Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1085
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 15
Мугьманар: 15
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2012 » Январь » 2 » Лезгинские итоги 2011 года

15:02

Лезгинские итоги 2011 года


Лезгинские итоги 2011 года
Ханжан Курбанов - кандидат политических наук

Переломный год для лезгинского народа  

2011-й год проходил под знаком двух символичных для лезгинской общественности явлений и фактов: Лезгинет и Храх-уба.  Именно в уходящем году состоялся  

Лезгинет – совокупность Интернет-ресурсов активных в этнополитическом русле, которые на протяжении года актуализировали лезгинскую боль и радость, будоражили умы молодых  лезгин темами родного края, раздираемого суммой проблем. И именно в 2011 году своего пика достигла проблема лезгинских анклавов.

Пролог. Контуры настоящего будущего
Храх-уба – это крошечное село на севере Азербайджана c населением в 600 человек, стало символом лезгинской боли. Храх-уба весь год был лакмусом отношений к лезгинскому вопросу как российских властей (МИД, дагестанский политбомонд), так и явно обозначил вектор лезгинской политики официального Баку. Выводы лезгинская общественность из этой истории сделала довольно унылые. Просвета нет? Может быть, потому Лезгинет в 2011 год превратился в улей, в каскад, где вместе с анализом и попыткой осмысления лезгинского вопроса, сконцентрировались чувства, эмоции. Итак, год проводили.  У азербайджанских соотечественников 2011-й оставил неприятный осадок: «Этот год еще раз показал, что РФ глубоко плевать на лезгин». Впрочем, такие же эмоциональные оценки можно услышать от дагестанских лезгин в отношении азербайджанских властей.

Вместе с тем,  и российские, и азербайджанские власти чувствуют, что тренды меняются, системы рушатся и трансформируются. В этих условиях активнее и слаженнее нужно работать в национальном русле. Хотя еще в ряде случаев «работают» старые предрассудки.  

Две стратегические позиции любого этноса – интеллектуальный и количественный ресурс у лезгин представлены в полной мере. Однако при всем этом социально-политические позиции и реальное наполнение статуса народа пока оттягивается рядом факторов и обстоятельств. 

В общем, год для лезгинского народа можно назвать удавшимся по целому ряду точек роста. Даже имеющийся негатив с ратификацией и проблемой анклавных сел обнажил еще ряд проблем, активизировал внимание российской и международной общественности к лезгинскому вопросу, способствовал поиску путей решения других проблем, высветил те, вопросы, к которым лезгинский истеблишмент  был долгие годы глух. 

Лезгинская политика

2011 год как никогда прежде активировал интерес к лезгинам в  этнополитическом русле. Внимание к лезгинам и лезгинскому вопросу во многом было подогрето проблемой анклавных сел Храх-уба (Магарамкентский район РД) и Урьян-уба (Ахтынский район РД), которые стали жертвами дипломатическо-геополитических неурядиц с одной стороны и отношения к нацменьшинствам -  с другой. Здесь же проявилось отношение официального Баку к России,  а оно, лезгинской общественностью расценивается как еще далеко не партнерское. 

Храх-уба – лезгинская Пандора

Проблема Храх-убы не получила должной поддержки  на федеральном уровне . Хотя справедливости ради нужно сказать, что президент Дагестана был активен в попытках разрешить проблему геополитических «островитян» на республиканском уровне.  Предложения депутатов республиканского парламента (Эдуард Хидиров) провести через Народно собрание РД программу поддержки лезгин из двух анклавных сел, были с энтузиазмом поддержаны местными властями, но через Москву не прошли. Было предпринято около 10 выездов в эти села дагестанских делегаций. Храх-убинскую проблему с его сотней хозяйств не сочли серьезным поводом вводить законодательные новшества и программы.  

26 мая на сессии дагестанского парламента, которая была посвящена проблеме Храх-убы и Урьян-убы, вице-премьер правительства Ризван Газимагомедов предложил ввести для жителей этих сел двойное гражданство. Для урьян-убинцев это предложение уже было неактуально - все они приняли азербайджанское гражданство, а храх -убинцы от «заманчивого» предложения стать гражданами АР отказались.

