15:44
Опять провокация? В новом музее «Россия - моя история» забыли про Лезгинских революционеров
На днях обнаружилось, что в новом музее «Россия - моя история» в интерактивной сенсорной панели, посвященной истории революционного Дагестана не нашлось места ни одному лезгинскому революционному деятелю. Ни Михаил Лезгинцев, ни Нажмудин Самурский, Казимагомед Агасиев или Мухтадир Айдунбеков не были представлены в музейной экспозиции. Как объяснить такую нерадивость?
Музей «Россия - моя история» - это детище Рамазана Абдулатипова, который был открыт почти месяц назад, уже после отставки бывшего главы Дагестана, который пробивал тему основания музея в Махачкале. Положительная на первый взгляд идея вызвала в республике много кривотолков.
Абдулатипов хотел возвести его на территории городского парка Ленинского комсомола. Но из-за многочисленных акций протеста махачкалинцев, выступавших за сохранение популярного места досуга горожан, парк решили не трогать, и было выбрано новое место.
Сам факт того, что проект реализации данного музея в Махачкале курировался большим затейником в сфере культуры Рамазаном Абдулатиповым, внушало республиканской общественности мало оптимизма.
Практически все его инициативы в культуре так или иначе являли собой пример некомпетентности и самоуправства. Призванный спасти отрасль «Год культуры» в Дагестане в 2014 году стал примечателен созданием т.н. центров традиционной культуры народов России, которые на деле остаются прежними районными домами культуры, проведением некоторых танцевально-музыкальных фестивалей и пр.
Совершенно абсурдная, как считают многие специалисты, Башня семи легенд в Дербенте прямо возле цитадели Нарын-Кала, которую построили по инициативе Абдулатипова, прибавила раздраженности в обществе. Сюда же можно добавить и юбилей Дербента, культурная составляющая которого также была определена бывшим главой республики и вызвала много недовольства в обществе. Эти и другие неуклюжие проекты в сфере культуры дискредитировали Рамазана Абдулатипова как чиновника, понимающего в культуре и могущего быть полезным в этой сфере.
На фоне всех этих неудач казалось, что и музей «Россия - моя история» станет столь же неудачной затеей. Однако, увиденное превзошло все ожидания посетителей. Люди обнаружили, что экспозиции составлены грамотно и со знанием дела. Этот проект отличался от большинства прочих проталкиваемых Абдулатиповым идей профессиональным подходом к делу. В грамотно составленных интерьерах оборудованы сенсорные панели, интерактивные доски и экраны, на которых в медийном формате наглядно и интересно демонстрируется история России.

Но, к сожалению, в итоге выясняется, что и в случае с этим проектом не обошлось без неприятностей. Не так давно в ряде независимых СМИ и соцсетях появились сообщения, что в интерактивной панели, посвященной персоналиям Дагестана революционных лет, отсутствуют лезгинские революционные деятели. В этом убедился и наш корреспондент.
На фотографии видно, кого не забыли упомянуть авторы этой медиаэкспозиции. Это Али-Хаджи Акушинский, Гайдар Бамматов, Уллубий Буйнакский, Нажмудин Гоцинский, Гамид Далгат, Махач Дахадаев, Джалалутдин Коркмасов, Иван Котров, Микаил Халилов, Нух-Бек Тарковский, Узун-Хаджи Салтинский.
Все эти личности боролись за свои идеалы в поистине гражданской войне, происходившей в Дагестане как одной из частей распадавшейся и нарождавшейся империй, и заслужили место в музеях родной Страны гор. При этом, совершенно несправедливо то, что своего места на этой медиаэкспозиции лишились революционные деятели лезгинского происхождения. К слову сказать, самым высокопоставленным дагестанцем-революционером был Михаил Лезгинцев - он относился к высшему руководству Красной Армии, ведал финансами огромной структуры, был соратником Ленина.
Нажмудин Самурский, другой известнейший лезгин, был фактически одним из основателей Дагестанской Республики, борцом за установление советской власти в Дагестане и входил в высшее руководство ДАССР.
Кази-Магомед Агасиев был видным рабочим активистом, одним из лидеров народных восстаний на Восточном Кавказе, за что был расстрелян турецкими солдатами в 1918 году. Мухтадир Айдинбеков - видным борец за установление советской власти в Дагестане и Азербайджане, в Хачмасском районе которого в честь него назван поселок.
Все эти личности являются весьма значимыми в масштабах не только Дагестана и Кавказа, на и на уровне всей страны. Их просто невозможно было проигнорировать при составлении подобной информационной панели. В такой ситуации неминуемо приходится допустить вывод о том, что их намеренно не включили в список значимых деятелей той эпохи для Дагестана. Непонятно, зачем надо было делать подобное - ведь ясно, что это спровоцирует негативную реакцию со стороны общественности.
Подобная ангажированная, совершенно игнорирующая Южный Дагестан информационная повестка идет вполне в русле бывшего главы республики Рамазана Абдулатипова, который продвигал строительство музея в Махачкале. Он последовательно демонстрировал подобный характер своей политики.
Правильно говорят, что каждая эпоха возводит памятники себе, даже если монументы посвящены героям прошлого. Так и нынешние республиканские функционеры через брошюры, выставки и медиаэкспозиции используют известных личностей прошлого так, чтобы они служили их нынешним политическим интересам.
Сулейман Джафаров, ФЛНКА
Ниже приведены схожие материалы:
Категория: Лезгинская правда |
Просмотров: 3667 |
Добавил: Jurnalist
| В материале упоминаются:
|





