Значительный след в истории
края оставил Амирали Таирджальский, активный участник
народно-освободительного движения на Кавказе, ученик Магомеда Ярагского,
близкий друг и соратник Шамиля.
Амирали родился в 1790 году в
селении Таирджал Кубинского уезда. Получив первоначальное религиозное
образование в Кубинском уезде, он впоследствии переезжает в Кюринский
округ, поселяется в селении Верхний Яраг, и продолжает свое образование в
знаменитой религиозной школе Магомеда Ярагского. К этому времени школа
Шейха Магомеда Ярагского, проповедника мюридизма, снискала славу по
всему Кавказу и привлекала мюридов со всех концов региона. Здесь, в
Яраге, Амирали постигая учение мюридизма впервые встретился с Шамилем,
Кази-Магомедом и Абдуллой Алкадар. Совместное обучение и пребывание в
Яраге сблизило этих исторических личностей и связала их судьбу на
последующий период жизни. Так, Амирали, вдохновленный идейными
воззваниями Магомеда Ярагского, превращается в активного сторонника
Шамиля и участника боевых действий, и тогда он скажет свое знаменитое
изречение.
Будучи в Яраге, Амирали женился на племяннице (дочери
брата) Шейха Магомеда Ярагского, Муминат. От этого брака у него родился
сын. Позднее, в связи во сложившимися обстоятельствами, Амирали вместе с
Магомедом Ярагским пересилились в Аварию, где они и продолжили свое
дело.
В 1830 году после выступления Шамиля и Кази-Магомеда
против богачей Хунзаха, Амирали, будучи жертвой предатедя, был арестован
и сослан в ссылку в Сибирь. За время пребывания в ссылке, Амирали был
подвергнут истязаниям и телесным наказаниям в результате чего серьезно
потерял свое здоровье. Однако, несгибаемая воля Амирали не дала ему
сломиться и ему удалось бежать с каторги. После побега Амирали, весной
1837 года возвращается к учителю Шейху Магомеду Ярагскому и Шейху
Шамилю.
Именно тогда здесь было согласовано, что надо
воспользоваться сложившейся ситуацией так, чтобы Амирали ускорил уже
назревшее восстание населения Кубинского уезда против царизма, и тем
самым способстовать рассредоточению скопления русских войск в Северном
Дагестане. По совету Амирали, Шейх Шамиль обращается к кубинцам с
посланием и в начале августа 1837 года Шейх Шамиль отправляет свое
послание руководителям восстания. В этой связи Гаджи-Магомед,
предводитель горцев, впоследствии арестованный, в своих показаниях
отмечал, что: "Это послание было доставлено мне таирджальцем Рзаханом,
который сказал, что он получил это письмо от близкого к Шамилю мюрида
Амирали. На этом письме, действительно стояла печать Шамиля и письмо
было адресовано на мое имя, а также Ильясбека, муругцев Гасанбека,
Хуршуда и других старейшин."
С связи в задержкой с ответом
Амирали со своими мюридами направляется в Кубу для непосредственного
участия в восстании. С этого момента Шейх Амирали, наряду с
Гаджи-Магомедом Хулухским и абреком Ярали Гильским становится одним из
руководителей Кубинского восстания, начавшегося 20 августа 1837 года.
Впоследствии, в связи с проникновением горцев в город Гаджи-Магомед
отмечал, что: "Магомед эфенди, Амирали и Ярали говорили, что они зашли в
город с недостаточными силами. Позднее я узнал, что в город вошло около
тысяча горцев." Шейх Амирали со своими мюридами был одной из главных
ударных сил штурма города. В Кубе в то время был расположен русский
гарнизон и город снискал славу "непреступной крепости." Царские
генералы, назвавшие эту военную операцию "вторым фронтом", отмечали, что
это вынудило генерала Фезе и других генералов отвлечь внимание от
Северного Дагестана и прибыть со своими войсками в Кубу. В результате
военно-политическое положение Шамиля на севере было существенно
облегчено и Шейх получил возможность расширить границы Имамата. По
приказу Николя I-го на войну с горцами были снаряжены войсковые
подразделения генерала Фезе, войско генерала Головина в 12 тысяч солдат и
39 пушек, конный батальон генерала Карганова, войсковые подраздления
генералов Симбирского и Севарселидзе, а также отряды Даниялбека
Илисуйского, в целом 60 тысячная русская армия, превышавшая кубинцев в
шесть раз. После двух лет затяжных боев восстание было подавлено.
Гаджи-Магомед Хулухский, руководитель восстания, был арестован в
результате предательства Кюринского и Казикумухского хана Магомед Мирзы,
Ярали со своими отрядами был оттесен в горы, а Амирали с своими
оставшимися воинами вынужден был вернуться к Шамилю, где заново с новыми
силами подключается к национально-освободительной борьбе.
Здоровье Амирали, получившего тяжелое ранение еще в ссылке, ухудшалось с
каждым днем и в конце концов он полностью утратил свою боеспособность.
Предвидя свою скорую кончину, Амирали собравшись последними силами с
помощью своих друзей А.Бакиханова и Абдуллы Алкадара совершает второй
хадж в Мекку в 1846 году. Ему не было суждено вернуться с этого
паломничества, и Шейх Амирали скончался в результате бури разразившейся
между Меккой и Мединой и был похоронен в местечке "Фатима вадиси" в
Аравии в 1846 году.