На этой же сессии было подтверждено, что анализ архивных документов не дал точных сведений, по которым земля на территории указанных сел, принадлежала  бы российской стороне. 

Главным итогом этой сессии было принятие Обращения к президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву, председателю правительства России В.В.Путину, исполняющему обязанности председателя СФ ФС России А.П. Торшину и председателю Государственной Думы России Б.В. Грызлову с просьбой принять федеральную целевую программу переселения граждан этих сел на территорию Республики Дагестан. Магомедсалам Магомедов тогда на сессии НС РД сказал такую ключевую фразу: «Мы, Республика Дагестан, будем, как и в этом случае, во всех случаях защищать интересы  земляков, наших граждан. Никому не дадим оказаться в  положении, когда он беззащитен и находится под каким-то давлением. 

Надо сказать, что и азербайджанская сторона ведет себя корректно...». Однако спустя несколько месяцев «корректность» азербайджанской стороны была сотрясена. Чиновники из Минобразования Азербайджана сорвали 1-сентября храх-убинским ребятишкам. Видео визита чиновника из министерства образования АР попало в сеть. 
Тогда же президент озвучил мысль о федеральной целевой программе, которая, по его мнению, могла бы стать решением этого вопроса. 

В августе во время встречи в  сочинской резиденции «Бочаров ручей»  с президентом России Дмитрием Медведевым, президент Дагестана также поднял тему лезгинских сел, предложив главе страны на рассмотрение вопрос о принятии федеральной целевой программы переселения жителей сел Храх-уба и Урьян-уба на территорию Российской Федерации. 

24 августа -  в день истечения срока ультиматума храх-убинцам со стороны АР - у М.Магомедова состоялся телефонный разговор с первым заместителем председателя правительства Азербайджанской Республики Ягубом Эюбовым. Тогда глава республики просил азербайджанскую сторону не применять силовые меры по депортации жителей села. По крайней мере, до принятия федеральной целевой программы.

Однако принятие такой программы затянулось и в конечном итоге российские власти отказали республике.  Смысл письма с заковыристой формулировкой  чиновников минрегионразвития РФ со ссылкой на приказ минрегиона России от 29 декабря 2006 года №152, сводился к тому, что на храх-убинцев не распространяется финансовая поддержка.   Еще более непреклонен был МИД  России, которое прямо заявило, что «для нахождения граждан России в населенных пунктах Храх-Уба и Урьян-Уба и владения ими азербайджанской землей нет законных оснований».

В итоге, информация по Храх-убинской теме округлилась пространным комментарием дагестанского миннаца, в лице его главы Бекмурзы Бекмурзаева и таким малоутешительным вердиктом: «Следует отметить, что многое в решении проблемы жителей Храх-Убы и Урьян-Убы зависит от позиции и действий самих храхубинцев. До сих пор отдельные из них не определились в своем решении, выдвигают невозможные требования, поддаются призывам отдельных деструктивных сил, которые мешают положительному решению этого вопроса». 

В конце ноября жители Храх-убы собрались на стихийный митинг в Махачкале, где рассказали, что во время их отсутствия домовладения вскрываются неизвестными. На этом, пожалуй, геополитическая история храх-убинцев образца 2011 года завершается. Вопрос так толком и не был разрешен, а в среде лезгинской общественности оставил  грустный фон и привкус обмана. 

Лезгинская тема

Лезгинские проблемы весь год неоднократно обсуждались на разных уровнях. Лезгинам свои комментарии посвящали общественные деятели, журналисты, историки, эксперты – Владимир Соловьев, Николай Сванидзе, Алексей Малашенко, Константин Казенин, Гейдар Джемаль, Сулайман Уладиев, Александр Дугин, Сергей Решульский, Михаил Леонтьев, Максим Шевченко. Последний, в частности  был модератором проходивших в Общественной Палате России  21 июня общественных слушаний по теме «Разделенные народы: правовой статус и трансграничное сотрудничество».  Здесь же от лица лезгинский общины выступил глава ФЛНКА Ариф Керимов. Он говорил об исторических корнях разделенности лезгиноязычных народов между Россией и Азербайджаном, а также остановился на современных проблемах лезгин Южного Дагестана и Северного Азербайджана.

