Главная » 2018»Февраль»26 » Алпес, Алуп, Аллах (метод разборки слов профессора Яралиева)
12:24
Алпес, Алуп, Аллах (метод разборки слов профессора Яралиева)
Профессор Ярали Яралиев
На этих примерах я предлагаю свой метод разборки слов.
Морфема «ал-» в лезгинском языке означает ‘верх, сверху, наверху, поверхность’.
Ала ‘находится на поверхности’: «Ал-а», где «ал» ‘наверху’, «а» ‘есть, имеется’ (таб., аг., рут. «а»; лезг. «йа» ‘есть, имеется’). В этом отношении думается, что слово «винел» позднее явление, исходной формой была «ванал», где «ван» - не ‘звук’, а божество урартийцев Ван (Ванское государство, озеро Ван; Нахчивань – на чеченском языке «народ Вана»), что означает «верховный Ван». Считаю, что слова «гъил + ал = гълал», «рикI + ал = ркIал», «кьил + ал = кьлал» тагирджальского говора кубинского наречия древнее, чем «гъилел», «рикIел», «кьилел» и др.
Аладарун ‘переливать через край’: «Ал-адар-ун», где «адар» - возможно, остаток слова «гадар» ‘бросание’;
Алажун ‘снимать, сдирать (кожу)’: «Ал-аж-ун», где «аж» идентично со второй частью слова «Х(и)к-аж-ун» ‘поднять’ (груз. «ацI-», мегр. «ечI-», ахв., тинд. «гьечI-», багв., чам. «гьецI-» ‘поднимать’);
Аламукьун ‘оставаться на поверхности’: «Ал-амукь-ун», где «амукь» ‘оставаться’;
Алахун ‘посыпать на поверхность’: «Ал-ах-ун», где «ах» непонятно;
Алахьун ‘переливаться через край’: «Ал-ахь-ун», где «ахь» идентично с второй частью слова «Ав-ахь» ‘течение, скольжение’, где «Ав» ‘есть, имеется’ (от «ава»), «ахь» ‘течь, течение’. Корень «ахь» перешел в азерб. «ах-маг» ‘течь’.
АлкIун ‘прилипать’: «Ал-кI-ун», где «ал» ‘на поверхность’, «кI» - остаток от «кIа», кото-рое можно идентифицировать с лезгинским «къа» ‘задержка’ («къун» ‘задержать’, мегр. «кIуна», егип. «кIун» ‘держать’), «ун» ‘делать’. Такую же интерпретацию имеет слово «Гал-кIун», которое понимается как «галайвал къун» ‘держать после-довательно’. Слово «галкIай» идентично с «гьалкъа», считающееся арабским. Мегрельское «кIуна», египетское «кIу(н)» ‘держать’ сохранились в лезгинских «Ал-кIун», «Гал-кIун»!
Алтадун ‘намазывать’: «Ал-ттад-ун», где «ал» ‘сверху’, «ун» ‘делать’, а что означает «ттад»?. Морфема «ттад» имеется в словах: «къа-ттад-ун» ‘валяться, переворачиваться’ («къа» от «къwал» ‘бок’, «къаттадун» ‘переворачиваться с бока на бок’), «гал-ттад-ун» ‘качать, взбалтывать’ (морфема «гал» имеется в словах «гал-укь-ун», «гал-ту-гун» и др., но здесь нас интересует морфема «ттад»), «га-ттад-ун» ‘махать крыльями, тереться’, «а-ттад-ун» ‘шарить’, «ки-ттад-ун» («кттадун») ‘перемешивать’ и др. Если в этих словах имеется общая морфема, то они должны иметь и какое-то обобщающее значение. Мне кажется, что в словах «намазывать», «переворачиваться», «взбалтывать», «тереться», «перемешивать» общим является «круговое действие». На каратинском языке (из андийской группы) «диду» означа-ет ‘круг’ и морфема «ттад» вполне можно отождествлять с «диду». Каратинское «диду» ‘круг’ в лезгинском языке!
АлтIушун ‘толпиться, скопляться’: «Ал-тIуш-ун», где «тIуш» идентично с лезгинским «тIуш гун» ‘топтать’.
