Лезгины – один из крупнейших автохтонных народов Кавказа, издревле компактно населявший территорию Восточного Кавказа в стратегически чрезвычайно важном регионе, непосредственно прилегающем к Дербентскому проходу – единственному месту, где Кавказские горы можно было преодолеть крупным войсковым соединениям и торговым караванам. Здесь пролегал один из важнейших участков Великого Шелкового пути. Дербент являлся своего рода перекрёстком цивилизаций, связывавшим Восток и Запад, Север и Юг. Кавказская Албания, древнее государство лезгин и других родственных народов на Восточном Кавказе, превосходившее по своей мощи соседние Древнюю Грузию и Армению, утратила свое политическое значение именно после утери контроля над Дербентским проходом, который с усилением персидской державы Сасанидов к середине I тысячелетия и экспансией персов на Кавказ перешел под управление последних. После овладения Дербентом персы изгнали местное население, усилили крепость и поселили здесь лояльные себе иранские племена. Дербент как «Каспийские ворота» упоминается уже в VI веке до н.э. у древних греков (Гекатей Милетский), то есть уже с древнейших времен речь идет не просто о поселении, а о крепости. Название Дербент персидского корня и переводится как «закрытые ворота», «преграда», что в точности отражает оборонительный характер населенного пункта, где в центральной части крепости – в цитадели, по всей видимости уже с древнейших времен располагался военный гарнизон, служивший также своего рода таможенным пунктом, где взималась пошлина с проходящих здесь торговых караванов. Проживающие сегодня на территории древней цитадели Дербента жители являются большей частью как раз потомками воинов персидских гарнизонов, до прихода русских продолжавших нести службу в Дербенте.
Несомненно что войска Селевкидов, потомков Александра Македонского, и древние римляне под предводительством знаменитых полководцев Помпея и Лукулла, совершившие ряд походов на Восточный Кавказ в более раннее время, также ставили перед собой цель овладеть стратегически важным Дербентом, который на местных языках называется иначе: Цур, Цулли, Чулли, Чурул и т.д. В лезгинском эпосе Шарвили Дербент назван Кьвевар, то есть «двое ворот», что соответствует персидскому, тюркскому и арабскому названиям города (ср. иранское Дарбанд «преграда», тюркское Демир Гапы «железные ворота» и арабское Бабуль-Абваб «ворота ворот»). Именно попытки иноземных захватчиков овладеть Дербентом по всей видимости способствовали консолидации местных народов для противостояния агрессии общими усилиями, результатом чего стало становление во второй половине I тысячелетия до н.э. Кавказской Албании, этнический состав которой был представлен союзом местных лезгиноязычных народов. Несомненно также и то, что до прихода персов гарнизон Дербента составляли местные жители, предки нынешних лезгин, табасаранцев, агульцев, возможно также даргинцев и кайтагцев. Без контроля над этим стратегически важным пунктом существование Кавказской Албании как мощного государства, упоминаемого в древних источниках, с учетом постоянной угрозы с севера со стороны скифов, сарматов и гуннов, было вряд ли возможно. Борьба местных народов против этих захватчиков среди прочего отражена в древнегрузинских и древнеармянских источниках. Союз народов Кавказской Албании основывался на общности языков, происхождения, культуры и особой религии, во главе пантеона которой стоял бог-громовержец Алпан, имя которого соответствует наименованию молнии на лезгинских языках «цIайлапан». Именно об этом боге говорит Страбон, описывая албанов, когда называет его Зевсом, который является греческим аналогом лезгинского бога-громовержца Алпана. Попытки объяснить происхождение наименования Албании и этнонима «албан» на основе других языков, не имеющих никакого отношения к Кавказу, продиктованы или неосведомленностью или политическими соображениями.
Слово и понятие албан/алпан достаточно широко представлено в языках именно восточнолезгинских народов, то есть лезгин, табасаранцев, агульцев, будухов и т.д., что не может быть случайностью (см. http://lezgi-yar.ru/news/kavkazskaja_albanija_lezginskij_alpan_i_grecheskij_apollon/2019-04-07-7169). Наименование «албан» было по всей видимости экзоэтнонимом, то есть собирательным термином, которым соседние народы называли малоизвестные им народы Восточного Кавказа. Этот этноним, соответствующий имени верховного божества Алпана и наименованию местной религии, позже был принят и как наименование государства, основанного на союзе соответствующих родственных народов. Несоменно однако и то, что история «доперсидской» Албании, то есть Кавказской Албании до IV века, когда это государство было упразднено и стало персидской колонией, изучена недостаточно. Намного лучше известна история Кавказской Албании более молодого периода, который лучше отражен в источниках. Но эта Кавказская Албания, то есть сатрапия Персии, которая позже стала называться Арран/Аран, территории лезгин и других восточнолезгинских народов, не подчинившихся персам, охватывала лишь номинально. В отличие от преимущественно равнинного Аррана, в горных и предгорных регионах Восточного Кавказа христианство не закрепилось. До прихода арабов в VII – VIII веках здесь по всей видимости были еще сильны домонотеистические верования и местные религиозные традиции. Персидская сатрапия Арран/Аран, столица которой с приходом персов из «лезгинской» Кабалы была перенесена в «удинскую» Барду (междуречье Аракса и Куры), с самого начала находилась под сильным религиозным и этническим влиянием армян, что до сих пор наблюдается у ныне малочисленного лезгиноязычного народа - удин, которые были почти полностью ассимилированы армянами. Поэтому в истории Кавказской Албании обязательно следует учитывать как минимум два периода, которые можно условно назвать «лезгинским» (до IV века) и «удинским» (после IV века). Именно поэтому язык албанских палимпсестов, то есть рукописей религиозного христианского содержания, найденных в монастыре на Синае, близок к языку современных удин. Несмотря на то, что лезгины несомненно находились в орбите влияния «удинской» Кавказской Албании, для истории этого народа несравненно более важен более ранний период, когда основные центры Кавказской Албании (Кабала, Дербент и другие города, указанные в древнегреческих источниках), находились на территории, которую до сих пор населяют лезгины и близкородственные лезгинам табасаранцы и агульцы.
Если вернуться к сегодняшнему положению лезгин, то нынешняя геополитической ситуация является следствием разгрома персами и позднее арабами соответственно ранней и поздней Кавказской Албании и раздела сфер влияния на Восточном Кавказе за последние века между Россией и Ираном. Не следует также забывать сильные позиции Турции, которая на протяжении последних веков также являлась одним из основных «игроков» в регионе. Все войны на Восточном Кавказе велись исключительно с целью овладения Дербентом, и это противостояние еще не завершилось. За любым изменением баланса сил на протяжении последних столетий сразу следовали передел сфер влияния и изменение существующих государственных границ в пользу более могущественного на данный момент «игрока».