29 апреля в самой крупной после Москвы лезгинской общине - в Тюмени состоялась совместная с Министерством регионального развития РФ Межрегиональная конференция Федеральной лезгинской национально-культурной автономии «Роль общественных институтов в нормализации межнациональных и межконфессиональных отношений, патриотического и духовно-нравственного воспитания молодёжи». 

Важным политическим событием можно назвать встречу в мэрии Москвы 19 июля Арифа Керимова с Путиным на совещании с представителями конфессий и национально-культурных и общественных организаций. На этой встрече глава ФЛНКА затронул ряд лезгинских проблем  и адресовал лидеру страны некий мессидж: «Лезгинам можете помочь только Вы!», успев поговорить с лидером нации tet-a-tet.  Здесь же родился очередной путинский афоризм. Когда глава автономии упомянул о деструктивных силах в России и роли политолога Стаса Белковского, Путин не растерявшись, тут же выдал: «Отдать надо его лезгинам!»

19 декабря в Общественной Палате РФ прошли Общественные слушания на тему «Земельный вопрос на Кавказе: от разрешения конфликтов к их предупреждению», где президент ФЛНКА вновь в достаточно жесткой форме поднял проблемы лезгин. А.Керимов говорил о двойных стандартах властей, которые покинули храх-убинцев (которые оказались, по словам главы автономии, людьми «второго сорта»), но пришли на помощь российским летчикам, задержанным в Таджикистане в ноябре этого года. 

В завершении своего выступления Ариф Керимов выдвинул ряд предложений, среди которых предлагалось:   «Обеспечить возможность и условия для изучения родного языка, создания СМИ на родном языке, создания общественных организаций, культурных центров, обеспечить охрану памятников истории, архитектуры и культуры этих народов, на всей территории их проживания, а также облегчить режим пересечения государственной границы представителями разделенных народов, проживающими в районах, прилегающих к границе». 

Самур и граница

В 2011 году лезгины после ратификации договора о госгранице, подписанного Д.Медведевы и И.Алиевым 3 сентября 2010 года де-юре были разведены железным занавесом. В Кусарском районе АР с целью усиления охраны границ на севере Азербайджана открылись две пограничные заставы.  По Самуру создана межгосударственная комиссия, по распределению водных ресурсов Самура   Самур был «закрыт» еще раньше ратификации границы, и поэтому юридический акт лишь придал уверенности Азербайджану, которому это решение, казалось, было нужнее в условиях нестабильного Кавказа.

Мандат и казус-фактор

«Единая Россия» внесла в список двух (Г.Сафаралиев, М.Абасов), а КПРФ - одного (М.Махмудов)лезгина. В результате в Думу прошел лишь один – Гаджимет Сафаралиев, который получил также портфель председателя думского комитета по национальной политике. Непрохождение Мамеда Абасова, инициатора Ассоциации предпринимателей «Южный Дагестан», активного в предвыборный период в Думу стало как для самого кандидата, так и  лезгинской общественности неприятной неожиданностью.  

Социальные группы и лезгинские форумы бурно обсуждали этот очевидный казус. Было подготовлено открытое письмо президенту Д.А.Медведеву. , подписанное председателем Ассоциации деятелей науки и культуры лезгинского народа Абдулгалимом Абдулгалимовым.  Особый акцент был сделан на «этническом представительстве одного из крупных народностей Дагестана (лезгин), разделенного межу двумя странами – Россией и Азербайджаном». 

Баку и лезгины

Ильхам Алиев президент Азербайджана внимание уделил и лезгинам, и исконно лезгинским районам Севера республики – Хачмазскому, Кусарскому. В частности, в Кусарский район было решено  активно инвестировать. В подтверждение правительственной политики  -  состоялось открытие в Кусарах горнолыжного курорта. 