Алугун, Алугарун ‘опалиться; опаливать, обжигать’: «Ал-уг-ун» (в «Ал-уг-ар-ун» «ар» - окончание множественного числа), где «ал» ‘поверхность’, «уг» идентично с крыз. «угадж», агул. «угвас» ‘сгореть, жечь’, «ун» ‘делать’. Представляет интерес морфема «уг», которая, исходя из смысла слова, идентична с лезгинским «ккун» ‘го-реть’ (остатки «кк» и «г» идентичны). Слово «у-ккун» («уг» = «укк») можно пред-ставить как ‘слегка гореть’ (как «чIуьн», «цIуьн» - «уьчIуьн», «уьцIуьн»; «тIуьн» - «уьтIуьн»; «шехьун» - «ишехьун»). Русский «угарный газ» получается при непол-ном горении угля при недостатке кислорода. В слове «Ал-уг-а» ‘яичница на хлебе’ морфема «уг» можно понимать как ‘легкое поджаривание’. Морфема «уг» имеется также в слове «Р-уг-ун» ‘кипятить’, где «уг» ‘кипятить в медленном огне’, «р» - префикс повторения, «ун» ‘делать’, т.е. ‘долго кипятить в медленном огне’ («ру-гун» ‘кипятить’ отличается от «ругин» ‘пылить’). Идентичные диалектные слова «гур-г-ун» и «йур-г-ун» ‘кипятить’ содержат морфемы «гур» и «йур», где «гур» ‘сильно, обильно’ (кипятить на большом огне) и «йур» ‘энергично’ (на синайских палимпсестах по нашей дешифровке). К слову «гур» турки добавили «лу» и получили тюркское «гурлу», как и в случае к арабскому «акъил» добавили «лы» и получили тюркское «агъыллы». Морфема «йур» имеется в словах «йур-гъан», идентичное с лезгинским «йур-къан» ‘держать, сохранять энергию’, «йур-гъун» в транскрипции «йур-къун» ‘удержание, замедление энергии’, «йур-гъа» (о лошади) ‘энергичный’, «йургъ» ‘сильный дождь’.
Алукьун ‘падать’: «Ал-укь-ун», где «укь» идентично с лезгинским «акь» («акьун» ‘уда-риться’). Следовательно, «укь-ун» ‘слегка удариться’.
Алуф ‘шалаш, хижина’ (гелхенский говор): «Ал-уф», где «уф» идентично с «уп»: дарг. диал «убкабиршес» ‘скрывать’ /1/ (с русск. «упаковать» идентифицируется с трудом). Алуфан ‘укрытие’ (гелхенский говор).
Алух ‘одежда’: «Ал-ух», «ух» см. «укI».
Алцифун ‘отстаивать, осаждение осадков’: «Ал-циф-ун», где «циф» идентично с уб. «за-фа-тI» ‘отделять’, лат. separo, separare ‘отделять’, англ. sift ‘просеивать’ (англий-ский язык считается сравнительно молодым, но его слова могут быть заимствованы из более древних языков; англ. sift совпадает с лезгинским «саф» ‘сито’), мегр. «цируа», лаз. «о-нциру» ‘просеивать’. Лит. лезг. «алцифун» и кубинского наречия – «элчифун», в которых «чиф» и «циф» - ‘туман’, понимаются как ‘рассеивающийся’.
Алцурун ‘заманить, привлекать обманом’. На первый взгляд здесь «ал» ‘поверхность’ не подходит, но это не так. Морфема «цур» идентично с «цурцIун» ‘таять, растаивать’ (куб. наречие; лит. лезг. «цIурун» ‘таять’), которое употребляется также в значении ‘умягчить, делать послушным’ (лезг. «цуьрц» ‘молодая, мягкая ветвь’). Следовательно, «Ал-цур-ун» ‘делать внешнее (на вид) растаивание (согласие)’.