Такое положение трагически отразилось на судьбе крупнейшего и древнейшего автохтонного народа на Восточном Кавказе – лезгин – которые после развала Советского Союза оказались разделенными между двумя новообразованными государствами: Республикой Азербайджан и Российской Федерацией. Причем государственная граница прошла по реке Самур, лезгинское название которой очень символично – Кьулан ВацI, что в переводе означает «Срединная река», то есть река, которая протекает посередине исконной лезгинской территории. Эта граница была проведена без учета интересов лезгин и воспринимается большинством лезгин как вопиющая несправедливость и произвол. Лезгины компактно проживают в Южном Дагестане и на севере Азербайджана и являются вторым по численности народом после азербайджанцев в пределах Республики Азербайджан, однако не имеют национальной автономии.
Основной проблемой молодого государства – Республики Азербайджан – является утеря Нагорного Карабаха и оккупация большой части территории войсками соседней Армении. В связи с этим азербайджанские власти с особым подозрением относятся к вполне законным устремлениям части лезгинской интеллигенции противостоять прогрессирующей ассимиляции лезгинского населения в среде тюркоязычных азербайджанцев, что нередко рассматривается как попытки дестабилизации режима, стремление к сепаратизму. Ассимиляция лезгин приняла в последние десятилетия катастрофические масштабы, для стороннего наблюдателя лезгины часто неотличимы от азербайджанцев: под влиянием соседей постепенно выходит из употребления лезгинский язык, забываются исконные традиции, народные промыслы, обычаи, музыкальная и танцевальная культура. Подобные тенденции к ассимиляции, хотя и в меньшей степени, наблюдаются и у лезгин в Дагестане, а также у других национальных меньшинств на Кавказе. Само понятие «национальные меньшинства на Кавказе» является по сути абсурдным, так как кавказские горцы на протяжении тысячелетий живут на своих исконных землях и никогда на своей территории не являлись меньшинством.
Лезгинам, в отличие, например, от адыгов Западного Кавказа, не пришлось пережить за последние столетия геноцид, но ситуация с сохранением своей национальной идентичности от этого не лучше. Предки адыгов были или физически уничтожены русскими войсками, или насильственно изгнаны в Османскую Турцию, где они были большей частью ассимилированы. В случае лезгин, проживающих на своей исконной территории в Азербайджане, ситуация особенно трагическая именно потому что лезгин никуда не выселяли, не истребляли, но древнейший и интереснейший кавказский народ и кавказский язык постепенно исчезают вследствие «ползучей ассимиляции». Реликты языков лезгинской группы (будухский, крызский и т.д.), сохранившиеся на севере нынешнего Азербайджана свидетельствуют о том, что ассимиляция началась не вчера, а указанные языки ранее были распространены на более обширных территориях.
Немного обобщая можно также сказать, что большая часть населения северных горных и предгорных регионов Азербайджана и прилегающих областей являются этническими дагестанцами (лезгинами, аварцами, цахурами, рутульцами и т.д.), лишь в недавнее время ассимилированными тюркоязычными соседями с юга. Это положение подтверждается также религиозными различиями среди азербайджанцев: северные районы населены в основном азербайджанцами-суннитами, так как в основном представлены потомками этнических «дагестанцев», тогда как более южные – в основном шиитами. Само географическое и этническое понятие Дагестан, что в переводе означает «страна гор», ранее распространялось на территории, прилегающие к южным склонам Кавказского хребта, то есть исконную территорию дагестаноязычных народов, которые сегодня входят в состав Азербайджана.
После относительного перемирия между азербайджанцами и армянами, а также после этнических миграций, связанных с войной в Нагорном Карабахе, в отношениях между народами, проживающими в Азербайджане нет никакого антагонизма. Многие азербайджанцы с гордостью говорят о том, что их предки были лезгины, аварцы, рутульцы, цахуры и т.д.. Однако положение лезгин как этнического меньшинства, подверженного ассимиляции, это не меняет, так как в Азербайджане отсутствуют государственные механизмы, эффективно защищающие права национальных меньшинств.
Смешение народов с учетом современных течений в мире – вещь нормальная и часто неизбежная: крупные народы, как правило, постепенно «поглощают» более малочисленные. Это не означает, что малочисленные народы всегда обречены и борьба за сохранение своей идентичности бессмысленна изначально. С увеличением роли средств массовой информации, особенно с равитием социальных сетей в интернете у национальных меньшинств появилась масса возможностей для развития своих языков, пропаганды своей культуры, традиций и т.д. Этот потенциал, к сожалению, используется недостаточно. У лезгин пока нет своей национальной концепции, которая могла бы консолидировать нацию и мотивировать молодежь. Негативный опыт прошлого (движение «Садвал»), отсутствие харизматических лидеров, общие проблемы экономического плана, геополитическая ситуация на Кавказе и в мире не способствуют тому, чтобы в среде лезгинской интеллигенции появились реальные планы объединения лезгин и возрождения нации. Большинство заявлений имеют декларативный характер, потому что все понимают, что местная политика делается не в Махачкале, Дербенте или в Баку, а в Москве. Имеющиеся попытки общественной работы некоторых лезгинских организаций очень неуклюжи, напоминают деятельность комсомольских организаций советского периода: много показухи, нет концепции национального возрождения, в том числе относительно политических перспектив.
Увеличивается раскол между лезгинами, проживающими в Дагестане и их собратьями из Азербайджана. Например, сотрудничество российских лезгинских организаций, претендующих на роль представителей интересов всех лезгин, с армянскими политическими структурами отталкивает от этих организаций большинство лезгин, являющихся гражданами Азербайджана. Проблемой является часто также необходимость физического выживания в усложнившихся за последнее время условиях, а «проблемы нации» отступают на второй план. На этом фоне не только обостряются противоречия между народами, населяющими Восточный Кавказ, но и появляются разногласия внутри отдельных народов и даже кланов.
С другой стороны, нынешние противоречия между лезгинами и, например, табасаранцами, являются следствием политики «разделяй и властвуй», начатой еще древними персами и продолженной последующими агрессорами. Основной целью захватчиков было всегда ослабление роли местных народов в политической жизни Восточного Кавказа, оттеснение местных автохтонных народов от стратегически важного Дербента, подкуп местных элит с целью внести раскол в былое единство. Это не всегда удавалось, лезгины ожесточенно сопротивлялись экспансии захватчиков, на территории проживания лезгин не утихали войны, которые не позволяли региону нормально развиваться. Последней попыткой восстановить былое политическое влияние лезгин на Восточном Кавказе и сбросить иго персов было движение Хаджи-Дауда, руководителя национально-освободительного восстания в начале XVIII века, который после изгнания персов стал ханом Ширвана. Ему, однако, не удалось выстроить отношения с усилившейся на Кавказе Российской империей, вследствие чего Хаджи-Дауд, вероятно по сговору с Россией, был смещен турками и умер в ссылке в Османской Турции.
Особый отпечаток на культуру лезгин наложило длительное персидское присутствие на Восточном Кавказе: многочисленные заимствования из среднеперсидского в лезгинском языке, явно персидские элементы в музыкальной культуре (тары, сазы, ашуги, музыкальный ритм и т.д.), глубоко чуждые аварцам, даргинцам, чеченцам, адыгейцам и другим родственным народам, совершенно бесспорно свидетельствуют о разрушительном влиянии извне на самобытную исконную местную культуру. Об обогащении не может быть и речи, потому что произошла подмена культурных ценностей, отказ от своего исконного в угоду совершенно чуждому, что крайне негативно отразилось на характере народа, известного ранее своими суровым нравом.