Активизировались по национальному вопросу и чиновники азербайджанского правительства. Заместитель председателя комитета Милли Меджлиса Азербайджана по международным отношениям и межпарламентским связям, членом делегации Азербайджана в Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) Севиндж Фаталиева сделала заявление, что «В Азербайджане нет, и никогда не было проблемы национальных меньшинств». Председатель Комитета по правам человека Милли Меджлиса Азербайджанской Республики Рабият Асланова в интервью СМИ заявила, что  «В Азербайджане никто не может быть принужден к смене своей национальной принадлежности». 

В октябре в Баку под девизом «XXI век: надежды и вызовы» прошел Международный гуманитарный форум, на котором тема мультикультуризма была доминирующей. Сами азербайджанские участники дискуссии довольно позитивно отозвались о положении с мультикультуризмом, признав азербайджанскую модель эталонной. Однако существующие проблемы с положением с нацменьшинствами в АР от этого никуда не исчезают. Хотя сам факт проведения подобного рода форума может быть расценен двояко: желанием Баку войти в цивилизованную Европу и попыткой «забелить» проблему в области культурных и политических прав лезгинского и др. народов, проживающих на территории АР. 

Юждаг вокруг ислама

Весь год ислам в Южном Дагестане был конфликтным, позитивный потенциал ислама в регионе не был использован.  Радикальный ислам  в руках у агрессивной массы усугубил раскол в обществе. Налет районных полицейских на мечеть в с.Советское  Магарамкентского района 13 мая, аресты прихожан, дальнейшие репрессии в отношении салафитской молодежи Юждага еще более усложнил  общественно-политическую ситуацию в регионе. Убийство 9 июля директора школы с.Советское Сидикуллаха Ахмедова, который сыграл активную роль в конфликт салафитов и общества, запрещал ношение хиджабов ученицам школы общественность посчитала местью боевиков. 

Юждаг официальным духовенством всегда представляется в качества «чистого поля», где получают раскрутку салафитские проекты. Мнение не лишено своих оснований. Однако деятельность в Дербенте и округе авторитетного  устаза, шейха Сиражудина Хурикского выбивалось из данного ряда.  Убийство его подорвало структуру суфийского ислама и как отмечают эксперты, открыло поле для салафитского ислама. 

Лезгинет 

Год можно назвать поворотным в понимании силы и возможностей интернет-технологий для целей презентации, единении и укреплении этнического компонента. Лезгинет выбрасывал на «рынок» продукцию разного качества, сорта и вида. Увеличилось количество групп и сообществ в социальных сетях, которые активизировались именно в уходящем году.  

Из реальной жизни лезгины черпают вдохновение, потом преобразуют свои чувства (любви к родине, танцу, национальной культуре, кухне, традициям) в реальные проекты,  в искусство и креатив.  Так появились новые интернет порталы – информационный портал Хabarar.org;  Juvanbur.net;  Lezgi.fm;  Кусары.com,  персональный сайт Седагет Керимовой.

Радуют успехи известного и любимого всеми дагестанскими молодыми пользователями сайта «Шахдаг», созданного группой лезгинских веб-разработчиков: ресурс занял на I-кавказском конкурсе «Прометей» первое место в номинации «Лучший развлекательный ресурс». Ежедневно на сайт «Шахдаг» заходят тысячи молодых людей, чтобы пообщаться, скачать музыку или картинку. 

1 февраля в сети заголосила музыкой (и не только) первая национальная радиостанция.  ЛезгиFM - общелезгинская независимая волна, созданная по инициативе креативной группы и практически без ощутимых финансовых вливаний.

В сети продолжается бум роликов на лезгинскую тематику: в 2011 году их количество просто зашкаливает. Недавно был презентован проект клипа патриотического содержания, в котором снялись шарвилисты. Получил свою путевку в сеть свежий проект лезгинских  демотиваторов от Шамиля Алифова: картинки с мудрой или замысловатой подписью под ней на лезгинском языке. Зарегистрировался сайт о лезгинской литературе   и аналогичная страничка  в социальных сетях.