Алчудун ‘наматывать, заворачивать’: «Ал-ччуд-ун», где морфема «ччуд» идентична со сван. «ли-чIоне» ‘заворачивать, обвертывать’ /2/ и второй частью лит. лезг. «Ку-ччуд-ун» ‘похоронить’. См. также сван. «ли-шдхьв-и» («-шд-»), лак. «учлан» ‘хоронить’.
Алчукун ‘наматывать, обвивать’: «Ал-ччук-ун», где морфема «ччук» идентчна с второй частью слова «Ку-ччук-ун» ‘похоронить’ (куб. нар.; лит. лезг. «куччудун»). Эта морфема встречается также в «Гал-ччук-ун» ‘закутывать, надевать’. В последнем слове идентификация морфемы «гал» со словом «галайвал» ‘последовательность’ не подходит. В кубинском наречии «Ккал-ччуг-ун» («ккал-ччук-ун») морфема «ккал» ‘корова’ также не подходит, а остальная часть этого слова «-ччуг-ун» идентична с лезгинским «ччугун» ‘тянуть, обивать, натягивать; носить, переносить («дерт ччугун», «кеф ччугун»); медленно делать, тянуть («шикил ччугун»)’. Слова «галччугун» и «ккалччугун» идентичны с русским «кольчуга» - военная рубашка из металлических колец, при котором «гал» («ккал») понимается как «хъал» ‘панцырь’ (лезг. «хъалхъас» ‘черепаха’). Тогда «хъалччугун» - тянуть (на себя) "пан-цырь”.
Следовательно, «гал» или «ккал» - одежда, но такая идентификация нельзя применять для слов «Гал-ттуг-ун», «Ккал-ттуг-ун» ‘гонять’. В последних словах общая часть «ттугун» понимается как ‘не давать’ («гун» ‘давать’, «тту-» - отрица-тельный префикс), что позволяет нам морфемы «гал» и «ккал» идентифицировать с чеч. «къайладара», агул. «гуланас», крыз. «гулхьийидж» ‘исчезнуть’, агул. диал. «гьалганас» ‘спасаться бегством’ /1/.
Таким образом, из различных значений одной и той же морфемы мы подбираем такое значение, которое согласуется со смыслом всего слова, куда входит данная морфема. Те-перь переходим к интерпретации имен, указанных в заглавии статьи.
Алпес (Албес) ‘Бог’: «Ал-пес», где «ал» ‘сверху, на, наверху’, «пес» ‘действовать’ (уд.), причем слово «действовать» понимаем в более широком смысле этого слова. Сле-довательно, «Алпес» - действующий на нас (управляющий нас) небесное божество.
Алуп ‘покровитель’: «Ал-уп», где «ал» ‘наверху, сверху’, «уп» ‘покрывать’ (дарг. диал «убкабиршес» ‘скрывать’ /1/, русск. «упаковать», хотя «у» - приставка, «паковать» - корень слова). Покровитель лезгиноязычных народов Алуп, прочитанный нами в «Алупанской книге», встречается в пеласгском (критском) письме. На одной из царских печатей написано иероглифическим письмом «Лукав Алупа умунарай» (Пусть душа Лукава упокоит Алуп), т.е. Алуп обожествлен.
Аллах ‘Бог исламской религии’. В древнеарабской мифологии Аллах – создатель мира и людей, глава и отец богов /5/. «Главным образом Мухаммед проповедовал о том, что Бог является единым для всех. Он все создал во Вселенной, ему и должны под-чиняться все, живущие на земле, независимо от национальности. …Мухаммед был знаком с Ветхим и Новым заветами… Свою миссию Мухаммед видел не в том, чтобы изобретать для арабов нового Бога (как многие думают и сейчас), а в том, чтобы открыть им того же единственного Бога, в которого верили как иудеи, так и христиане» /6/. Первую часть имени «Ал-лах» («Ал-лагь») можно представить как арабский артикль «ал-» («əл-»), употребляемый для введения следующего слова в родительный падеж (напр., «Баб ал-Абваб» ‘ворота ворот’; Əбд əл-Əли ‘букв. раб Али’; Əбд əл-Һəсəн ‘букв. раб Гасана’) или же для отличия имен собственных от нарицательных существительных: Əл-Һарис, Əл-Һəсəн, Əл-Һүсейн /7/. Этимологи-ческая разборка слова «ал-Лах» («ал-Лагь»), исходя из арабского языка, мне не встречалась. Однако это слово в виде «Аллах» вполне этимологизируется, исходя из лезгинского языка. Оно состоит из двух частей (морфем): «ал» ‘сверху, наверху; верховный’, а «лах» - ‘глубокий старик’ (лезг. «лах-лах», пеласг. «лах» - ‘глубокий старик’ /8/). Значит, Бог Лах – самый старейший из известных богов, «глава и отец богов».