Ситуация сегодня усугубляется тем, что лезгины и вообще жители южных районов Дагестана, сравнительно слабо представлены во властных структурах в Махачкале и не могут серьезно влиять на решения, принимаемые в столице Дагестана. Руководящие посты в Дагестане традиционно занимают представители аварцев и даргинцев, которых лезгины «подозревают» в пренебрежении интересами лезгин. В социальных сетях часто оглашаются даже обвинения в предательстве и сговоре дагестанских элит с азербайджанскими властями с целью ослабить устремления лезгин решить проблемы с разделенностью этноса. Совершенно несомненно, что во времена Кавказской Албании лезгины, табасаранцы, агульцы и другие близкородственные дагестанские народы совместно отражали агрессию иноземных захватчиков, чтобы сохранить контроль над стратегически важным и особо доходным местом – Дербентской крепостью. Нынешняя демографическая ситуация в Дербенте мало отличается от той, которая отражена в средневековых источниках, в которых при перечислении народов, населявших Дербента и его окрестности, лезгины и табасаранцы упоминаются среди первых. Дербент продолжает оставаться важнейшим населенным пунктом на Восточном Кавказе и будет играть ключевую роль в будущих политических баталиях. Очевидно и то, что без возвращения былого влияния в Дербенте и в приграничном с Азербайджаном регионе у лезгин, табасаранцев и других родственных народов в нынешней политической ситуации нет никаких перспектив в деле национального возрождения.
Одной из проблем является также то, что у лезгин на Кавказе на первый взгляд вообще нет союзников. Ни азербайджанским властям, ни власть имущим в Дагестане, ни центральным властям в Москве не выгодно стремление лезгин к объединению и возрождению. Однако, учитывая огромный неиспользованный потенциал лезгин, массовую безработицу, социальную несправедливость, ущемление интересов, лезгины могут уже очень скоро начать более громко заявлять о своих правах. Для этого у лезгин пока нет своей ангажированной элиты, большинство влиятельных и богатых лезгин задействованы в политических и финансовых структурах, которым чужды узконациональные интересы. Но положение может измениться с изменением общей геополитической ситуации.
В случае определенных сценариев развития событий единственными союзниками лезгин могут стать чеченские элиты, которые имеют большой опыт политической и вооруженной борьбы за свои национальные права и претендуют на земли в Дагестане. Однако ни лезгины, ни чеченцы об этом возможном союзе по всей видимости не догадываются. Пока позиции России на Кавказе сильны, и пока азербайджанские власти остаются лояльными России, подобные сценарии маловероятны. Однако лезгинам следует серьезно и внимательно отнестись к опыту чеченских элит, сумевших договориться с российскими властями, прекратить геноцид своего народа и за короткий срок восстановить разрушенную инфраструктуру республики. Что касается общественной жизни, то очень интересным в Чечне является гармоничный симбиоз местных национальных традиций, соблюдение которых ревностно опекается чеченскими властями, с так называемым «традиционным исламом», то есть с местными исламскими обычаями. «Чеченский» ислам в отличие от фундаменталистского ближневосточного толерантно относится к национальным обычаям и даже поддерживает их. Такой симбиоз очень благотворно отражается на молодежи, которая воспитывается в местных традициях, отвергая все чужое, что является особенно эффективным противодействием ассимиляции и способствует консолидации нации. Сильные исламские традиции в то же время способствуют отказу от алкоголя, приверженности своей семье, своему тейпу, здоровому образу жизни, спорту, целомудрию и т.д. Такой опыт очень подойдет лезгинам, среди которых нередки алкоголизм и наркомания. Разумеется, «чеченская модель» является результатом особого политического развития региона за последние десятилетия и не лишена недостатков, потому что основана на безоговорочной поддержке режима в Грозном со стороны центральных властей в Москве. Никто не возьмется прогнозировать развитие ситуации в Чечне в случае прекращения такой «опеки».
Отвечая на вопрос в заголовке статьи «Чего не хватает лезгинам?», можно сделать следующие выводы из сказанного:
1. Лезгинам не хватает политической концепции национального возрождения, основанной на реально достижимых целях, а не на голословных декларациях об объединении, самоопределении и т.д. Неясно, каким должно быть будущее лезгин: своя государственность, автономия в пределах Азербайджана и России, восстановление положения, которое было при Советском Союзе, то есть присоединение Азербайджана к России или иная перспектива? Несомненно, что полноценное развитие народа на своей исторической территории возможно лишь при наличии своей государственности. Однако нет серьезных исследований по поводу того, насколько реальны такие сценарии, связанные с переделом границ и изменением существующего статуса-кво. Каковы альтернативы, при которых можно остановить ассимиляцию народа и обеспечить свои национальные права в нынешних условиях?
2. Лезгинам не хватает своей «национальной религии». В древней Грузии и Армении, в отличие от Кавказской Албании, христианство закрепилось не в последнюю очередь потому, что религиозная традиция была «подогнана» под местные обычаи, священные тексты были переведены на местные языки, литургия проводилась исключительно на грузинском и армянском, что способствовало легитимации центральной власти, консолидации общества и укреплению роли и развитию местных языков и письменности. Именно благодаря своей «национальной церкви» Грузии и Армении, в отличие от Кавказской Албании, удалось консолидировать свои народы, противостоять ассимиляции и сохранить свою государственность. В случае нынешних лезгин наиболее разумным представляется возрождение исламских суннитских традиций, которые помогут избавиться от пороков, распространенных в лезгинском обществе, связанных с пьянством и т.д. Основополагающим должно быть при этом учение Магомеда Ярагского, одного из самых выдающихся богословов Кавказа. В то же время должны решительно отвергаться радикальные формы ислама, привносимые из регионов, далеких от Кавказа. Эти нормы, которые часто являются национальными традициями ближневосточных народов, облаченными в религиозную форму, совершенно чужды лезгинам и другим кавказским народам со своей особой многотысячелетней культурой, коренным образом отличающейся от культуры народов, не имеющих отношения к Кавказу. В то же время призывы к возрождению языческих верований или христианства среди лезгин нелепы и не могут рассматриваться серьезно. Пример современной Чеченской Республики свидетельствует о том, что компромисс между исламскими нормами и местными традициями, не противоречащими Корану, вполне возможен.
3. Лезгинам не хватает Дербента. Любому народу, даже таким, у которых нет своей государственности, необходим свой центр, своего рода «столица». Такую роль для лезгин мог бы играть Дербент, тем более что демографическая ситуация в Дербенте складывается в последнее время в пользу лезгин. Речь не идет о какой-то политической борьбе, выдвижении каких-то претензий, попытках пересмотреть историю города, который не может принадлежать какой-либо отдельно взятой нации. Тем не менее неофициально Дербент мог бы стать своего рода «духовной столицей» лезгин, табасаранцев и других лезгиноязычных народов.