Клубная жизнь и общественная активность

Но жизнь лезгинской молодежи проходит не только в сети. В реальной жизни все куда интереснее и красочнее. К примеру, бакинские лезгины, впрочем, как и московские (под водительством Национально-культурной автономии (НКА) «Московские лезгины») часто развиртуализируются и  проводят традиционные «Лезги дем». Формат таков: песни, танцы, угощения, между которыми проводят  конкурсы на знание истории, языка, кухни лезгин. В 2011 году такие этнокультурные мероприятия проводились, как и прежде, но с большим энтузиазмом и обширной программой. 

«Московские лезгины» совместно с Московским домом национальностей в «целях распространения и популяризации этнографических знаний в школьной среде» организовали с сентября выезды в московские школы. Кстати в «Московских лезгинах» в 2011 г., на пятом году жизни автономии, произошла «капитанская» замена. 

Амиль Саркаров – основатель организации и активный проводник лезгинской клубной жизни и этнокультурных проектов уступил место председателя президенту Психоаналитической ассоциации России, профессору Мадрудину Магомед-Эминову. И тут же вновь назначенный руководитель москволезгин обозначил одну из первоначальных целей организации: координация работы и выход на  микрообщества лезгин в Москве.

В ноябре в Набережных Челнах открылась лезгинская воскресная школа, в создании которой ощутимую роль сыграл  председатель лезгинской общины Захид Османов. 
            
Под занавес года в сети появляется сюжет Georgia  Times,  с комментариями  представителя Всероссийского союза лезгинской молодежи Энвера Абдуллаева, в котором  он дает довольно жесткую и вместе с тем откровенную оценку положению лезгин в Азербайджане. Так, в частности, Э.Абдуллаев развенчивает мультикультуризм и этнотолерантность азербайджанских властей. Уроки лезгинского в Кусарах и ряде небольших аулов до 4 класса -  дважды в неделю, да еженедельная газета «Самур», которая издается на частные средства, не могут быть серьезными доводами в пользу соблюдения демократического принципа мультикультуризма.  Затронул Абдуллаев и проблему двух анклавных сел. Здесь был приведен  факт, со ссылкой на сайт села Храх-уба Магарамкентского района РД. Не было никакой аренды, о которой твердят азербайджанские власти и российские дипломаты. 

Задолго до 50-х годов 20 века на этих местах было село и принадлежали эти земли РСФСР, то есть России, а не АзССР. Тем не менее, современные власти уже независимого Азербайджана в ультимативной форме депортируют людей с обжитых земель. При таком отношении,  когда лезгинский народ, по словам молодежного общественника,  просто пытаются ассимилировать,  воевать за интересы азербайджанских властей лезгины интереса не имеют.  В защите лезгинских этнокультурных и прочих вопросов общественники намерены дойти до Европейского суда.

Культура

Лезгинская культура в этом году, по праву, прошла под знаком «Сувара».  Художественный коллектив национальной лезгинской песни и танца «Сувар» из Баку, который в этом году отмечал свое пятнадцатилетие, в сентябре принял участие на музыкальном фестивале в Анкаре, произведя в турецкий публике настоящий фурор. А до этого распоряжением министерства культуры АР «Сувар» получил почетное звание «Народный коллектив Азербайджана». 
Надо отметить, что лезгинский коллектив «Сувар» был единственным делегатом Азербайджана. Однако в Турции не обошлось и без казуса. Суварцам рекомендовали не петь на лезгинском языке. Озвучил эту просьбу прикомандированный чиновник из министерства культуры Азербайджана.
 
Основатель и бессменный руководитель «Сувара», писатель, журналист, общественный деятель и композитор Седагет Керимова, патриот и авторитетный в лезгинской среде человек активировалась в сети,  создав свой персональный сайт  http://www.sedagetkerimova.com/ и аккаунт в Facebook. Любопытный факт: в первые минуты открытия странички в социальной сети C.Керимова получает более 400 предложений дружбы! 

На небосклоне лезгинской музыки продолжает наращивать успехи и авторитет и другая музыкальная группа - Шахнабад. В сети (Кусар.com) появляется этнокультурный проект лезгинских сказок. В любимую с детства сказку «Вервелаг хала» вдыхают жизнь молодые интеллектуалы Руслан Гарунви, Альвия Гасанова и Анеля Исаева.