Как видим, обилие в лезгинском языке однослоговых слов, состоящих 1-3 букв, является уникальной особенностью и свидетельством его глубокой древности, лежащей в основе единого праязыка. Существование пранарода и праязыка Е.А. Бокарев относит к эпохе энеолита (не позднее III тыс. до н.э.) /9/. Е.А. Крупнов /10/ также убедительно, на археологическом материале, доказывает, что в III тыс. до н.э. на Северном Кавказе существовала единая этническая среда с общим праязыком и общими чертами культуры. «Любопытно отметить, - пишет Г.А. Климов /11/, что для реконструкции такого праязыка оказалось достаточно материалов одной лишь обширной лезгинской подгруппы кавказских языков» (выделено мной – Я.Я.).
ЛИТЕРАТУРА
1. Комри Б., Халилов М. Словарь языков и диалектов народов Северного Кавказа. Лейп-цик-Махачкала, 2010.
2. Климов Г.А., Халилов М.Ш. Словарь кавказских языков. Сопоставление основной лек-сики. М., 2003.
3. Хайдаков С.М. Сравнительно-сопоставительный словарь дагестанских языков. М., 1973.
4. Nikolayev S. L., Starostin S.A. A North Caucasian Etymological Dictionary. M., 1994.
5. Мифы народов мира. Энциклопедия. ТТ. !-2. М., 1992.
6. Мизун Ю.В., Мизун Ю.Г. Тайны богов и религий. М., 1999, с. 483.
8. Яралиев Я.А., Османов Н.О. Дешифровка критской письменности. История лезгин. Т. 2. М., 2009.
9. Бокарев Е.А. Введение в сравнительно-историческое изучение дагестанских языков. Махачкала. 1961.
10. Крупнов Е.И. Древнейшая культура Кавказа и Кавказская этническая общность (к проблеме происхождения коренных народов Кавказа). «Советская археология», 1964, № 1, ч. 4.
И эти люди не только идет дорогой извращенной русскими в языке, но и помогают искоренить язык вообще. Эти так называемые лингвисты даже до уровня чабана не дошли в языкознании, но и учат им всех остальных
Ярали муаллим, ваша этимология слова ""Аллах" в корне неверна и даже нелепа. "Аллах" происходит от артикля единственности " ال" и слова "له" - бог, т.е. единственный бог. Вот и все.
Не понимаю, почему Ярали Алиевич своего бога называет именем Алпес. Если название связано с удинском словом, означающим "действовать", как он утверждает, то это слово на удинском звучит "песун". Тогда и название бога Яралиева будет Алпесун или Алпус. Так интереснее звучит... Вообще, у Ярали Алиевича завидное чувство юмора, которое ему позволяет легко разгадать любые тайны истории и филологии...
Уважаемый Ярали муалим ! Как вы убеждаетесь сами ,каждая ваша работа , провоцирует к активации латентное шизо у членов исчезающих племен .Только за одно это,настоящие ЛЕЗГИНЫ,Вам премного благодарны. Частая публикация так необходимых ЛЕЗГИНАМ ваших работ по философии ЛЕЗГИНСКОЙ истории дают два результата: Настоящие, реальные,правдивые знания о минувшей ИСТОРИИ нашего народа -обогащают и вооружают ЛЕЗГИН в духовном,морально-этическом плане.И , заодно, разоблачают КЕРОСИНО-фейковые племенные фантазии.Вот у них и разыгралось бешенство матки.Не могут остановиться.На научные изыскания отвечают неудержимой диареей.Что поделать ? много идиотов развелось в это смутное время.Да еще над дагом спасительное внешнее правление ввели.Племена кипятком писают, боятся расчленения дага.Забывая о все объемном слове-Кьадар,предопределение !