4. Лезгинам не хватает национальной идеи, основанной среди прочего на своей самобытной музыкальной и танцевальной культуре. Для стороннего наблюдателя лезгины, в том числе лезгины в Дагестане, по своей музыкальной культуре мало отличаются от азербайджанцев, что является результатом искажения своих исконных традиций под влиянием иранской и азербайджанской культуры. На Северном Кавказе кроме лезгин и лезгиноязычных народов, нет больше других народов, которые используют в своей национальной музыке и в танцах иранские музыкальные инструменты, восточные ритмы и хореографию. Национальная музыка и танцы являются отражением характера этноса, по ним можно совершенно четко распознать тот или другой народ, потому что они самобытны и уникальны. У лезгин в этой сфере положение просто катастрофическое, свое исконное забывается в угоду моде, которая на протяжении последних столетий идет с юга. Причем повсеместное слепое подражание образцам восточной и совершенно чуждой для «духа Кавказа» традиции принимает настолько уродливые и омерзительные формы, что эта проблема требует своего решения в первую очередь. Поразительным и совершенно необъяснимым феноменом является тот факт, что подавляющее большинство лезгин, в том числе и выдающиеся деятели искусства, композиторы и исполнители, настолько свыклись с этим несомненно позорным положением в сфере музыкальной и танцевальной культуры, что пытаются найти оправдание этой «оригинальной» ситуации, приводя совершенно абсурдные аргументы об особых музыкальных стилях у лезгин. Многие заимствованные элементы культуры ошибочно считаются исконно лезгинскими. Например, искусство ашугов лезгины считают своим исконным достоянием, хотя нет ни малейшего сомнения в том, что эта чуждая для горцев Кавказа культурная традиция наряду с характерными музыкальными инструментами заимствована лезгинами у азербайджанцев в сравнительно недавнее время и подменила местную традицию эпических песнопений под чуьнгуьр/пандур в совершенно ином стиле, которая сохранилась у аварцев, чеченцев и других родственных народов. В то же время, у лезгин еще сохранились полузабытые образцы народного искусства, как например танец «лезгинка», хореография которого является отражением «орлиной символики» (см. http://lezgi-yar.ru/news/chej_tanec_lezginka_tri_nedorazumenija/2019-02-28-7033). Именно повсеместное возрождение этого характерного лезгинского танца могло бы стать одной из важных составляющих, цементирующих национальное самосознание лезгин. Исконный парный танец лезгин должен стать своего рода узнаваемым «брендом», консолидирующим молодежь. Стиль и ритм лезгинки должны опять стать основополагающими в национальной музыке, над которой просто издеваются современные лезгинские деятели искусства, уродуя национальные традиции в угоду новой восточной моде. На смену восточным песнопениям в стиле музыкальных традиций из индийских фильмов, столь популярным у лезгин, должны прийти гордые эпические песни о Шарвили, Хаджи-Дауде и других героях в стиле лезгинки. Следует также возродить традицию мужского хорового пения, которая, например, сохранилась у чеченцев и других родственных народов. Тот факт, что у лезгин такая традиция раньше существовала, подтверждается хоровыми песнями, сохранившимся у лезгинских женщин.
5. Лезгинам не хватает лезгинского языка. Следует сказать и о сохранении языка, который является одним из основополагающих признаков принадлежности к соответствующему народу. Говорить на «своем», как и танцевать «свою» лезгинку, должно стать «модным» у молодежи, от которой зависит будущее нации. Иногда приходится наблюдать сцены в повседневной жизни, когда лезгины во время беседы между собой в присутствии представителей иной национальности переходят с лезгинского на русский или азербайджанский, в зависимости от ситуации, чтобы «не обидеть» людей, не понимающих лезгинский язык. Такая ситуация совершенно немыслима в случае чеченцев или представителей других горских народов Кавказа, но не потому что они менее «культурны», а потому что они следуют своей, а не чужой, насажденной иными народами культуре, совершенной чуждой Кавказу. На Кавказе за общим костром в горах, где собирались пастухи на высокогорных пастбищах, каждый мог говорить со своим собеседником на своем родном языке, совершенно не беспокоясь о том, что соседи могут обидеться, потому что это НОРМАЛЬНО, именно это НАША культура. На общепонятный язык переходили только в том случае, когда тема разговора касалась всех или была интересна и другим. Возражения по поводу этого обычая, основанные на том, что разговоры на своем языке представителями другой национальности могут быть интерпретированы как пересуды о них на незнакомом языке, свидетельствуют о полном незнании культуры кавказских горцев, которым раньше не было знакомо лицемерие. Сплетни, столь распространенные сегодня, раньше были немыслимы, потому что обсуждать людей за глаза считалось постыдной трусостью, этого не позволяли себе даже женщины. Поэтому говорить на своем языке среди представителей народов Кавказа было нормальным явлением, кодекс чести был для всех един, вне зависимости от национальности. Смешно даже подумать о том, что раньше ахтынец, беседующий с курахцем, мог перейти на кумыкский язык, чтобы их беседу понял сидящий рядом кумык, если тот сам не желал участвовать в разговоре. Некоторые «лезгины» аргументируют описанное выше поведение тем, что звуки лезгинского языка могут показаться представителям других национальностей грубыми и дикими - это признак позорной трусости, слабости, а не культуры: разве должно интересовать орла то, что его гордый клекот может кому-либо резать слух?
6. Лезгинам не хватает своей «малой родины». Нет сомнения в том, что постоянно меняющийся мир и обстановка вокруг нас требует адаптации к новым условиям, сегодня каждый индивидуум выживает чаще в одиночку, тогда как раньше он был частью своего рода, то есть родовой общины, которая приходила на помощь в случае необходимости. Многие наверно обращали внимание на то, что во время потасовок молодежи на Кавказе к ним со всех сторон сбегается масса людей, в то время как в Европе или в большей части России люди стараются обойти такие места стороной. Смысл особого интереса кавказцев к такого рода конфликтам не в их кровожадности, а в том, что участником конфликта может быть родственник, которого надо выручать. Это можно считать пережитком прошлого, однако раньше человеку, которому требовалась помощь, например, на рынке, достаточно было выкрикнуть имя своего рода, чтобы к нему на выручку сбежались дальние родственники, которых он может даже лично и не знает. Такого рода взаимовыручка помогала нашим предкам выживать и способствовала сохранению равновесия в обществе. Человек, запятнавший себя бесчестным поступком, позорил весь свой род, поэтому каждый лезгин очень дорожил своей репутацией, ему было важно мнение окружающих.
