Главная » 2013»Май»1 » Возрождение кузнеческих традиций лезгин
07:24
Возрождение кузнеческих традиций лезгин
Мой собеседник Гюлоглан Мамедяров (на фото) – личность разносторонняя: он и спецкором в РИА «Южная граница» побывать успел, и даже принимал участие в написании книги «Бандитская Махачкала». Но меня заинтересовали вовсе не его литературные и публицистические успехи, а любовь к старинным промыслам, в которые он вот уже больше десяти лет пытается вдохнуть новую жизнь.
А началось все в 1998, когда Гюлоглан Садединович взялся за изготовление сувенирной продукции. Это были предметы, которые в сознании большинства прочно ассоциируются с Кавказом: витиевато отделанные турьи рога и кинжалы. И пусть кинжалы по большей части были сувенирами, но узоры то ведь использовались исконно лезгинские. А сейчас он задумался над возрождением лезгинского ковроткачества.
– Работа с серебром всегда считалась привилегией кубачинцев, а вот о лезгинских серебряных дел мастерах слышать не доводилось.
Мне понятна ваша реакция, ведь, когда я только начинал, многие мои знакомые реагировали точно так же. Сейчас эти люди приходят ко мне в цех с заказами. Почти два столетия назад лезгины в селе Старое Мака, что в Докузпаринском районе, ковали самые лучшие клинки для воинов имама Шамиля. Кстати, потомки этих мастеров сейчас живут в Турции, в провинции Ялава.
– Никогда не слышала об этом!
Об этом вообще мало кто знает, но такой факт имел место быть, и в селе Старое Мака изготавливали самые лучшие клинки на Кавказе.
– И в чем же отличие традиционного лезгинского орнамента от того же кубачинского?
Кубачинский орнамент, который они используют в своей работе, уникален, кроме них, никто его не использует, ну разве что в работе гоцатлинцев можно найти отдаленное сходство. Орнамент лезгин… Я бы сказал, что он уравновешенный, не бросающийся в глаза. Но, чем дольше смотришь на него, тем ярче он раскрывается. И еще, мы работаем с филигранью.– Пару месяцев назад в одном из владикавказских музеев мне показали мужской пояс с чернью, сказав, что это работа местных мастеров, а кубачинцы переняли манеру работы у осетин.
Где бы вы ни увидели чернь, знайте, что это кубачинская работа. Осетины, действительно, великие мастера, но у них совсем другая школа. Они в своих работах, как правило, используют филигрань. Мне кажется, что среди культур всех кавказских народов именно осетинская наиболее близка и похожа на нашу.
– С клинками и серебром все ясно, но вот что ждет ковроткачество?
Нет, так долго ждать не придется. Есть такая разновидность станков для изготовления ковров, называется «мурцар», так вот, пару таких «мурцаров», принадлежащих моей маме, я привез из села для образца. Кроме того, приобретены все необходимые станки и инструменты. Но тут есть одно существенное «но»: как правило, на мурцарах ткутся ковры маленьких размеров, что не очень удобно и делает их не самым ходовым товаром.
Поэтому, учитывая возрастающую религиозность, мы подумываем об изготовлении шерстяных ковриков для намаза, ковриков с изображением шейхов Хаджи-Давуда, Магомеда Ярагского и других религиозных символов лезгинского народа
- Не опасаетесь того, что, отдавая дань моде, придется ущемлять народное искусство и со временем коврики, сотканные вами, просто забудутся, а ничего настоящего создать вы не успеете?
– Я ведь не говорю, что собираюсь заниматься только лишь изготовлением таких вот ковриков. Это всего лишь необходимая мера, ведь предприятие нужно поддерживать на плаву. Но, конечно же, помимо всего этого будут ткаться эксклюзивные ковры, те самые традиционные «мурцары». Хочется, чтобы лет через 50 про меня вспоминали добрым словом и говорили: «Да, был такой парень», а для этого надо оставить свой след в истории народа. Я с детства любил всю эту старину – ковры, предметы домашней утвари. Сейчас строю дом, в котором хочу выделить комнату для музея села Фий, думаю о написании книги по истории моего села.
Кстати, это будет первая книга такого рода.
Судя по всему, Гюлоглану Мамедярову удастся оставить след в истории своего народа и нам остается пожелать ему дальнейших успехов в его благородном деле.