Лично для меня откровением стала выявленная Ярали Алиевичем связь между его богом Алупом и обычной "упаковкой". Надо ли это понимать, что Алуп и Тетрапак - от одного родителя происходят?!
Да Alban! Не дальновидности у многих соплеменников куда будет двигаться будущий наших детей и пра-пра внуков останется ли Легъами они в свей гнезде. Как не как есть пока возможность создать усилить чтобы не совсем потерялись а мешает и не признают дебили, не видеть дальше носа на метр.Среди нас есть ярый противники умышленно противостоят любому новшества о Лезгинстве. Этот КУРеВА такой же,ты курева если знаешь о чем та больше пиши и не тупи или не лез как провокатор.Саграй Ярали халу агалгъунар халу.
Научный метод он тем и хорош, что он применим ко всем аналогичным случаям. В связи с этим один товарищ на страницах Фейсбуке спрашивает: "Если метод изучения этимология арабских слов на основе лезгинского языка научен, то как можно на основе лезгинского языка объяснить происхождение слова "ис-лам"?
Албан! Прости по спешке и от восторга правильности вашего коммента не заметно на минус нажал.После таких объяснение даже шизики должен очухается и а так же идиоты умешиться среди Лезгинов
Уважаемый Ярали Алиевич человек очень увлекающийся. В связи с этим вспоминается: "если факты говорят об обратном, то тем хуже для фактов!" Драгоценнейший, так нельзя, ведь можно дойти до смешного. Хотя в целом энтузиазм учёного вызывает симпатию. Но без натяжек следовало бы обходиться. Уже писал, но не был услышан: не АЛУПАН. а АЛПАН! В горах женщины в ссоре могут вскричать: " вун АЛПАНДИ яай!" Как видим, никакого столь любезного сердцу Яралиева АЛУПАНА тут нет. В приведенном проклятии АЛПАН - древний, верховный бог лезгин, хозяин неба, насылающий молнии - ц1айлапанар. Алпан - это лезгинский Зевс. А вот кстати слово Зевс, у Пушкина "ЗЕВЕС", можно подозревать с лезгинским "Цевен Иес". И здесь можно усмотреть меньше места для шуток: ведь согласно Тэйлору и другим авторитетам, первогреки считали, что автохтонами их территории были горцы с Севера, то есть ими могли быть и древние лезгины. Ведь это факт, что антропологически европейцы относятся к расе кавкасионов.
Изыскания в первой части статьи довольно занимательны, ближе ко второй части довольно абсурдны. Но это точка зрения дилетанта, насколько же они научны,- это все-таки компетенция профессиональных лингвистов-экспертов. По крайней мере, человек с дашнаками столетней давности и прочими "захватчиками", затесавшимися где-то между кайнозойской и мезозойской эрой точно не борется. Что само по себе уже есть хорошо. Ста лет жизни, уважаемый профессор!
Ув.Админ!Много,из того ,что писал Ярали халу,находим впоследствии в трудах официозных,академических ученых.Например: 4 го марта на сайте axar.az 23 часа,36 мин.опубликовано интервью известного ученого,историка-албаниста,член-корреспондента НАНА,профессора Фариды-ханым Мамедовой : Карабахцы-АЛБАНЦЫ, Об этом ,косвенно,своими дешифровками сообщал читателям уважаемый Ярали муалим,которого ,бездарные личности ,осыпали репликами-усмешками. Убедительная просьба к Админ сайта перепечатать интервью профессора Ф.Мамедовой на сайте LezGiYar.У вас большой читательский контингент,а сайт axar.az ЛЕЗГИНАМ практически неизвестен. Заранее благодарю !
Албану . Где ты в Даг - е определил " смутное время " ? Может это после ареста Джелилова ( " славного сына аз-го розлива в Дербенте") ? Помни - Дагестан это он сам!