Сегодня большинство лезгин даже не знают к какому роду они относятся. Многие живут в городах, потеряв контакт со своими родственниками и с «малой родиной». Стремление казаться современными, «продвинутыми» у части лезгин принимает иногда самые уродливые формы, когда, например, убеленный сединой солидный лезгин на глазах у своих внуков начинает на свадьбе танцевать в обнимку со своей супругой «медленный танец», даже не задумаваясь о том, что танцы мужчины и женщины в обнимку в стиле вальса, ламбады, танго и т.д. исконно являлись имитацией совокупления, что до сих пор отчетливо видно по характерной хореографии. В то же время его невозможно заставить станцевать гордую и дерзкую лезгинку, при которой к парнерше даже пальцем прикоснуться нельзя. Замечания подобного рода отметаются большинством лезгин на том основании, что сегодня нельзя подходить ко всему с мерками дремучего средневековья. Однако никто не призывает лезгин отказаться от мобильных телефонов, пересесть с автомобилей на ослов, отапливать свои дома кизяком и т.д.. Но есть вещи, которые не должны меняться НИКОГДА, ни при каких условиях: мужчина должен жениться на целомудренной девушке, брат должен поддержать брата, сын должен заботиться о матери, родители о своих детях. Духовные традиции предков, скромность в высказываниях, выборе одежды, верность данному слову и т.д., выработанные тысячелетиями, не должны меняться потому, что мы вместо черкесок надели европейские костюмы и летаем самолетами. Культура Кавказа является таким же достижением цивилизации, может быть даже более значимым, чем полеты в космос, просто большинство людей не понимают ценности этого достояния.
Стремление части лезгин быть «оригинальными» ярко отражено в традиции давать своим детям вычурные, часто абсурдные имена. Особенно четко это стремление казаться современными наблюдается у выходцев из сел, которые любыми способами хотят казаться «городскими», стесняются своего сельского происхождения. Однако нет никакого сомнения в том, что лезгины как народ выстояли в многотысячелетней борьбе с иноземными захватчиками и сохранились как народ именно благодаря привязанности к «малой родине», к своим родовым селам, к своему роду. С утерей такой связи исчезает и этническая сущность, лезгины теряют свою идентичность, становятся частью других народов, лучше организованных в политическом смысле.
Если вернуться к сути статьи и спросить себя «С чего начинается лезгин?», то вкратце можно ответить так: «С лезгинки и с лезгинского языка». В гордой и дерзкой лезгинке, которая тренирует тело и воспитывает неукротимый характер под особый аккомпанемент зажигательной музыки, заключен свободолюбивый дух народа, который, к сожалению, постепенно угасает. Именно поэтому первоочередной задачей в деле возрождения лезгин является отказ от позорных традиций в музыкальном искусстве, разлагающих молодежь, повсеместная пропаганда лезгинки, название которой как и название самих лезгин происходит от лезгинского слова, означающего «орел», древнего символа лезгин. А лезгин, владеющий своим языком, звуки которого напоминают клекот орла, и обучивший этому древнейшему языку своих детей и внуков, подобен хранителю огня в очаге, тепло от которого должно еще бесчисленное число поколений согревать наших потомков.
В принципе со многим можно согласиться, кроме момента о музыке. Всё-таки ашугская культура появилась у лезгин не сто лет назад, она существует веками, ашугом был Сулейман Стальский - разве можно отказываться от неё, говорить про неё, что она похожа на "музыку из индийских фильмов"? Даже самые культурно обособленные народы впитывают в себя внешние культурные влияния. Народ нельзя посадить в клетку и приказать ему отключиться от всего, что выходит за пределы его культурного пространства. В 21-м веке даже фольклорную музыку оформляют на синтезаторах, на компьютерных программах, от этого тоже следует отказаться?
И ещё насчёт того, чтобы "быть узнаваемыми". Нет смысла сравнивать себя с грузинами и армянами, ведь эти народы взрастила не столько их национальная идея, сколько их религиозная самобытность. Лезгины, какого бы течения они ни придерживались, продолжают оставаться мусульманами, и никакое нормальное мусульманское движение не будет пропагандировать самоизоляцию от всего остального мусульманского мира. Поэтому эти попытки модифицировать культуру и религию ради того, чтобы быть "не как все" несерьёзны. Народ делает народом его идентичность. Когда идентичность сильна, то даже самая сильная ассимиляция ему не угрожает. Идентичность (этническая и языковая) - это единственное, что объединяет людей с разными взглядами на будущее своего народа.
Вы невнимательно прочли статью, там как раз речь о том, что идентичность не на пустом месте возникает, а является результатом определнного развития. У лезгин это развитие в связи с мощным влиянием с юга приняло в последние века особые формы, которые заключались в постепенном отказе от исконной культуры, заимствовании традиций, которые не обогатили, а почти полностью подменили свое. Что касается ашугов, то само слово "ашуг" переводится с восточных языков как "влюбленный", соответственная и тематика песен. Многие лезгины, свыкшиеся с многими восточными традициями, совершенно чуждыми остальному Кавказу, никак не могут понять простой истины: играть для лезгин на таре или сазе, напевая жалосливые тягучие песни о любви сравнимо с тем, как если бы чеченцы забыли свои гордые песни и дерзкие ритмы и стали танцевать вприсядку под балалайку и частушки.
Это всё понятно. Я просто не понимаю, почему чеченцы возводятся в эталон. Что нам от них? Лезгины - они лезгины, потому что они не чеченцы и не иранцы. И если у лезгин и поются "тягучие песни о любви", то это потому, что они поются во всем ареале их обитания. Юждаг - это другая культурная сфера, это не аварцы и не вайнахи, и его прелесть в том, что он комбинирует в себе как "дерзкие ритмы", так и спокойный "арабеск", чего нет ни у соседей с севера, ни у соседей с юга. Если бы лезгинам эту музыку навязали, заставляли бы их петь под дулом политической ассимиляционной машины 70 лет тому назад, тогда бы я с вами был согласен по всем пунктам. Но если корни этой музыки уходят в 17-18-й век как минимум, когда эстетические вкусы развились в определённом направлении и вобрали в себя новые жанры, неправильно сейчас призывать отказываться от этого, тем паче стебаться, называя их "жалостливыми" и "индийскими". Ни одна идентичность не становится крепче от подобной цензуры.
Лезгины и Юждаг это абсолютно та же самая культурная сфера, что и остальной Северный Кавказ, с единственным "но", у лезгин почти полностью подменена исконная культура иранской и азербайджанской, особенно в сфере музыкального искусства. Это наипозорнейшее явление, а не богатство культуры, это пораженчество, чистейшей воды плагиат. Просто физически не может одновременно и лезгинка и аман-аман (переводится "сжалься, пожалей") под тары и сазы быть исконно лезгинскими - только одно из двух. Мы сейчас не знаем навязали насильно или просто мода, которая захлестнула Юждаг уже давно - сути это не меняет, все эти песни в стиле "аман-аман" и " джан-ширин", "алагюзлю" и т.д. и остальные "сюсюкающие, слюнявые" мотивы и тексты, которые Вы называете арабесками, губительны для лезгин как народа. Речь не идет об индивидуальных пристрастиях, а о культурной и позже совершенно неминуемой языковой "ползучей" ассимиляции. Чеченцы не эталон, а просто модель сохранения своей национальной идентичности, которая бы подошла лезгинам в нынешних катастрофических условиях. Когда смотришь на наших "певцов" и на "рыбьи танцы" на свадьбах, такое ощущение, что какой-то персидский завоеватель привез когда-то толпы таджиков и выпустил их в наших горы, приказав научиться лезгинскому языку. Такие оценки лезгинам неприятно слышать, но это истинное положение дел, просто болезнь, болезнь смертельная для народа. Неважно каковы истоки и причины этой болезни, но замалчивать ее преступно.
