: Ярали Яралиев

avatar
1
И эти люди не только идет дорогой извращенной русскими в языке, но и помогают искоренить язык вообще. Эти так называемые лингвисты даже до уровня чабана не дошли в языкознании, но и учат им всех остальных
avatar
2
Ярали муаллим, ваша этимология слова ""Аллах" в корне неверна и даже нелепа. "Аллах" происходит от артикля единственности " ال" и слова "له" - бог, т.е. единственный бог. Вот и все.
avatar
3
Эта статья уполовинит группу поддержки Ярали Яралиева
avatar
7
Это вряд ли. Количество идиотов среди лезгин, как и среди остальных народов России, последние 30 лет неуклонно растет.
avatar
8
Под идиотами я имею в виду не нуждающихся в логике и фактах для обоснования своих утверждений.
avatar
4
Ярали муалим ! Куьне ч1угвазвай зегьметдиз,халкь к1анзавай ксари,еке къимет гузвайди я. Къаргъариз яб гумир:са паюни пулдихъ пислемишзавайди я куь зегьмет, ц1рана куьтягь жезвай яхулри лагьайт1а-пехилвиляйни,дак1анвиляй. Къуй  илимдин рекье квез гзаф агалкьунар хьурай. И,чи виридалайни к1ани,хъсан ва багьа ЛЕЗГИ халкь,четинвилерай экъеч1завай вахтунда-КУьН хьтин ксари къуьн кутун герек я. Илимдин рекьяй экъеч1мир ! Куь рекъ русвагь ийиз к1анзавайбур-чеб рухъведиз элкъведайдал са шакни алач.
avatar
5
Ну вообще-то бог по арабски Ильгьун,а не Аллах.А Яралиев в деле дискредитации лезгинской истории видимо решил идти до конца,
avatar
6
Не понимаю, почему Ярали Алиевич своего бога называет именем Алпес. Если название связано с удинском словом, означающим "действовать", как он утверждает, то это слово на удинском звучит "песун". Тогда и название бога Яралиева будет Алпесун или Алпус. Так интереснее звучит...
Вообще, у Ярали Алиевича завидное чувство юмора, которое ему позволяет легко разгадать любые тайны истории и филологии...
avatar
9
Я прочитал статью и ничего не понял, все так разбросано
avatar
10
Уважаемый Ярали муалим ! Как вы убеждаетесь сами ,каждая ваша работа , провоцирует к активации латентное шизо у членов исчезающих племен .Только за одно это,настоящие ЛЕЗГИНЫ,Вам премного благодарны. Частая публикация так необходимых ЛЕЗГИНАМ ваших работ по философии ЛЕЗГИНСКОЙ истории дают два результата: Настоящие, реальные,правдивые знания о минувшей ИСТОРИИ нашего народа -обогащают и вооружают ЛЕЗГИН в духовном,морально-этическом плане.И , заодно, разоблачают КЕРОСИНО-фейковые племенные фантазии.Вот у них и разыгралось бешенство матки.Не могут остановиться.На научные изыскания отвечают неудержимой диареей.Что поделать ? много идиотов развелось в это смутное время.Да еще над дагом спасительное внешнее правление ввели.Племена кипятком писают, боятся расчленения дага.Забывая о все объемном слове-Кьадар,предопределение !
avatar
11
Лично для меня откровением стала выявленная Ярали Алиевичем связь между его богом Алупом и обычной "упаковкой". Надо ли это понимать, что Алуп и Тетрапак - от одного родителя происходят?!
avatar
12
Да Alban! Не дальновидности у многих  соплеменников  куда будет двигаться  будущий наших детей и пра-пра внуков останется ли Легъами они в свей гнезде. Как не как есть пока возможность создать усилить чтобы не совсем потерялись а мешает и не признают дебили, не видеть дальше носа на метр.Среди нас есть ярый противники умышленно противостоят любому новшества о Лезгинстве. Этот КУРеВА такой же,ты курева если знаешь о чем та больше пиши и не тупи или не лез как провокатор.Саграй Ярали халу агалгъунар  халу.
avatar
13
Рамазан Салманов под видом Кюреви,мразь Лакский не замарай своей вонючию грязью наш сайт
avatar
14
Научный метод он тем и хорош, что он применим ко всем аналогичным случаям. В связи с этим один товарищ на страницах Фейсбуке спрашивает:
"Если метод изучения этимология арабских слов на основе лезгинского языка научен, то как можно на основе лезгинского языка объяснить происхождение слова "ис-лам"?
avatar
15
Албан! Прости по спешке и от восторга правильности вашего коммента не заметно на минус нажал.После таких объяснение даже шизики должен очухается и а так же идиоты умешиться среди Лезгинов
avatar
16
Уважаемый Ярали Алиевич человек очень увлекающийся. В связи с этим вспоминается: "если факты говорят об обратном, то тем хуже для фактов!" Драгоценнейший, так нельзя, ведь можно дойти до смешного. Хотя в целом энтузиазм учёного вызывает симпатию. Но без натяжек следовало бы обходиться. 
Уже писал, но не был услышан: не АЛУПАН. а АЛПАН! В горах женщины в ссоре могут вскричать:  " вун АЛПАНДИ яай!" Как видим, никакого столь любезного сердцу Яралиева   АЛУПАНА тут нет. В приведенном проклятии АЛПАН - древний, верховный бог лезгин, хозяин неба, насылающий молнии - ц1айлапанар. Алпан - это лезгинский Зевс. А вот кстати слово Зевс, у Пушкина "ЗЕВЕС", можно подозревать с лезгинским "Цевен Иес". И здесь можно усмотреть меньше места для шуток: ведь  согласно Тэйлору и другим авторитетам, первогреки считали, что автохтонами их территории были горцы с Севера, то есть ими могли быть и древние лезгины. Ведь это факт, что антропологически европейцы относятся к расе кавкасионов.
avatar
17
Изыскания в первой части статьи довольно занимательны,
ближе ко второй части довольно абсурдны.
Но это точка зрения дилетанта, насколько же они научны,-
это все-таки компетенция  профессиональных лингвистов-экспертов.
По крайней мере, человек с дашнаками столетней давности
и прочими "захватчиками", затесавшимися где-то между
кайнозойской и мезозойской эрой точно не борется.
Что само по себе уже есть хорошо.
Ста лет жизни, уважаемый профессор!
avatar
18
Ярали халудиз респукт уважуха! Мне кажется он хорошо играет на нервах таких как Кюреви как на шестиструном чунгуре.
avatar
19
Ув.Админ!Много,из того ,что писал Ярали халу,находим впоследствии в трудах официозных,академических ученых.Например: 4 го марта на сайте axar.az 23 часа,36 мин.опубликовано интервью известного ученого,историка-албаниста,член-корреспондента НАНА,профессора Фариды-ханым Мамедовой : Карабахцы-АЛБАНЦЫ, Об этом ,косвенно,своими дешифровками сообщал читателям уважаемый Ярали муалим,которого ,бездарные личности ,осыпали репликами-усмешками. Убедительная просьба к Админ сайта перепечатать интервью профессора Ф.Мамедовой на сайте LezGiYar.У вас большой читательский контингент,а сайт axar.az ЛЕЗГИНАМ практически неизвестен. Заранее благодарю !
avatar
20
Албану . Где ты в Даг - е определил " смутное время " ? Может это после ареста
 Джелилова ( " славного сына аз-го розлива в Дербенте") ? Помни - Дагестан это  он сам!
avatar