Отметим также, что в уходящем году свои юбилеи отметили один из самых плодовитых писателей и поэтов современности – Фейзудин Нагиев (60), талантливый композитор Магомед Гусейнов (70) и национальная газета «Лезги газет» (90). 

Следует сказать и о потерях года – ушел от нас видный государственный деятель, эксперт по исламу, заместитель министра по национальной политике, религии и внешним связям – Кафлан Ханбабаев.

Книги

В 2011 году лезгинских читателей порадовали книжные новинки.  Приятно осознавать, что лезгины открыли серию «Детям о народах Дагестана», издательства «Эпоха». Осенью книга  для детей «Лезгины: культура, история и традиции» Мадлены Гаджиевой была презентована в Москве и Махачкале. Следом в декабре издается энциклопедия «Лезгистан» писателя Хаким Курбана, в котором собрана обширная информация о лезгинском крае, его людях, истории. Эта первая попытка систематизировать всю информационную базу лезгинского народа, особенно по персоналиям.  Еще раньше, в Кусарах прошла презентация энциклопедического сборника «КЦ1АР, КЦ1АРВИЯР – QUSAR, QUSARLILAR» Седагет Керимовой. Работа над составлением сборника, который состоит из 14 глав, продолжалась 10 лет. Здесь представлены такие главы как «История Гусара», «Природа», «Селения», «Просвещение», «Ученые», «Поэты», «Герои», «Искусство», «Этнография», «Гусар сегодня».

Спорт 

Лезгинский футбол в 2011 году показал хорошие результаты.  Не знаю, повлияло ли на это приобретение «Анжи» Сулейманом  Керимовым или нет, но факт остается фактом. Лезгинские команды «Леки» (с.Магарамкент, РД) и «Шахдаг» (г.Кусары, АР) показали наступательный футбол и радовали своих болельщиков. «Леки» занял второе место в Чемпионате Дагестана-2011, уступив Хасавюртовской команде «Спартак». А кусарцы в первом круге чемпионата Азербайджана пока на  четвертом месте, что тоже хорошо.  Причем в команде из г.Кусары играют в основном местные ребята, то же самое можно сказать и о «Леки», которую называют «сборной лезгинской командой»  Дагестана. ФК «Шахдаг» добивался побед во многом вопреки всему, преодолевая уйму проблем. И, конечно, не обошлось, без некомпетентного и ангажированного судейства.  Возмутительные действия арбитров в отношении «Шахдаг»  подвигли болельщиков из разных уголков АР и РФ написать письмо в футбольное судейство Азербайджана в защиту любимой команды. Добавим также, что лезгин Рахид Амиргулиев стал обладателем Кубка Азербайджана по футболу. 
 
Были и другие успехи у лезгинских спортсменов:  Замира Рахманова стала Чемпионкой мира по вольной борьбе, а Виталий Рагимов отвоевал «бронзу» по греко-римской. 

Вывод

Лезгинская молодежь вопреки скепсису представителей солидного возраста проявляет себя в новом патриотическом ключе. Что и говорить: азербайджанские лезгины, которых по правде говоря, некоторые в Дагестане считают еще недозрелыми для гражданского самосознания, крепнут и набираются опыта. Происходит это, в том числе, путем общения в социальных сетях. 

Уже слышатся возгласы молодых интеллектуалов Баку, Кусары и Кубы предоставить лезгинам в АР автономию, что совсем недавно сложно было себе представить. Лезгинский вопрос уже формируется на  международной арене, как один из злободневных повесток Южного Кавказа – этого стратегического перешейка. Игнорировать его больше не удастся. Придет время для реального решения реальных лезгинский проблем. И в этом смысле 2011 год – был в какой-то степени переломным.

Лезгинский национальный портал ЛезгиЯр







Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Лезгинская правда | Просмотров: 9984 | Добавил: LezGiYar | В материале упоминаются: лезгинская правда, Лезгинские итоги, ханжан Курбанов

avatar
1
Да эти факты были в ушедшем году,успехом большим все это с натяжкой можно назвать.Главное все больше народа начинают понимать и принимать активное участие в общественной жизни.В насупившем году нам нужно еще активней подержать патриотов которые болеют душой за наш народ.
avatar