В корне не согласен. Если вы считаете, что делая из лезгин этакие стоические каменные глыбы, неспособные на любовь и художественное выражение чувств, то вы просто не знаете свой народ, либо в силу долгого отсутствия на родине потеряли с ним связь. Чеченцы не восприняли эти мотивы не потому что они круче лезгин, а потому что они жили в регионе, где этой музыке были не откуда взяться. А лезгинские города всегда были региональными культурными центрами, и именно лезгин знали как проводников культуры в Дагестане. И это был не "плагиат", как вы выразились, а придание типичным для мусульманского народа жанрам своего местного кавказского колорита. И произошло это так давно, что это стало неотделимым от культуры современного лезгинского народа. Вы когда на лезгинской свадьбе в последний раз бывали? Большинство нормальных лезгин вам скажет, что саз, тар и гармонь - это традиционные лезгинские инструменты, от которых никто не откажется. Можно, конечно, сыграть на базовых национальных чувствах простых лезгин аппеллируя "подменой иранско-азербайджанской культурой", потому что на некоторых башибузуков любое упоминание о южных соседях действует как красная тряпка на быка, но я предпочитаю аргументировать, отбросив эмоции. Вам хочется пуризм? Тогда давайте отказываться от арабских слов, в том числе религиозных, отказываться от европейской одежды, от нелезгинской еды, от наших классических поэтов, отказываться от всего, что является не в доску кавказским и следовательно "губительным для лезгин как для народа".
Я нигде не отрицаю, что восточные напевы стали частью культуры лезгин, но совершенно убежден, что это произошло за счет своих исконных мотивов, это чужое, которое вытеснило свое. Вы ошибаетесь насчет меня, в Дагестане, особенно в Дербенте я бываю регулярно. Недавно там сына женил. Разумеется есть объективные причины, влияющие на развитие культуры у лезгин и других народов на Кавказе, и не только на Кавказе. Но надеюсь мы говорим об одном и том же - речь идет не о попсе или эстраде, а о национальной культуре, которая является отражением характера народа. Один мудрый человек сказал: Хочешь узнать душу народа, послушай его песни, хочешь узнать его характер, посмотри его танец. На лезгинских свадьбах я бываю регулярно (часто вынужден), кроме глубочайшего отвращения от происходящего эти мероприятия большей частью других чувств не вызывают. Вид пузатых солидных мужиков, виляющих тазом в "рыбьем" танце под восточную музыку и писклявые песнопения, восхищение вряд ли может вызвать. Верхом изуверства является "медленный танец", когда все поголовно считают своим долгом толпой выйти и слиться в экстазе, чобы не прослыть деревенщиной. Среди них и мои родственники, так что не думайте, что я сторонний высокомерный наблюдатель. Лишь изредка этот нудный спектакль прерывается дерзкой и гордой исконной лезгинкой. Абсолютно очевидно, что эти два стиля совершенно несовместимы друг с другом, относятся разным, можно сказать диаметрально противоположным культурным регионам. Совмещение этих стилей у лезгин, причем почти полное вытеснение лезгинки восточным стилем является результатом ассимиляции, отторжения от своего исконного, меня уже не удивляет, почему настолько очевидные вещи многие лезгины не понимают. Я это совершенно отчетливо понимал уже с детских времен, я родился и вырос в Баку, очень даже положительно отношусь к азербайджанской музыке и т.д. Но отвращение вызывают лезгины, пытающиеся копировать этот иранско-азербайджанский стиль, причем копируют топорно и выдают этот мусор за лезгинские мотивы. Беда в этом, я понимаю, что эту моду на восточное сразу не искоренить, но это развращает молодежь, это прямой путь к полной ассимиляции.
О танце речь идет только потому, что это отпечаток характера народа. Бухло это большая проблема, но уже другая тема, чтобы бухать не обязательно танцы организовывать.
А пьянствовать и оголяться разве не носит "отпечаток характера народа"? Это такая же гнусная дрянь, привнесенная в лезгинскую культуру за последние десятилетия. Только вреда от них разве что десятки раз больше. Потому как явления эти встречаются гораздо чаще, и как сами правильно подметили, "чтобы бухать необязательно даже танцы организовывать"
Проблемы в лезгинской культуре гораздо шире чем просто перекосы в музыке и танцах, ибо последние есть лишь малая часть самой культуры в целом, они только внешняя сторона вопроса, его оболочка...
Речь не идет о пуризме, я достаточно благоразумный и в меру образованный человек, чтобы не понимать вещи, о которых мы говорим. Речь идет о полном вытеснении своего исконного за счет совершенно беспорно чужого. Как бы мы ни привыкли к тарам, сазам, аман-аманам и "джан ширинам", надо осознавать, что это все ворованное и попытаться восстановить свое. Как ни крути, все эти плаксивые мотивы и писклявые мелодии под кларнет никак не могут быть исконными, это абсурд. Адыгейцы и чеченцы за неимением пандура играют и на русской балалайке, но играют свои гордые мотивы, а не танцуют вприсядку. Завтра и лезгинку лезгины будут танцевать в стиле шалахо, уже есть пародии на подобные "лезгинские танцы" у некоторых коллективов из Махачкалы.
Если речь идёт о культурном замещении, то тут я с вами согласен. Мне кажется, камнем преткновения в нашей дискуссии является именно это. Вы считаете, что лезгины не способны грамотно воспроизвести мелизматический распев и что при этом он замещает традиционную ритмичную музыку. А я так не считаю; во всяком случае, исходя из моего опыта присутствия на лезгинских свадьбах (как городских, так и сельских), а также из вкусовых предпочтений моего лезгинского окружения. Я бы даже сказал, что лезгины сумели создать промежуточные жанры, позволяющие гармоничный переход от "дерзких ритмов" к мелизмам (и это тоже - элемент лезгинской самобытности), поэтому я категорически не вижу ту полярность, о которой вы пишете. Но это всего лишь моё личное мнение. Повторюсь лишь, что я согласен с вами в одном: если бы арабеск был в употреблении не в дополнение, а за счёт традиционной музыки в размере 6/8, то я был бы обеими руками за ваши идеи. Но я этого не наблюдаю.
П.С. С вами очень приятно дискутировать. Интеллигентность на этом сайте в большом дефиците.
Спасибо за комплименты, мне тоже дискуссия интереснее, чем сама статья, на роль эксперта не претендую, просто наблюдаю и делаю выводы, потому что эксперты по многим вопросам молчат и говорить не собираются. Что касается мелизмов, как Вы их называете и ритма 6/8: видно что тема Вам близка, но Вы не совсем понимаете что я имею в виду. 6/8 это ритм характерный как для лезгинки, так и для шалахо (так условно называют восточный ритм, распространенный у наших соседей - азербайджанцев). Но разбивка ритма и его фигурация совершенно разные, это определяет стиль музыки, который у азербайджанцев, персов и армян коренным образом отличается от музыки народов Северного Кавказа (куда совершенно несомненно исконно относятся и лезгины), стиль музыки которых условно называется "лезгинка". Причем в случае лирических мелодий темп медленный, а в случае танцев быстрый, но стиль и разбивка ритма всегда, повсеместно, без единого исключения только "лезгинка" / от Абхазии до Дагестана, включая грузинские горы. У лезгин уже давно произошел крен в сторону шалахо (рыкыда-чыкыда). Наши исполнители и музыканты умудряются даже исконные мелодии типа Къаварилай Къаваралди и т.д. переделать с исконного стиля лезгинки на стиль шалахо. Это трудно объяснить на словах, мне надо наиграть, чтобы мои оппоненты поняли. Это очень важный момент, который определяет характер мелодии, который коренным образом меняется. То есть грубо говоря лезгины свои мелизмы делают на могилах своей лезгинки, коверкают свою исконную музыку в угоду восточной музыке. Это началось не вчера, но тенденция совершенно очевидная. Эти "мелизмы" и "арабески" заполонили все наши сцены и эфир, не оставляя места исконному искусству, которое лучше сохранилось, например у агульцев, меньше подверженных этому губительному влиянию, а еще лучше у лакцев, даргинцев, кайтагцев и т.д. Об этом речь.
Что касается религиозной самобытности армян и грузин, то я как раз об этом и пишу в статье, Вы ее просто не дочитали. Я нигде не говорю о самоизоляции, я говорю о катастрофической моде лезгин на все чужое, подмене своего совершенно чужим, неумение распознать свое и чужое, что является основой для сохранени и развития своей идентичности.
Мне часто приходится ездит по стране. Не давно я был в Костроме. Приятно, когда мои земляки лезгины уважаемые люди в Костроме. Душа радуется, когда наша молодежь является примером в разных сфер. Самое главное не забывают корни свои.
Почему мог бы играть Дербент? Дербент и есть наша столица, просто мы не можем им пользоваться. Когда мэром был лезгин Яралиев мы были относительно спокойны, утешали себя, мол глава лезгин, значит Дербент лезгинский. Но на самом деле управляли другие. Сейчас ситуация относительно похожая, правда управленец аварец Хизри, а под контролем лезгина Сулеймана На Дербент также претендует Азербайджан Что же на счет статьи "что не хватает лезгинам" вы забыли написать про имена, что такие имена как Минетуллах, Ноябрь, Декабрь, Ихтиандр, ставить нельзя
Балабанов, вы правы.Имена, с имен и многие наши юмористические беды.Как можно уважать людей со странными именами. Неужели нельзя начать хотя-бы с восстановления женских сохранившихся имен.Сколько красивых лезгинских имен- Живер,Тават,Цуькер,Ийер,Марвар и так далее и так далее.
Ассаламу 1алейкум гьуьрметквай лекьер стхаяр ва вахар! Гьайиб ийимир за урус ч1алал кхьида белки ина гъавурда т1акьазайбур лекьер ава. Я альх1амдуллагь мусульманин в первую очередь и потом сын своего народа лекь и музыку не слушаю ,так как это свирель щайтана ( будь он проклят) и всех призываю! Но тем не менее я патриот и люблю свой народ,свой сихил(род),свою семью. СТЕГМАН ты или сам музыкант и поешь эти позорные,нудные,скучные ,как минимум не поднимающие дух лекьов кьажарские песни или не лезгин. Автор статье наш стха правильно пишет,нам нужно на корню не медленно ,а в ускоренном виде выкинуть из обихода эти омерзительные ц1апские песнопения . Даже если и допустить ,что без песен народ не может ,то петь только такие быстрые ,мощные ,играющие именно на наших инструментах песни. Я уважаю любовь вайнахов к своему народу ,языку,земле, особенно у ингушей,но и это не должно быть превозноситься над другими народами ,что запрещено в Исламе. Патриотизм ,но не национализм!!! Каждый лекь должен любить ,уважать и чтить память о своих предках,беречь с ответственностью то,что отвоевали и передали нам наши предки... Где увидим порицаемое порицать ,такие как танцы в обнимку на свадьбах и т.д. не стесняться мужское слово вставить. Говорите на своем языке матери ,для меня не полноценный лекь,тот кто не знает языка .. Дай Аллагь нам понимания этого ! Желаю нам крепкого Имана в первую очередь и любви к своему народу и родине! Амин я Аллагь
Знаешь чем отличается патриотизм от национализма? Патриотизм это любовь в своему национальному государству, а национализм это тоже самое, но когда у тебя еще государства нет. Национализм автоматически считается патриотизмом, как только у народа появляется свое государство. Это полушутка, но отражает сегодняшнюю действительность. Быть патриотом своего народа это все равно как быть патриотом своей семьи, просто народ это большая семья.
12. Грань между этими понятиями настолько прозрачна, что иной раз, да с определенного ракурса и неразличима. Миром правят двойные стандарты. За национализм редко сажают, а вот приклеив иной раз ярлык "другого ......Изма", к любящему свои земли и не имеющему своего территориально - административного образования, - могут. Русские боролись с мифическим татаро-монгольским игом. Ээээто им можно было. Это святое. И азербайджанцы не спали и видели, как они отделятся от Советского Союза. Им можна. А лезгины вдруг только подумают о создании своей автономии и на севере Азербайджана, и в Юждаге. То это плохо , это сапаратизма.
Сводить истоки лезгинства к танцу и языку, - оно слишком опрометчиво. Народ - это прежде всего Вера и традиции, а лишь затем язык, история и прочая прочая Лезгинка - это всего лишь маленькая частица наших традиций. Чего не хватает лезгинам, - так это уважения к обычаям своего народа, хребет которых, как не крути, составляют именно исламские традиции. Все остальное - вода. При всем уважении к автору.
Складывается впечатление, что комментаторы на этом сайте, большинство из которых завсегдатаи, читают только первый и последний абзац публикаций. О роли религии достаточно подробным образом в статье написано. Очевидно однако, что религия к национальной идентичности, о чем статья, имеет отношение только в редких случаях, как, например, у грузин и армян (см. статью). Лезгины прошли разные религиозные этапы от язычества, христианства к исламу и сейчас постепенно опять скатываются в язычество. Религии оставляет свой след, но никогда не является определяющей составляющей именно этнической сущности, о чем здесь речь. Арабы христиане и арабы мусульмане остаются арабами, в этническом плане между ними разницы нет. "Водой" являются как раз Ваши общие чисто декларативные суждения об уважении к своим традициям. Язык и танец лезгинка являются лишь частью, однако на мой взгляд на данном этапе достаточно важной, нашей национальной идентичности, об этом тоже конкретно написано. Прошу писать комментарии по существу, меня интересует мнение земляков, но я как раз и в статье написал о том, что у нас все сводится к общим пустым ничего не значащим декларациям без конкретики. "Сярай лезгияр" тут не к месту, это как мертвому примочки.
Опять же заблуждение и пример почти полумиллиардного этноса, это скорее исключение нежели правило. Но даже и здесь религиозные расхождения накладывают сильнейший отпечаток на характер и поведение различных групп населения. В том же Ливане друзы, христиане, мусульмане при всей языковой схожести - это совершенно различные по своему менталитету субэтносы. А если же брать народы гораздо меньшие по численности, то религия на исторических отрезках времени постепенно и стала определяющей составляющей именно этнической сущности, включая не только поведенческие мотивы, но даже ее очевидный компонент - язык. Яркий пример - боснийцы, в лезгинском же случае - это удины.
Религия это часть культуры, не вся культура. Друзы и т.д. это разновидности арабов, говорят на арабском, почти одинаковая кухня и т.д. Не преувеличивайте расхождения. Вот пример с Кавказа: есть осетины-мусульмане, есть осетины-христиане, но большинство язычники, они тем не менее минимально друг от друга отличаются и все поголовно тем не менее осетины. Есть лезгины, соблюдающие мусульмане, есть атеисты, есть даже язычники, они не перестают быть лезгинами. У части лезгин радикальных мусульман этническое обособление, музыка и т.д. вообще считается ересью, но по ним нельзя судить об этносе. Речь идет об этнических характеристиках, где религия может иметь значение, как я описал в случае армян и грузин, но большей частью нет. Но статья не об этом, я конкретные проблемы лезгин описал и свое мнение как их предолеть.
Расхождения не в языке, в генетике или культуре, а прежде всего в менталитете арабов-ливанцев, живущих на той же совсем маленькой части арабского мира, в зависимости от их вероисповедания достаточно большие, чтобы перевоплотиться в непримиримые политические противоречия между ними. Посмотрите на одежду, на рождаемость и прочее. Почему сохранился общий язык за сотни лет, то причина проста - это один из мировых великих языков с громадным количеством носителей. Касаемо осетин, если Вы проследите историю этого народа, то там также несколько субэтносов - дигорцы, иронцы, кударцы, до завоевания Кавказа царской Россией, каждый исповедовал свою религию. Рискну предположить, что некогда единый язык за столетия начал потихонечку трансформироваться в три-четыре различных языка и неизвестно, чем бы эта история закончилась, если Советская власть не ввела отдельным народам так называемые "литературные языки". А вот что касается современных лезгин, то указанный Вами исторический отрезок слишком короткий для подобных трансформаций. Но здесь вряд ли возможны образования когда-нибудь новых этнических групп. Потому как совершенно очевидно, что над малыми народами, утрачивающими свою религию и традиции, висит дамоклов меч, именуемый глобализацией..
На примере многих народов видно, что меняя религию они не теряют своей идентичности, она может видоизмениться, но не не меняет ее коренным образом. Другое дело ассимиляция культурная, она у лезгин совершенно несоменна, это предшествует полной ассимиляции, в том числе языковой. Статья как раз о об этом, о роли "национальной религии" я тоже в статье написал.
25. Согласен. Хотя менять религию своих предков не есть хорошо. Но вопрос не в этом. Например некоторые цыгане меняют свои религиозные убеждения, и на ряду с этим не теряют свою идентичность.
Не хватает религиозной духовности, сплочённости, национальной идеи и С А Д В А Л во всех областях жизнедеятельности изза безмерно выраженного пофигизма и снобизма. Автору баркалла за откровенную статью, увы для нас всех полезнее для принятия безотлагательных мер лучше один раз услышать сногсшибательную горькую правду чем бесконечно губительную сладкую ложь. К великому сожалению видать мы допустили передозировку в приёме снотворного.
1. почему указывают "Германия"? это типа надо за это респекта больше дать его статьям? 2. автор пишет о происхождении слова вино... чую в статье лженауку. 3. кто автор? 4. на днях проанализирую эту статью...
Но чую лженауку, впрочем такую же как и у Я.Яралиева.
У ЛЕЗГИНОВ НЕ ХВАТАЕТ СВОЮ ГОСУДАРСТВО. ПОД НАЗЫВАНИЕМ ЛЕЗГИНИЯ ЛЕЗГИя-АЛПАНИЯ. И все вопросы будет исчерпано возвращаясь свою родную исторические корни Когда будет у нас своя гос-во вот такие статья основа а дальше все в наших руках
"Почему кавказцы не хотят независимости от России?" и эта тема "Чего не хватает лезгинам?" , вам уважаемые земляки не кажутся они подозрительными и чем то попахивающими ?? И в угоду недругам здесь их и печатают. Как вы думаете чего нам не хватает ? Я бы лично ответил - нам не хватает единения ! И я думаю обосновывать национальную идею танцами и плясками это глупость .Я думаю будет правильно, если автор пересядет на другой транспорт и пока будет ехать из Германии пусть подумает о том - чего не хватает Лезгинам и почему мы не хотим оставлять Россию !
Вообще-то, тем, кому не нравится происходящее на наших свадьбах с их креном в сторону Азии, разного рода попсы с вальсами и с их прочими кафе-ресторанами вне родного дома, есть идеальное решение вопроса - сделать мавлид, к слову говоря, идея за последнее время набирающая все больше приверженцев по Южному Дагестану. На самом деле, без этой заунывной полуперсидской музыки-песен, заплетающихся речей и пьяных поздравлений, - что может быть лучше юной семьи, зарождающейся в абсолютно трезвой атмосфере ?
Воля ваша, тут лишь только диву даешься, - у людей настолько перевернуты представления об своем этносе, что персидско-каджарско-индийские стулья вместе с танцами и прочими вальсами в полупьяному угаре намного ближе чем лезгинско-мусульманские стулья Тут нечего даже добавить, дорогая редакция...
Нам Лезгинам видему надо создать независимой самостоятельный науч-институт в городе Дербенте чтобы занимался основательно истории-полит-культуры.Все вопросы будет исчерпано а работа не початый край у нас у Лезгинов и в месте с замечательным патриотом-историком И.Гаджимурадовым
Пока одни жевали бубль гум назыв русск именами детей ходили в симодах и тд...другие наяривали баксан купив иранский двухкассетник с радостью зацепив пару кассет в баку... пошло поколение лязги рушар гуьзгуь рушар.. тем временем магарамкент- назыв урусарктий бур... (эпоха сергей ,айваз-для централизаци душ)дальше пошл лезги ц1ап ==>къэнибур .. тарци к1еник к1рак1зайбур==>дагьзийбур и тд итп ..
в общем пока одну массу выплавили стрелой на юг...другую сузили в квадратное уравнение с подачи той власти- на сьезде Макса Горького..
получилось на сегодня так...- южный(сев азерб)хочет натянуть хам(шкуру ) северного и само реализоваться и авторизоваться - так построен вектор ( интриг ..лукавства ..кровососа) .. это если мигрирует в россию... северный - наоборот подрезает величием вычёркивает душу ( пример :один чумовой малкамут кот осел где нить в кюре- будет играть в величие себя).... а замкнёт цепь какой нить делетант- про майсумство где сформиров пласт из лезг ареала.. в дробную табас падежей.. в продолжение дербентской стены... чтоб удержа массив проклятий и войн .. в утряске матер языка..и сплава историй - не выходящей за пределы этого пласта !
Самое главное землетрясен1966 -спустили основн костяк лезгин (не считать вынужд миграц учёбы и тд) водораздел хребта -
лезгин - находящийся на высоте не менее 1000 м над ур моря- самурский округ- это порода-это круто!!!
сейчас время.. "чужой среди своих - свой среди чужих"
-все находятся вквадратном уравнении как вы называете Платона )